Во фразе «пристрастился к спиртному» есть что-то беспомощно щадящее. Просматривается инцидент с волей, когда она неожиданно подводит. Во всём остальном, кроме пьянства, Николай - железный человек. Только в одном не устоял, уступил, сломался. Наука тоже подтверждает, что с пьянством всё непросто. Человек порой употребляет не по желанию, а по биохимическому принуждению.
Когда Николай начал распиваться, офис отреагировал единогласно: «Вот даёт, отчаянная голова. Ничего не боится - ни цирроза, ни позора, ни бессонницы».
Николай до пьянства обеспечил себе хороший авторитет, сделал ресурс, поэтому рассчитывал его не растерять и тратить по надобности. Выйдет из запоя, всё вернет с процентом, как и здоровье - крепкое от природы, помноженное на здоровый образ жизни ( кроме алкоголя). Поэтому первые признаки затяжного пьянства (неряшливость, ошибки, неадекватное веселье) офис принял на «ура». Пусть смелый человек развлекается, жалко что ли. У приёма алкоголя есть свои законы: он или прекращается, или продолжается, переходя в регулярное русло и устанавливая свои жёсткие правила.
Почему Николай запил, можно только догадываться: неполадки с женой? стрессы с руководством? интерес к изменённому состоянию сознания - когда всё становится легким и неактуальным? Истинная причина неизвестна. Он своими переживаниями ни с кем не делился. Собутыльников среди сослуживцев не имел. Собирался ли прекращать алкоголизацию или двигаться к алкоголизму - по сосредоточенному внутрь себя лицу никто догадаться не мог.
Знаки набирающего обороты пристрастия скрыть было невозможно: утром пахло перегаром, вечером - спиртным. Николай ходил рассредоточенный от работы и сосредоточенный на поиске момента, когда уже можно начинать. Начинать потреблять уже на работе, потому что вечера короткие, быстро тянет ко сну. Можно просто не успеть набрать дозу, достаточную до сильной степени опьянения и недостаточную для смерти от передозировки. Мнение офиса тоже развивалось. От тихого одобрения оно трансформировалось в удивление «разве так можно?». По непрописанной этике компании замечания делать было не принято. Вроде как, и можно, но кто должен учить жить взрослого дядьку, тридцати восьми лет, непонятно. Никто на себя такую функцию не брал ещё и потому, что Николай был руководителем.
Люди наблюдали. Рассказывали небылицы, что в других странах принято говорить человеку, что он не прав. Или, наоборот, принято делать вид, что ничего не происходит. Как там у них точно - неизвестно.
А пока Николай спивался публично. Судя по ускоренным темпам, а с начала регулярного потребления прошёл год, финиш будет скоро. Николай с рискованным поведением уверенно двигался на победную прямую. То есть, трезвым практически не оставался. Принимал непопулярные решения, ссорился с партнёрами. Демонстрировал худшие качества характера и несвежее дыхание. Прекратить откровенный загул казалось невозможным, потому что предупредительные мероприятия проводить было поздно. з
Запретительные - невозможно. Уполномоченных запрещать не оказалось. Все со страхом ждали развязки. Даже те, кто Николая не долюбливал, переживали, потому что резких перемен не хотелось. Новый руководитель - это чёрная дыра, за которой притащится неизвестность. Остановила вакханалию менеджер по экологической безопасности Дарья Петровна.
Самый взрослый сотрудник офиса, убирая бутылки, однажды взяла на себя полномочия. Закрывшись с руководителем в его кабинете, она кричала, как пострадавшая, не стесняясь в выражениях, не слишком подбирая лексику. В течении двух часов приводила примеры пагубного воздействия алкоголя на ткань головного мозга. Директор пытался спастись бегством, но последовал рекомендации «си-и-идеть, пока не будет велено вставать». Офис тоже сидел, как вкопанный, на всякий случай. Из солидарности с руководителем.
Превышение служебных полномочий, конечно, не лучший пример борьбы с пагубными пристрастиями. Никто не спорит. Но Николай со следующего дня в офисе пьяным замечен не был, работа компании восстановилась, убытки возместили быстро. Но вопрос в другом.
Стоит ли рекомендовать Дарью Петровну к премированию в номинации «лучший мотивационный коуч в сфере здоровьесберегающих технологий»? Или нужно ещё потренироваться, прежде чем метод тиражировать?
Офис пока не готов ответить на вопрос, потому что не отошёл от культурно оздоровительного шока.
Читайте так же другие рассказы автора:
Как воспитать эгоиста. Тиран-тряпка
Как прожить, если в детстве не унижали
Пугай разводом, это работает. Издеваться над любящими эффективнее
Удовольствие от истерики, предынфаркт матери и книга ненависти