Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Нимбы святых - это реальное свечение от человеческого тела. Наука дополняет религию

Группа ученых Московской государственной академии биотехнологии разрабатывает технологии, которые позволят диагностировать свечение, исходящее от человека. Этот эффект свечения описали сотрудники академии, и по-научному это называется «спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов». 

По словам профессора академии Александра Журавлева, были начаты эксперименты по использованию свечения для диагностики болезней. Если разработать алгоритмы, способные точно определять характер и параметры свечения, то можно будет делать выводы о тех или иных заболеваниях. 

А вообще-то феномен, который сейчас исследуют ученые, люди интуитивно осознавали еще в древности - когда стали рисовать свечение, исходящее от того или иного человека.

Фото с сайта: freepik.com
Фото с сайта: freepik.com

И как считают ученые, именно этот феномен способствовал появлению в иконописи такого приема как изображение святых со светящимся нимбами вокруг голов. 

Харизматичные служители религии, люди, особенно много делавшие для церкви, для веры, стойко переносившие мучения – эти люди, видимо, обладали особенно мощной энергетикой, и с этим было связано более яркое свечение, исходившее от их тел. И в отличие от ситуации с обычными людьми, в данном случае это свечение можно было увидеть, например в темноте. И эти реальные случаи нашли отражение в традиции рисовать нимбы на иконах. 

Нимбы в христанской иконографии за две тысячи лет развились в сложную систему различных форм и цветов. Например, золотистым цветом примерно с XIV в. чаще всего стали обозначать сияние Божей славы. А вообще-то можно встретить нимбы самых разных оттенков – красные, зеленые, фиолетовые, а порой вообще многоцветные. 

Но у многих итальянских художников Возрождения цвета вообще исчезли – они стали рисовать нимбы как этакие прозрачные диски, сквозь которые можно было видеть детали заднего плана. 

Фото с сайта: artwall.ru
Фото с сайта: artwall.ru

Другие, стараясь добиться как можно большего реализма, стали изображать нимбы как вполне реальную, материальную вещь – поэтому на их картинах нимбы отбрасывают тень. Вот, например, на французской средневековой миниатюре изображена дева Мария - и на заднем плане изображена ее тень, причем не только от ее фигуры, но и от нимба. 

Фото из книги «Страдающее средневековье» Москва 2018
Фото из книги «Страдающее средневековье» Москва 2018

В основном нимбы - круглые, но на иконах можно встретить и другие формы. Например, расписывая те или иные церкви, художники часто рисовали квадратные нимбы.

фото с сайта: theflyingloft.com
фото с сайта: theflyingloft.com

Так изображали не канонизированных святых, а людей, которые жили на момент создания этих изображений, которые жертвовали свои богатства этой церкви и прославились добрыми делами. Таким же способом изображались еще живущие на момент создания иконы короли и Папы. 

С треугольным нимбом рисовали Бога Отца, восьмиугольными нимбами наделяли дохристианских библейских пророков - например, Моисея. На фоне этого графического разнообразия традиционные круглые нимбы выглядят как-то уж очень обычно, незамысловато. Но привычные круглые нимбы порой превращались во что-то совершенно удивительное. 

Например, на многих миниатюрах средневековых мастеров можно видеть весьма необычную картину – святой мученик изображался без головы, но нимб по-прежнему был у него на плечах. Речь шла о мученниках, которым отрубили голову, и они предстали перед Господом, держа свои головы в руках.

Фото с сайта: pikabu.ru
Фото с сайта: pikabu.ru

Вышедшее в Москве исследование о парадоксах средневековой религиозной живописи, описывая подобную иконографию, использует выражение «фантомные нимбы»:

«Бывают нимбы, оставшиеся без головы - их легко встретить на изображениях многочисленных

святых-кефалофоров («головоносцев»). Но если святой остался без головы, что делать с нимбом? В таком случае золотой диск могли оставлять над плечами, хотя там уже не было головы». 

И, пожалуй, самые необычные нимбы - это те, которые средневековые художники составляли из различных предметов. Иллюстрацией может служить одно из изображений Иисуса кисти Боттичелли. 

Художник отказался от привычноно золотого диска и вместо этого создал нимб из инструментов страданий Иисуса. Эти предметы держат скорбящие ангелы - и это, в частности, крест, гвозди, которыми распяли Христа, колонна, у которой его бичевали, копье, пронзившее ему бок. 

Фото с сайта:gallerix.ru
Фото с сайта:gallerix.ru

Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.