Осень, по-видимому, является первым натюрмортом Кадзуо Накамуры. Созданная, когда он был студентом Центральной технической школы в Торонто, эта работа изображает дерево в горшке или растение, стоящее на столе, с видом на лес позади. Натюрморты часто служат мостами между миром, созданным человеком, и миром природы, и здесь домашнее растение противопоставлено дикому лесу.
Согласно традиции натюрморта, особенно в том виде, в каком она сложилась в Европе в XVII веке, осень Накамуры знаменует течение времени и действует как memento mori (лат. "помни о смерти"). Сезонная отсылка к названию и контраст между листвой вечнозеленых растений на заднем плане и голыми ветвями дерева в горшке посередине отсылают к циклу жизни на фоне более постоянного, лежащего в основе порядка.
На самом деле, здесь происходит странный поворот: точно так же, как на картинах Ташме, кажущийся хаос природного мира скрывает тонкую глубинную структуру, проявляющуюся через узор. Тем не менее, натюрморт является гораздо более интимным выражением этой темы и отражает изменения, происходящие в жизни Накамуры. Сейчас, поселившись в Торонто со своей семьей и сосредоточившись на выбранном ремесле, художник рисует осень как нечто вроде вздоха облегчения, момента спокойных размышлений. Однако контраст между нашей искусственной реальностью и природой, между иллюзией совершенства, разрушенной войной, и тем, что могла предложить природа, сохраняется.
Деревянный стол, на котором стоит фруктовое дерево в горшке, нарисован по линиям перспективы, уводящим взгляд от переднего плана к заднему. Это выглядит более контролируемой, размеренной организацией, чем лес за ним или беспорядочно раскинувшиеся ветви дерева в горшке. И все же в кажущемся хаосе листвы есть закономерность, которая проявляется в очень структурированных горизонтальных мазках, которые Накамура использовал для ее рисования. Дерево в горшке постепенно сливается с этой массой листьев.
Стилистически рисунок кистью на заднем плане напоминает Поля Сезанна (1839-1906). В письме коллеге, французскому художнику Эмилю Бернару от 15 апреля 1904 года Сезанн предложил ему “иметь дело с природой посредством цилиндра, сферы и конуса” - другими словами, использовать геометрию для поиска порядка в мире природы. Осенью Накамура также использует типичную для Сезанна игру между поверхностью и глубиной, плоскостностью и пространством. Например, он рисует такие объекты, как фрукты, частично круглыми, а частично плоскими.
Осень также, по-видимому, отсылает к знаменитым картинам с деревьями Пита Мондриана (1872-1944), о влиянии которого Накамура упомянул в интервью, данном им в 1979 году. Например, на картине Мондриана "Серое дерево", 1911, изображено дерево без листьев, постепенно начинающее сливаться с окружающим пространством. Эта серия линейных работ в конечном итоге привела к чистой абстракции в неопластических композициях Мондриана.
Накамура продолжал периодически писать натюрморты на протяжении 1950-х и вплоть до 1960-х годов, кульминацией которых стала интригующая серия работ, изображающих зеркальные объекты, таких как "Перевернутые изображения" (1965).