Найти тему
Интересное рядом

Князь Михаил Всеволодович Черниговский. Странная история для святого.

Немало русских князей канонизированы Русской православной церковью и причислены к лику святых. Это и Великая княгиня Ольга, и Великий князь Владимир - креститель Руси, и Борис, и Глеб, и Александр Невский, и Псковский князь Довмонт и другие. Есть среди них князь Михаил Всеволодович Черниговский - ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ в чи­не бла­го­вер­но­го кня­зя и му­че­ни­ка. А что он сделал за свою сравнительно долгую, по тем меркам, жизнь и почему причислен к лику святых?

Святой Михаил Черниговский. Изображение из интернета.
Святой Михаил Черниговский. Изображение из интернета.

Родился Михаил Всеволодович в 1179 (1180) году в семье князя Всеволода Святославича Чермного. Матерью его была дочь польского короля Казимира II Мария. Принадлежал Михаил к династии черниговских Ольговичей. На момент рождения Михаила его дед, князь Святослав Всеволодович, был князем Черниговским и великим князем Киевским. Все предки Михаила по мужской линии в свое время, пусть и ненадолго, занимали Киевский великокняжеский стол, поэтому и Михаил, как старший сын своего отца, с самого раннего детства знал, что по праву рождения имеет право на верховную власть.

Первое упоминание Михаила Всеволодовича в источниках отмечается 1206 г., когда его отец, рассорившись с Всеволодом Большое Гнездо, главой Владимиро-Суздальской земли, изгнал из Киева его ставленника и, по совместительству, двоюродного племянника, Рюрика Ростиславича и попытался занять его место. Переяславль Русский (Южный), Всеволод Святославович передал как раз своему сыну Михаилу, для чего с Переяславского стола был изгнан шестнадцатилетний сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав – будущий Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского. Впрочем, на Киевском столе Всеволод Святославич продержался совсем недолго, уже в этом же году Рюрик Ростиславич сумел вернуться, изгнав Всеволода из Киева, а Михаила из Переяславля, посадив там своего сына Владимира.

Где находился и что делал Михаил до 1223 года неизвестно. Вероятно в это время он занимал один из второстепенных столов в Черниговской земле, активно в усобицах не участвуя. Не позднее 1211 года Михаил женился на Алене Романовне, дочери Романа Мстиславича Галицкого и сестре своего будущего злейшего врага Даниила Романовича.

Битва при Калке. Изображение из интернета.
Битва при Калке. Изображение из интернета.

В следующий раз мы встречаем упоминание о Михаиле Всеволодовиче в летописях за 1223 год в связи с битвой на реке Калка, в которой погибли многие русские князья. Михаил Всеволодович сражается в составе черниговского полка и ему удается избежать гибели и вернуться домой, в то время как его дядя Мстислав Святославич, князь Черниговский, погибает. Михаил, как старший в роду Ольговичей, занимает освободившуюся вакансию в одной из сильнейших вотчин на территории Руси и становится Черниговским князем. Такое положение открывало перед Михаилом совершенно новые возможности для реализации его политических амбиций. Из мелкопоместного князя он превратился в политическую фигуру общерусского масштаба.

Одним из первых шагов Михаила в качестве князя Черниговского было установление дружеских отношений с великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем, главой суздальского княжеского дома. Помощь в этом ему, вероятно, оказывала его родная сестра Агафья Всеволодовна, жена Юрия.

В 1225 году отношения между Владимирским князем и Новгородом снова обострились. Княживший там Всеволод Юрьевич вынужден был бежать из него, осел в Торжке, арестовал там все новгородское имущество и перекрыл торговый путь. Юрий поддержал сына. Новгородцы ополчились, собираясь оборонять город. Конфликт нужно было улаживать, и Юрий предлагает новгородское княжение Михаилу Всеволодовичу Черниговскому. Михаил соглашается и отбывает в Новгород, который принимает его с радостью.

Лицевой летописный свод XVI века, 1225 г. Скрин.
Лицевой летописный свод XVI века, 1225 г. Скрин.

В Новгороде Михаил ведет популистскую политику, много обещает, в том числе совершить в интересах Новгорода военный поход в Ливонию или на Литву, а также обещает уладить конфликт с Юрием. И если последнее, благодаря его отношениям с Юрием, ему удается (Юрий освобождает всех пленников и возвращает новгородцам их товар), то первое оказывается выполнить значительно труднее. Столкнувшись с боярской оппозицией и своевольным вече в Новгороде, Михаил пасует, добровольно отказывается от новгородского княжения и уезжает к себе в Чернигов.

В 1229 году, решив, что за счет Новгородского княжения он существенно сможет расширить свои возможности, Михаил, воспользовавшись смутой и голодом, вновь начал княжить в Новгороде, снова пообещав новгородцам военный поход, а за­тем ос­та­вил на кня­же­нии там стар­ше­го сы­на Рос­ти­сла­ва, вернулся в Чернигов. Но уже в 1230 году Ростислав сбежал из Новгорода, а возмущенные этим новгородцы вновь призвали на княжение Ярослава Всеволодовича.

Лицевой летописный свод XVI века, 1230 г. Скрин.
Лицевой летописный свод XVI века, 1230 г. Скрин.

В 1231 году Ярослав с новгородцами, при поддержке брата Юрия, Владимирского князя, совершил военный по­ход в Черниговскую землю. Но Черниговский князь от сражения отказался, был заключен договор, по которому Михаил Всеволодович отказывался от претензий на новгородскую землю.

Лицевой летописный свод XVI века, 1231 г. Скрин.
Лицевой летописный свод XVI века, 1231 г. Скрин.

Потерпев неудачу на севере, Михаил Всеволодович Черниговский переключает свое внимание на юг.

В том же, 1231 году, он планирует поход на Киев, но на помощь Владимиру Рюриковичу, Киевскому князю, прибывает Даниил Романович, князь Волынский. Узнав об этом, Михаил пересмотрел свои планы и от похода отказался, примирившись с Владимиром.

Князь Даниил Романович Галицкий. Изображение из интернета.
Князь Даниил Романович Галицкий. Изображение из интернета.

В 1235 году Михаил Черниговский решил повторить попытку завладеть Киевом. В этот раз его союзником выступил Изяслав Мстиславич, возможно, сын Мстислава Удалого, княживший в то время в Торческе. Даниил Романович, уже в то время князь Галицский, вновь приходит на помощь Владимиру Киевскому, коалиция Михаила и Изяслава распадается, последний бежит к половцам, а Михаил возвращается в Чернигов. Владимир с Даниилом преследуют его, разоряя по пути черниговские земли, разграбили несколько городов, летопись отмечает захват Снова, Хоробора и Сосницы и подступили к Чернигову, но на штурм города не отважились. Возвращаясь в Киев, они потерпели поражение от половцев, которых привел на помощь Изяслав Мстиславович. Владимир Рюрикович попал в плен и был уведен в степь, а Киевский стол достался союзнику Михаила Изяславу.

Даниил Романович вернулся в Галич, но восставшие горожане его не приняли и указали на дверь. Даниил уехал в Волынь, а оставшиеся без князя галичане пригласили себе на княжение… Михаила Всеволодовича Черниговского. Таким образом, Михаилу удалось объединить под своей рукой два из трех самых главных княжеских стола в южной Руси - Черниговский и Галицкий. Третий стол - Киевский находился в руках его союзника Изяслава.

В начале 1236 года из половецкого плена выкупился Владимир Рюрикович, тут же изгнал из Киева Изяслава и, восстановив контроль над Киевским княжеством, начал оказывать активную военную помощь Даниилу. Присланный им отряд разгромил армию галичан, возвращавшуюся из набега на территорию Волынского княжества. Союз Волыни и Киева был восстановлен. Воспользоваться плодами побед 1235 года Михаил не успел или не сумел.

К лету 1236 г. Михаил решил реализовать свое превосходство, достигнутое за 1235 год и окончательно разгромить Даниила Романовича. Было запланировано вторжение на Волынь с трех сторон превосходящими силами: с запада должен был атаковать Конрад Мазовецкий – один из крупнейших и влиятельнейших польских феодалов того времени, с востока – сам Михаил с черниговскими войсками, с юга - галичане при поддержке половецкого войска, ведомого Изяславом Мстиславичем. Такого тройного удара Волынь, конечно, выдержать бы не смогла, тем более, что Владимир Рюрикович никакой военной помощи оказать ему не успевал - слишком далеко от мест событий находился Киев. Даниил был в отчаянии и, по свидетельству летописца, молился о чуде. И чудо произошло. Половецкое войско отказалось идти на Волынь, разграбило галицкие земли и ушло в степи. Михаил в виду неясности обстановки, по своему обыкновению, прекратил поход и вернулся в Чернигов. Конрад Мазовецкий, получив известие о предательстве половцев и уходе Михаила, в спешном порядке также свернул свой лагерь и прямо ночью, что говорит о его крайней поспешности, ушел в Польшу.

К концу 1236 года Михаил Черниговский владел Черниговом и Галичем, но прямого сообщения между его владениями не было. Чтобы попасть из одной части владений в другую следовало пересекать враждебные территории Киевского или Волынского княжеств. Венгрия усилиями Даниила, устранилась от участия в усобице, Конрад Мазовецкий, как представитель Польши, также убедившись в ненадежности Михаила Черниговского как союзника, отказался в дальнейшем выступать против Даниила. Сил для того, чтобы нанести противнику решающий удар, у противоборствующих сторон не было.

Великий князь Ярослав Всеволодович. Изображение из интернета.
Великий князь Ярослав Всеволодович. Изображение из интернета.

В конце 1236 - начале 1237 года Владимир Рюрикович добровольно уступает Великий Киевский стол Ярославу Всеволодовичу, давнему сопернику Михаила. Даниил Романович, в лице Ярослава получает сильного союзника, за которым стоит его брат Великий князь Владимирский Юрий. Он усиливает свои позиции, нейтрализует всех западных союзников Михаила.

Летом 1237 года между Даниилом Романовичем и Михаилом Всеволодовичем Черниговским был заключен мир, по условиям которого Даниил получал под свою власть Перемышльское княжество, ранее находившееся в сфере влияния Галича.

В конце 1237 года началось Батыево нашествие. Согласно летописи, к Михаилу за помощью против татар обратились Рязанские князья, послом был Евпатий Коловрат. Летописец говорит, что Михаил отказался предоставить помощь, так как

...рязанские с ним на Калку не пошли.
Евпатий Коловрат. Изображение из интернета.
Евпатий Коловрат. Изображение из интернета.

Ярослав Всеволодович, получив сведения о вторжении татар в суздальские земли, сразу бросил Киев на попечение Владимира Рюриковича и отбыл на север. Где он был зимой, когда татары разоряли Владимиро-Суздальскую землю, история умалчивает. В марте 1238 года Ярослав, сразу после ухода татар, появляется во Владимире и занимается, совместно с уцелевшими князьями, восстановлением и обустройством разоренных земель.

Михаил Всеволодович Черниговский воспринимает уход Ярослава из Киева, как свой шанс обрести вожделенный Киевский стол, и тут же бескровно его занимает, изгоняя оставшегося "на хозяйстве" Владимира Рюриковича. О том, что западные княжества могут стать следующей целью хана Батыя он, похоже, не думает. В Галиче Михаил оставил своего сына Ростислава, снова отобрал у Даниила Романовича Перемышль.

Исследователи считают, что Михаил, вероятно, планировал укрепиться в Киеве, накопить силы и уже в следующем 1239 году, нанеся мощный удар по Волыне, разделаться с Даниилом.

Но, опять помешали татары. В марте 1239 года они захватили и разрушили Переяславль Русский (Южный), следующей жертвой стал Чернигов – вотчина Михаила. Штурму города предшествовала осада, а под его стенами разыгралось настоящее сражение, которое дал татарам не Михаил Всеволодович, хозяин города, а Мстислав Глебович. Со своей небольшой дружиной, без всякой надежды на победу он примчался под стены города, напал на монгольское войско и, по всей вероятности, погиб вместе с дружиной, поскольку никаких упоминаний о нем в источниках мы больше не встречаем. Сам Михаил во время разгрома Чернигова сидел безвылазно в Киеве, глядя на уничтожение своей отчины со стороны…

В этом же году Даниил окончательно захватывает Галич, вынудив Ростислава бежать в Венгрию.

В 1240 году дошла очередь и до Киева. В марте к городу подошел посланный ханом Батыем хан Менгу – для разведки и переговоров. В город были отправлены послы с какой-то "лестью", по выражению летописи, то есть обманом. Михаил приказывает убить послов. Казалось бы - вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление татарам, но он поступает по-другому. Сразу же после избиения послов князь Михаил сбежал из Киева в Венгрию, к своему сыну, который находился при дворе короля Белы IV.

Король Венгрии Бела IV. Изображение из интернета.
Король Венгрии Бела IV. Изображение из интернета.

Что произошло между венгерским королем и Михаилом доподлинно неизвестно, но ему пришлось перебраться в Польшу. Там Михаил Всеволодович вынужден был начать переговоры с Даниилом Романовичем, князем Галицким, о мире. Даниил выделил ему в кормление город Луцк. Исследователи считают, что переговоры Даниила Галицкого с Михаилом Черниговским отдаленно напоминали попытку создания антитатарской коалиции, но было поздно. Михаилу пришла весть о падении Киева, он снова бросил все дела, забыл о достигнутых договоренностях, и сбежал в Польшу, к Конраду Мазовецкому. Оттуда при приближении татар во время их европейского похода ушел в Силезию, был там ограблен, потерял всю свиту, накануне битвы при Легнице, участвовать в которой лично он отказался, вернулся к Конраду, и при его дворе дожидался ухода татар.

В 1242 году Михаил возвращается в разоренный татарами Киев и вокняжился там. В 1243 году он едет в Венгрию на свадьбу своего сына Ростислава который женился на дочери Белы IV, но там опять возобновился его старый конфликт и разругавшись с королем и сыном Михаил возвращается на Русь, но уже в Чернигов, т.к. Киев к тому времени был уже признан ханом Батыем вотчиной Ярослава Всеволодовича. Хотя Ярослав находился во Владимире, претендовать на Киев Черниговский князь больше не стал.

Древний Чернигов, реконструкция. Изображение из интернета.
Древний Чернигов, реконструкция. Изображение из интернета.

В Чернигове Михаил княжил до своей поездки в Орду, куда был "настоятельно приглашен явиться" вместе с другими князьями, вернуться назад ему было не суждено.

Для того, чтобы встретиться с ханом, Михаил должен был пройти языческий обряд очищения огнем, а затем поклониться изваянию Чингисхана, однако, по свидетельствам современников, он категорически отказался это сделать, чем вызвал гнев хана и 20 сентября 1246 года был казнен вместе со своим боярином Федором.

Лицевой летописный свод XVI века, Обряд очищения огнем. Скрин.
Лицевой летописный свод XVI века, Обряд очищения огнем. Скрин.

События, произошедшие с князем, описаны во множестве источников: это и "История монгалов" Иоанна де Плано Карпини, и Галицкая летопись, и "Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора". Суть во всех источниках сводится к одному. Ему было велено поклониться идолам, пройти между кострами и поклониться хану Батыю. Михаил ответил:

...я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам.
Художник Лосев Н. Д. "Последние минуты князя Михаила Черниговского в ставке Батыя". Изображение из интернета.
Художник Лосев Н. Д. "Последние минуты князя Михаила Черниговского в ставке Батыя". Изображение из интернета.

Тело Михаила Всеволодовича было привезено и похоронено в Чернигове, в 1572 году он был канонизирован РПЦ, в 1774 году мощи перенесены в Архангельский собор Московского Кремля.

За что же князя Михаила Черниговского почитают как святого? До поездки в Орду он проявлял себя как нерешительный, трусливый правитель и неверный союзник. Убийство же послов уже тогда считалось большим преступлением.

Очищение огнем считалось необходимым ритуалом у многих народов, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все прибывающие к хану должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь. Поклонение же изваянию Чингисхана был скорее ритуалом светским, а не религиозным. Отказ Михаила от прохождения этих ритуалов, если это действительно было так, мне кажется, не более чем блажь престарелого князя (на момент гибели ему 66 лет). Эти ритуалы проходили все прибывающие к хану, а это святитель митрополит Алексий, святой благоверный князь Александр Ярославович Невский, святой благоверный Даниил Александрович Московский, святой благоверный Олег Иванович Рязанский, святой благоверный Дмитрий Иванович Донской и другие. И что же - их святость как-то пострадала от того, что они проходили между огнями и кланялись?

Еще один интересный момент. Почитание Михаила Черниговского как святого началось практически сразу после его смерти. Но не в Чернигове, где он правил и был похоронен, не в Киеве и не в Галиче, где его отлично знали, а в Ростове - городе в суздальской земле, где его вообще не знали, но где большим авторитетом пользовалась его дочь Мария - жена князя Василька Константиновича, казненного монголами сразу после боя на Сити и также канонизированного. Был даже возведён храм в его честь, до нашего времени, однако, не сохранившийся.

Так за что Михаил Всеволодович Черниговский был причислен к лику святых, что сделал он для Руси при жизни, и какую пользу принесло его самопожертвование (если оно имело место быть)?

__________________________________

Спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья подписывайтесь на канал, читайте уже опубликованные и не пропускайте новые.