Нашли топор под лавкой, слава Б-гу. Поняли, наконец, почему ребёнок обещает себя покалечить: отец у неё тиран и самодур. Хорошо, что нашли причину эмоциональной нестабильности девочки: в разногласиях родителей в воспитании. В других семьях дети тоже учиться не хотят, кожу себе царапают в знак протеста, но причин там и не ищут. Пускают все на самотёк.
В семье Риты - отец тихий и податливый. Это психолог догадалась, что он всех тиранит. Бывают такие «любящие тираны»: сам ласковый, но уроки делать просит постоянно. Самому нет никакого дела до чувств ребенка; он не учитывает, что она уроки не любит. Мать Алла Ивановна полностью согласилась с психологом и окончательно вывела тирана на чистую воду, когда заметила как Рита болезненно на замечания отца реагирует.
Успеваемость Ритули снизилась в шестом классе. Тогда Алла Ивановна вышла на работу и не могла больше за дочь уроки делать. Девочка не привыкла делать их самостоятельно. Почему мать вышла на работу - муж мало зарабатывал, стало не хватать. Уже тогда Алла Ивановна ему сказала: «Под ногами болтаешься, лучше бы уроки с ребенком делал». Отец и не отказывался, но Ритуля хотела только с мамой. Без матери к письменному столу не подходила. Отец предложил помощь дурацкую. Сказал:« Давай частично, доченька: я пишу, ты переписываешь». Как ребёнок может переписывать за его каракулями? Если хочешь помочь, сделай все за ребёнком. Этот суррогат «сделай сама» предлагать никому не надо. У тиранов есть такое качество - быть внешне доброжелательными, чтобы люди бдительность потеряли.
Худо-бедно до восьмого класса доучились, а тут тестовые контрольные начались. Ритуля никогда не любила квадратики заполнять. Они всегда вызывали отвращение. Совсем успеваемость скатилась, в школе начали не уважать. Отца отправили на переговоры, и опять он всё провалил. Знали бы тогда, что все зло от него, не доверяли бы важных дел. Даже зачатие ребенка доверили бы другому человеку, который разбирается в детской психологии и не гадит. Неумышленное вредительство у Аллы Ивановны причислялось к запланированному.
Как можно говорить ребенку «пошли делать уроки, я тебе помогу», если от слова «уроки» девочку трясет? Видишь же слова паразиты, триггеры истерики, обойди их. Замени на менее агрессивные. Например, «пойдём купим тебе что - нибудь дорогое». Ритуля не любит дешхвые вещи, вкус у нее, как у матери, отменный. Как и красота, и ум, широкий взгляд на мир - всё хорошее у Ритули от матери.
В школе отец не смог отстоять право ребёнка учиться, как хочет, и быть вольным слушателем. В кабинете завуча расстроился, покаялся в домашней вседозволенности и педагогической запущенности. Опозорился, семью опозорил и проявил себя, как тряпка. Это на людях.
Дома продолжал вести себя, как тиран. Делал матери замечания при ребенке, когда вкрадчиво умолял привить девочке «ответственность и желание работать на результат». Какой результат? Пахать, как все по двенадцать часов, чтобы ничего не узнать? Потом ещё пахать в университете? Алла Ивановна предлагала единственно возможный результат - оформить девочку в частную школу, потом в платный современный университет, где девочке непременно понравится. Это в школе ей не нравится. В современном университете, где все модно одеваются, где масса разных кафе и досугов, она будет учиться с удовольствием. Только тиран-отец может в этом сомневаться.
Отца решили на переговоры в школу больше не отправлять. Толку - ноль, одни убытки. Отсылать его жить в другой город тоже пока не стали, потому что он кормилец. И Риточкины истерики вечерами быстрее заканчиваются, когда Алла Ивановна на отца набрасывается с заявлениями «это от тебя у ребёнка голова болит, ты заставлял её за уроками сидеть по пятнадцать минут подряд».
Первый раз девочка кожу циркулем поцарапала, когда родители ругались. Уроки делать давно не заставляли, имфоповодов для истерик стало мало. Ссоры родителей вовремя подвернулись - тяжело жить в семье, где близкие люди ругаются. Тяжело, но можно, если себя царапать. И царапины им предъявлять. Отец первый раз переживал, давление мерял, просил всех успокоиться, брал всю вину на себя. Да, он причина Риточкиного селхарма. Он принуждал ребенка к выполнению уроков, но давно, два года назад. Теперь ничего от девочки не требуется, лишь бы себе не вредила. Отец даже в ссоре с Алой Ивановной ведет себя, как мышь. Спокойно и растерянно. Понимая, что ссоры избегать нельзя, они Риточку развлекают.
Но тиранов прошлых не бывает. Память у всех хорошая. И тут вопрос: если тиран когда- нибудь подаст голос снова и обидит Аллу Ивановну недоверием как воспитателя - он будет считать тираном - рецидивистом? Или разрушителем системы «как воспитать эгоиста»?Сам отец, кстати, «вылитый нарцисс», по справедливому замечанию психолога. Нарциссы нередко воспитывают ярких неординарных личностей.
Или и дальше всё будет хорошо, как раньше. Светлые силы часто борются с темными. А третьи силы наблюдают и ждут, чем бы поживиться, когда проигравшим будут раздавать слонов.
Читайте так же другие рассказы автора:
Радикальный метод борьбы с пьянством
Как прожить, если в детстве не унижали
Пугай разводом, это работает. Издеваться над любящими эффективнее
Удовольствие от истерики, предынфаркт матери и книга ненависти