Повеяло весной и одновременно романтикой дальних дорог. Читатели вспоминают свои автоприключения, труднопроходимые грунтовки, вымирающие деревни и "доброго Сусанина", направившего путешественников прямиком в глушь.
Фантастическое зрелище
Ахорн
По пути к нашей деревне мы проезжаем от асфальта по грейдеру 5 километров поля и 11 километров бора. Так вот, каждую осень на поле возле леса происходит грандиозный слёт журавлей. Огромные стаи с сотнями роскошных птиц проводят там тренировки и слаживание в полёте перед дальней дорогой. Зрелище совершенно фантастическое и изумительное по красоте. Большие группы взлетают, выстраиваются, перестраиваются, совершают манёвры, и так - на большом пространстве. Прямо дух захватывает.
Удивительный контраст
Сергей Л
Прочитал в "Ведунье с Тверских болот" описание дороги, название "Рамешки", про череду умерших и еще живых деревень, о видах вокруг, автоматом вспомнились развалины и нищета Вышнего Волочка, окрестности Удомли. Не знаю почему, но именно это всплыло в памяти.
Полез в карты: точно - те края. Солнце - праздник. Мертвые деревни, на дверях домов прибитая ржавым гвоздиком выцветшая фотография старичка или старичка и старушки. Безумные заросли борщевика высотою с дерево. Красивые озера с ледяной водой и огромными комарами, злыми, как дворовые псы.
Удивительный контраст: не так уж и далеко нарядная Тверь, город - сказка советского времени Дубна. И рядом эти суровые, пропитанные сыростью и тоской места.
Встреча с Сусаниным
Андрей Титов
Когда-то мы с друзьями частенько ездили на рыбалку. Особенно любили не проверенные водоёмы, "где всегда клюёт", а места новые и незнакомые. И однажды мы добрались и до тверской глухомани - отправились в направлении Бежецка, через Рамешки.
Прибыв на реку (кажется, это была Молога) и найдя внешне привлекательное место, мы приступили к любимому занятию. Но не клевало. Совсем. Ни на удочку ни на спиннинг.
Машина у меня тогда была интересная - полноприводный грузовичок КИА Бонго- разновидность всем известного Портера, только под другим брендом и с серьёзной трансмиссией 4Х4. Не УАЗик, конечно, но всё же.
И вот, проведя неудачный день без улова, мы отправились на поиски новых мест. Заехали в какую-то деревню. Народу - никого. Двинулись по просёлочной дороге в сторону леса. И тут откуда ни возьмись мужик в камуфляже, кто-то из местных. Мы к нему:
- Не подскажете, до реки как проехать?
- Да вот по этой дороге и езжайте, - указал мужик на грунтовку, ведущую в лес. Прямо к речке и попадете.
- А проедем?
- Да без проблем! Здесь и на легковых все ездят.
Поблагодарив мужика, мы решительно рванули навстречу приключениям.
Вскоре стало ясно, что по этой "дороге" давным-давно не ездят не только легковушки, но и тяжёлая техника вроде тракторов. Грунтовка постепенно превратилась в заросшее травой и мхом "направление". Мне бы вовремя сдать назад, но жажда приключений победила. Двинулись дальше. И поняли, что попали. Машине стало совсем тяжело, она с трудом двигалась Несмотря на полный привод и понижающую передачу начала вязнуть в трясине. А места для разворота нет и не предвидится! Остановка- смерти подобна, тронуться с места точно не удалось бы. Только ходом!
Стало ясно, что коварный "Сусанин" умышленно загнал нас в ловушку! С какой целью - непонятно. Может, просто поиздеваться над "этими москвичами", а может, с целью подзаработать, вытаскивая их трактором. Но его коварный план провалился. Каким-то чудом друг увидел из окна небольшую полянку и крикнул:
- Направо! Быстро!
И вовремя. Ещё секунда, и пролетели бы мимо, а впереди - засада. Я свернул, взял максимально возможный радиус, чтобы не потерять скорость, и, маневрируя между кочек и пней, ходом на разворот! Снизу раздался страшный грохот - с мясом вырвало защиту картера. Так она в лесу и осталась. Но каким-то чудом машинка не подвела, вывезла!
Мы благополучно вернулись в деревню. И долго ещё вспоминали "доброго Сусанина".
Век не прошлый, а позапрошлый
борисова м.
Дураки и дороги. Я про себя и Тверскую область. Кто сказал так? Гоголь? Салтыков-Щедрин или Карамзин? Это уже не важно. Прошло время и ничего не изменилось.
«В России две беды: дураки и дороги» — выражение, приписываемое нескольким русским авторам XVIII—XIX веков, но, по-видимому, придуманное сатириком М. Н. Задорновым в 1988 году.
С недавних пор внутренний туризм вошел в мою жизнь. И мне это ужасно нравится. Тверская область - огромная, красивая, столько старинных городов! Но дороги подкачали.
Летом 2022 года мы были на Валдае, затем поехали в Великий Новгород, но там все просто, мы ехали по платной дороге, но и по бесплатной - отлично. Летом 2023 года мы поехали на Селигер, а затем в Псков. Навигатор предложил либо вернуться на платную дорогу, либо - по бесплатной, но с участком грунтовой. По грунтовке ближе и быстрее, выбрали ее.
Я думала, что таких дорог уже не бывает. Ехали час с лишним в полном одиночестве - «ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит». Страшная глухомань. Век не прошлый, а позапрошлый. Решили больше таких экспериментов не повторять.
50 километров безлюдной дороги
anzhelikazhivkovitch
По этой дороге ездила несколько раз. В первый раз она показалась мне из фильма ужасов - нигде и никого, - или даже, как в фильме про инопланетян. Второй раз увидела заброшенные автобусные остановки, подумала про Чернобыль, что все вымерли, а остановки остались. Год назад попала на похожую дорогу в Псковской области - 50 км безлюдного лесного полотна, - но уже не было так страшно. Когда дорога вывела к местечку Глубокое, я поняла, что да, глубже некуда.
Грунтовка, похожая на стиральную доску
Ирина Волкова
Мы с мужем тоже однажды попали на такую дорогу. Поехали с Валдая на Селигер. Навигаторов ещё у нас не было, я, как штурман, изучила карту и решила, что не обязательно ехать по уже хорошо знакомой федеральной трассе, а интересней будет проехать по местным дорогам, посмотреть на новые места.
Места и вправду повидали чудесные, особенно по берегам рек Шлины и Цны. Правда, сердце щемило от боли при виде заброшенных деревень, и слезы наворачивались на глаза, когда представляла, сколько народу здесь жили и вынуждены были покинуть такие великолепные места.
Потом настал черед плакать моего мужа: плохонькая асфальтированная дорога внезапно оборвалась и перешла в грунтовку, больше похожую на стиральную доску. Навстречу нам попался грейдер, который как раз выравнивал проезжую часть, но лучше она от этого не стала. Километров 50 ехали около 6 или 8 часов. Машина у нас была низкая, и больше всего муж боялся сломаться там, в этой глуши. Зато, когда в районе Осташкова снова выехали на разбитый, 100 лет не видавший ремонта асфальт, сочли это за счастье!
Кстати, нашей целью на Селигере была деревня под простым, но не оставляющим иллюзий названием Конец. Так что есть места и поглубже и поглуше Глубокого!
Прочие истории читателей о пребывании вдали от цивилизации: