Кадзуо Накамура посвятил последнее десятилетие своей карьеры изучению числовых прогрессий и закономерностей, фундамента, лежащего в основе Вселенной и всей природы. "Цифровая структура II" - вершина этой работы. Картина состоит из мельчайших синих квадратиков, большинство из которых исписаны цифрами, расположенных узорами на фоне цвета слоновой кости. Конкретные математические функции, упомянутые на этой картине, включают треугольники Серпинского, треугольники Паскаля, каталонские числа и магические квадраты. Вероятно, это последняя картина, написанная им, за исключением нескольких вариантов пейзажей начала 1960-х, которые были популярны у коллекционеров и хорошо продавались.
"Цифровая структура II" является частью серии работ, иллюстрирующих числовые прогрессии, такие как числа Фибоначчи, две или более общие числовые комбинации, такие как магические квадраты, как показано в "Без названия (Магические квадраты)" (1975-85). Они расписаны вручную, чаще всего с использованием синего и белого цветов, что еще раз напоминает айдзури-э, японскую гравюру на дереве. Использование математики и сеточных узоров, которые они создают, контрастируют с цифрами, написанными от руки и повторяющими нарисованные от руки линии в минималистских работах Агнес Мартин (1912-2004). Картины - это еще одна встреча между человеческим разумом, выраженным почерком, и вселенной, которую разум стремится описать, выраженной числами. Здесь этот диалог сводится к какому-то своему существу с помощью числовых моделей, существующих в природе.
Что интересно в исследовании Накамурой этих числовых последовательностей, так это то, что они сосредоточены на закономерностях, в отличие от теорем, которые описывают поведение природных явлений. Различие между ними не обязательно велико, но закономерности обладают эстетическим качеством, которое привлекло бы внимание художника. Накамура, безусловно, мыслил шире. Он сказал: “Меня всегда интересовали внутренние структуры, закон порядка, который лежит во всем”, но в конечном счете он сосредоточился исключительно на числовых моделях.
Что вызвало это увлечение - некоторые сказали бы, одержимость - возможно, было “открытием” фракталов Бенуа Мандельбротом. В 1975 году математик опубликовал статью, в которой он ввел термин “фрактал” для описания формы геометрического повторения, при которой грубая форма может быть разделена на части, каждая из которых является постепенно уменьшающейся копией одного и того же общего рисунка - вспомните папоротники или снежинки. Примерно в то же время Накамура начал разрабатывать числовые прогрессии на пачках миллиметровки. Как он заявил в 1993 году, это стало “моей самой важной работой на данный момент”. А арт-дилер Кристофер Каттс отметил после смерти Накамуры в 2002 году, что “Каз искал Великую теорию.... Этот поиск был его святым Граалем, его чашей. Он чувствовал, что работы по числовой структуре составляют его наследие”.
Хотя его работа с числовыми последовательностями никогда не заканчивалась, о чем свидетельствуют связки прогрессий на бумаге, которые Накамура создавал вплоть до своей смерти, он все же бросил создание "Цифровой структуры II". Как он заявил в интервью: “Я хотел бы продвинуться как можно дальше в область теории. Когда я так работаю, я всегда открываю для себя что-то новое. Тогда как живопись - это просто перевод”. Он заключил: “Я надеюсь вернуться к живописи”. По иронии судьбы, когда можно было утверждать, что Накамура достиг самой абстрактной формы выражения из возможных, сам он чувствовал обратное: он раскрывал великие универсальные истины. Он заявил: “Вы могли бы просто сказать, что на самом деле я реалист”.