Найти тему

Как дела у Вани. Продолжение истории, в которой мама смогла остановить травлю в школе

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Друзья, три месяца назад на канале была позитивная статья про то, как мама грамотным диалогом смогла остановить травлю в школе. Травлю устроила воспитатель продлёнки. Мама обратилась ко мне за помощью. Нам тогда удалось подготовиться к диалогу со школьной администрацией без эмоций, без нападений. Это сработало. Администрация не стала вставать в позу защиты, показала готовность сотрудничать. Травлю прекратили, воспитателя физически удалили от общения с ребёнком во время продлёнки. Правда, она ещё ведёт в классе один предмет, вот там контакт остался. Когда я опубликовала эту историю, многие из вас писали, что это классный пример того, как родитель, если он готов разговаривать цивилизованно, без наездов, готов видеть в школе не врага, а партнёра, может многое сделать. Я тоже верю, что это так. Однако, родитель и школа могут сколько угодно разговаривать друг с другом качественно, быть мастерами коммуникаций, важно также совпадать по ценностям. Важно вовремя увидеть несовпадение, если оно есть. Итак, во что вылилась вся эта история? Удалось ли школе создать для Вани безопасную среду? Мама мальчика вернулась ко мне с новостями в письме:

«Сына я всё-таки забрала из школы на семейное обучение. Понимаю, что это не спонтанное решение, оно зрело ещё в декабре, а сейчас окончательно утвердилось. Я поняла, что мы, как семья, никак не совпадаем по ценностям со школой. Более того, я с ней не совпадаю, как учитель.

К сожалению, несмотря на то, что включилась директор, травля воспитателем Вани продолжилась исподтишка. К тому же она ведёт у них один предмет, и Ваня стал отказываться ходить на этот предмет. В какой-то момент я столкнулась с тем, что и классная поддержала воспитателя, хотя я искренне считала, что она на стороне ребёнка, я даже её выгородила перед школьной администрацией.

Последней каплей был школьный новогодний праздник, на котором я побывала. Я увидела токсичную среду. Дети не умеют решать ничего словами, при любом удобном случае бьют друг друга. За короткий праздник я насчитала четыре драки. При этом в классе висят плакаты про дружбу и уважение. В реальности этого совсем нет. Атмосфера совершенно не располагает, чтобы дети раскрывали свои положительные стороны. Дети в классе жутко наэлектризованы. Нет работы по поводу того, чтобы научить детей решать вопросы словами. Но главное, я общалась с учителями, они не видят в этом никакой проблемы, считают, что всё хорошо, не видят, что им нужно развиваться. Я поняла, что буду тратить слишком много времени и сил, чтобы кому-то что-то доказать, в то время как ситуация меняться не будет, это будет сказываться в первую очередь на Ване. В декабре 2023 года он был очень нервный, на взводе. На любую доброжелательную просьбу вставал в стойку, начал грубить. Совершенно пропало желание учиться. Он был похож на вернувшегося с фронта солдата с ПТСР. Пока он побыл в семье на каникулах, всё это наносное заметно стало с него сползать.

К этому моменту я уже глубоко погрузилась в тему семейного образования как педагог. Теперь посмотрела на это как родитель. В итоге мы попробовали неделю в семейной школе. Я посмотрела, как там работают учителя. Я увидела совершенно иную среду. Базовое принятие ребёнка, нет бессмысленного отсчёта клеточек, не снижают баллы, если ребёнок сам исправил свою ошибку. Наоборот, если ребёнок сам нашёл и исправил, его хвалят за это и поддерживают. Всё это укрепило меня в решении забирать Ваню на семейное.

Скоро уже месяц, как Ваня в новой школе. Сын пока приходит в себя, я называю этот период «расшколивание». В прошлую школу совсем не рвётся, что тоже показательно. Исчезла агрессия на просьбы. Ушла постоянная поза защиты. Сейчас моя основная задача вернуть ему интерес к учёбе, он ведь раньше очень любил учиться, но ему крайне важна безопасная обстановка, и чтобы было интересно.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Я порой слышу комментарии о том, что мы проиграли, не стали бороться за ребёнка, что я своего забрала, а как же остальные, они остались там. Я так скажу. Если бы я увидела, что прикладываемые мной усилия дают хоть какой-то эффект, что школа действительно не на словах, а на деле что-то меняет, я бы продолжила. У меня даже были идеи прийти в класс, предложить мои программы развития в детях осознанности, вовлечения и увлечения детей, показать учителям, как это можно использовать на разных уроках. Но я поняла, что это просто не возьмут. Я всё равно буду предлагать эти программы, но тем школам и учителям, которые хотят взять. Уверена, такие школы есть».

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.