Начало здесь:
В течение недели за Есениным велось наружное наблюдение, в журнал записывался каждый его шаг — когда он приходил и уходил с работы. Там же фиксировалась информация о встречах с его гражданской супругой. Из донесений филеров, наблюдавших за Есениным 5 ноября 1913 г.:
«В 9 час. 45 мин. вечер, вышел из дому с неизвестной барынькой. Дойдя до Валовой ул. постоял мин. 5, расстались. «Набор» вернулся домой, а неизвестная барынька села в трамвай, на Смоленском бульваре слезла, пошла в дом Гиппиус с Дворцового Проезда, пошла в среднюю парадную красного флигера № 20 с Теплого пер. во дворе флигель правая сторона квар. в среднем парад, в низу налево, где и оставлена; кличка будет ей «Доска».
Что это за «барынька», охранка постаралась узнать очень скоро: «Для её опознания филер сообщил приметы полицейскому надзирателю 1-го участка Хамовнической части: «Лет 20, среднего роста, телосложения обыкновенного, темная шатенка, лицо круглое, брови темные, нос короткий, слегка вздернутый».
В типографии Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая также работала помощником корректора. У молодых людей завязались отношения, которые в скором времени переросли в гражданский брак.
О знакомстве с молодым поэтом Изряднова вспоминала:
«Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был очень заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение было у него угнетенное: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать. Отец журит, что занимается не делом, надо работать, а он стишки пишет.
Был у него друг, Гриша Панфилов (умер в 1914 году), писал ему хорошие письма, ободрял его, просил не бросать писать. Ко мне он очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — они нехорошие. Посещали мы с ним университет Шанявского. Все свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думая, как жить.»
Филер, следуя за «барынькой», описал и дом, и расположение квартиры достаточно полно. Нам останется лишь добавить по материалам Исторического архива, что владение по Теплому переулку (ныне ул. Тимура Фрунзе), д. 20, принадлежало художнику архитектуры Карлу Карловичу Гиппиусу.
В итоге был произведен обыск в съемной квартире Есенина, но ничего не нашли, и на этом история закончилась.
Когда я искала дом, где жила Анна Изряднова, не смогла удержаться и не по фотографировать прекрасный доходный дом архитектора, мастера эклектики и модерна Гиппиуса.
Дом построен по индивидуальному проекту самого же Гиппиуса. Мне несказанно повезло и даже удалось попасть внутрь. Очень интересная и нетипичная планировка лестничных пролетов, включающая в себя не только стандартные межэтажные, но и ответвление коридора с арочными окнами на площадку еще с двумя квартирами. Мне нравится как смотрятся эти белые карнизы и закругленные углы на фасаде таких зданий.
Я обожаю архитектуру и дух старых доходных домов. Их стены несут энергетику того времени и тех людей. Сколько всего видели эти стены. Две революции, войну, перестройку. Одни жильцы сменялись другими.
Они тоже жили, любили, страдали, радовались, кипятили утром чайник... Звонкий детский смех, веселый собачий лай, разговоры, переживания или наоборот счастливые моменты - все это тоже раздается эхом в коридорах кирпичных стен...
Внутри этого двора и находится тот самый красный флигель в средней парадной которого, на первом этаже занимала квартиру из трех комнат под № 28, семья Изрядновых, хозяин которой и три его дочери, работали в типографии И.Д. Сытина. Есенин часто бывал здесь на протяжении нескольких лет.
В итоге на съемной квартире Есенина произвели обыск, но ничего не нашли, и на этом история закончилась.
Благодарю, что дочитали до конца. Ставьте 👍🏻 если статья была интересна и полезна.
Продолжение в следующей публикации.