Итак, мы закончили путешествие на электричках по Транссибу. И как это ни грустно осознавать, но сквозного движения нет. Где-то разрывы показались и вовсе надуманными. Где-то, наверное, действительно возить некого и проще поезд дальнего следования останавливать у "каждого столба". Вот ссылка на последнюю публикацию того цикла:
Ну а мы давайте попробуем пройтись по Байкало-Амурской магистрали таким же способом.
Будем считать конечной точкой БАМа на западе Тайшет. Стоял я там как-то шесть часов с Усть-Илимском составом много лет назад в 2009 году. Немного прогулялся по районам около вокзала, но мелкий моросящий дождь не очень располагал к прогулкам. Вот эта фотография очень хорошо отражает то, что я там увидел:
Кстати, Тайшет в Иркутской области, но к Красноярску он в два раза ближе. Тут строят алюминиевый завод. Что-то уже вроде бы даже запустили в эксплуатацию. И как-то я читал новость, что РУСАЛ хочет построить в Тайшете аэропорт. Сразу же "12 стульев" вспоминается. Это будет Нью-Иркутск прямо )
Вот от Тайшета мы и выдвинемся на первой утренней электричке в 07:10 на северо-восток в направлении Чуны. Кстати, Тайшет можно трактовать как холодная река.
Когда я первый раз ехал по этой ветке, то утром, когда рассвело, сел и стал смотреть в окно.
- Что Вы там хотите увидеть? - спросил меня попутчик.
- Что-нибудь интересное, красивое!
- Не старайтесь. Это самая некрасивая дорога, которой я когда-либо ездил.
Ну я не скажу, что она совсем некрасивая. Лес стоит кругом. Но какой-то действительно немного "жидковатый", как говорят. Но в целом зимой, когда всё было в снегу, совсем уж удручающего впечатления это точно не производило.
До Чуны немногим более 3-х часов пути. Пассажирский поезд тоже следует не намного быстрее. За все время 23 остановки.
В поселке Чунском (или в Чуне, как часто у нас говорят) придется провести 5,5 часов. Здесь о согласовании электропоездов точно будут думать в последнюю очередь. Есть - и Слава Богу!
Изначально весь этот участок дороги назывался Тайшето-Ленским. Сейчас это ВСЖД, что и порождает дискуссию о том, стоит ли этот кусок считать БАМом или же вести отсчет от станции Лена в Усть-Куте.
В общем, отдохнув, размяв ноги и перекусив, мы в 15:55 выдвигаемся дальше на Вихоревку. Это, кстати, город. Назван по реке Вихоревы, которая в свою очередь от стрелецкого сотника Вихоря Савина, павшего здесь в перестрелке с местными жителями. Ему здесь и памятник есть прямо рядом с вокзалом.
От Чуны до Вихоревки около 2,5 часов, но здесь придется ночевать, поскольку поезд на восток будет лишь на следующее утро. В 06:40 мы отправимся далее, по пути проследуем через центральный район Братска, район Падун (там станция Падунские пороги, далее через Энергетик, после которого в районе 9 утра и будет то, ради чего многие едут именно по этой ветке - Братская ГЭС, по верхней части которой с хорошим обзорным видом и следует электричка. Она, кстати, до Коршунихи-Ангарской - Железногорска.
После плотины ГЭС будет еще одна крупная станция в районе Братска - Гидростроитель. А вот затем дорога между холмов / сопок / хребтов - кому что больше нравится - в принципе красивая. Особенно последние километры у Железногорска. Справа колоссальные отвалы, совсем рядом со станцией тоннель.
В общем, около 13 часов мы окажемся в Железногорске-Илимском на станции Коршуниха. ГОК тут тоже Коршуновский. По размеру он примерно как Вихоревка - немногим более 20 тыс. чел. население. Руду здесь нашли давно, но разрабатывать начали лишь в середине ХХ века. Названа же станция и месторождение по имени первооткрывателя.
В советские годы город жил очень даже неплохо. Здесь даже раньше Братска и Усть-Илимска появились девятиэтажки. Был чуть ли не первый в области широкоформатный кинотеатр, бассейн 50-метровый. Он в Иркутске то появился недавно! И аэропорт работал. Но потом трудные времена пришли.
Много времени на Железногорск у нас не будет. Можно, конечно, здесь и на ночь остановиться, но есть электричка на 14:00 до Лены (Усть-Кут). Здесь все как раз прилично согласовано. Три с небольшим часа в пути по достаточно красивым местам, и мы в Усть-Куте. Станция Лена, порт Осетрово. Знаменитый крупнейший речной порт времен СССР. Но сейчас порт в прошлом. Главный проект наших жней - завод полимеров, который строит здесь Иркутская нефтяная компания.
Сказать, что в Усть-Куте есть где разгуляться, я не могу. Можно погулять по центру, конечно, но здесь больше скалы красивые вокруг города. Но туда без машины никак. В принципе, на следующий день до электрички на Киренгу есть аж полдня. Можно нанять таксиста и попросить провести хотя бы по объездной дороге, чтобы посмотреть пейзаж.
Кстати, назван город по реке Кута, которая в его пределах и впадает в Лену. Ну а мы на следующий день садимся в 14:44 на следующую электричку и следуем дальше на восток на Киренгу. Как раз Лену пересечем по мосту. Я дальше ездил только на машине, поэтому будем осваивать вместе с вами.
До Киренги почти 4 часа пути. Выглядит станция вот так:
Находится станция в пос. Магистральный. Вот сюда и выезжают те, кто решил пробираться из Иркутска в эти края коротким путем через Жигалово. Ведь на машине из Иркутска через Тулун и Братск до Усть-Кута около 1000 км, а по прямой до Магистрального гораздо ближе. Но все прелести дороги мы уже вспоминали в одной из публикаций.
А вот на следующее утро уже можно выдвигаться из Киренги прямо до Северобайкальска. Прямая электричка, 4,5 часа в пути, и вы в крупнейшем городе на берегу Байкала. Ну что сказать?! Молодцы ВСЖД. Вдоль всего этого участка пригородное сообщение живо! Я бы сказал, что это действительно огромное достижение по современным временам. Понятно, что и места там не самые населенные, но этот социально значимый вид транспорта сохранили. Вот у меня, например, одна из самых умных студенток в этом семестре была со станции Гоуджекит. Как раз на этом участке. Много рассказывала о нем, о красоте природы. Там сейчас есть база на термальных источниках!
А вот и перевал Дабан:
А вот и Северобайкальск:
Ну а мы на следующий день отправимся еще дальше на восток. Но это уже совсем другая история. Спасибо, что читаете!