11 февраля 1980 года на большой экран вышел фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Через год после премьеры картина завоевала «Оскар» — достижение для отечественного кино грандиозное, но не уникальное. Какие ленты до и после знаменитой мелодрамы получали позолоченную статуэтку?
«Разгром немецких войск под Москвой», 1943 | реж. Леонид Варламов и Илья Копалин
Создание фильма началось в самый разгар войны. По поручению Сталина советские документальщики записывали основные вехи контрнаступления под Москвой. Для этого по всему Западному фронту разместили несколько кинобригад. Всего работало 15 операторов, некоторые погибли. Управляли производством режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин, собранные материалы приходилось монтировать днём и ночью в лютые морозы в холодных бомбоубежищах. За океаном картину представили в 1943 году. Кроме «Разгрома», «Оскар» завоевали ещё три документальные ленты о войне (две американские и одна австралийская).
«Война и мир», 1969 | реж. Сергей Бондарчук
В 1959 году США выпускает картину по произведению Льва Толстого, которую тепло принимают в мире. В начале 60-х, глядя на успехи западных коллег, советские киноначальники постановили, что было бы неплохо снять свой вариант «Войны и мира», тем более, приближалось 150-летие Бородинского сражения. За работу взялся Сергей Бондарчук. В 1969 году оскаровские киноакадемики присудили его эпическому полотну приз за лучший фильм на иностранном языке, прислушавшись к жюри «Золотого глобуса», которое тоже наградило ленту почётной статуэткой.
- Читайте также: Популярные фильмы, в которых мог сыграть Юрий Никулин
«Дерсу Узала», 1976 | реж. Акира Куросава
В 70-х СССР и Япония объединились в стремлении сделать фильм по мотивам книг писателя и путешественника Владимира Арсеньева. Акира Куросава давно проявлял интерес к арсеньевским исследованиям Дальнего Востока, поэтому с удовольствием принял приглашение Сергея Герасимова сделать совместную ленту на «Мосфильме». Получилась картина «Дерсу Урзала», главные роли в которой исполнили Юрий Соломин и Максим Мунзук. На «Оскаре» она представляла СССР, так как соискателем от Японии уже был заявлен фильм Кэй Кумаи «Тоска по родине».
«Москва слезам не верит», 1981| реж. Владимир Меньшов
Многострадальная картина Владимира Меньшова была признана «Лучшим фильмом на иностранном языке» в 1981 году. Режиссёра на церемонию не пустили: советские киночиновники посчитали, что шансов на победу у ленты нет, соответственно, и её создателям делать в Лос-Анджелесе нечего. И это несмотря на зрительскую любовь. История сильной советской женщины Катерины Тихомировой, долгие годы искавшей счастье, впечатлила и академиков. «Оскар» до Владимира Валентиновича доехал только в 1988 году.
- Читайте также: Как снимался фильм «Москва слезам не верит»
«Утомлённые солнцем», 1995 | реж. Никита Михалков
В 1995-м Никите Михалкову никто не перекрывал путь в Голливуд. Режиссёр без проблем добрался до театра «Долби» и за наградой вышел в компании дочки Нади, которая тоже снималась в фильме. Это был год «Форреста Гампа», «Криминального чтива», «Побега из Шоушенка», «Короля Льва», «Эда Вуда», «Легенд осени», «Скорости» и, как оказалось, «Утомлённых солнцем».
- Читайте также: Никита Михалков и Эдуард Артемьев. Гениальный тандем
Фото: кадры из фильмов, постеры