Для режиссёра большое профессиональное счастье найти «своего» композитора. На поиски могут уйти годы. Никите Михалкову повезло: с Эдуардом Артемьевым он начал сотрудничать ещё студентом, когда делал дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». Впоследствии вместе они выпустили несколько картин на все времена, хотя сам композитор, скромный и выкладывающийся на 100%, всегда сомневался в своей продуктивности. Никита Сергеевич как-то сказал о друге:
«Во время записи он всегда выбегает со словами «лучше я уже не напишу». В первый раз я испугался. А потом привык. Ничего, пишет!».
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
За музыкальным оформлением своего дебютного полнометражного кино Михалков пошёл к Артемьеву. Самой знаменитой мелодией фильма стала финальная тема, озвучившая радостную встречу старых товарищей — когда красноармеец Шилов всё-таки нашёл дорогу к друзьям.
Режиссёр объяснял композитору задачу в ресторане Дома Кино. По словам Эдуарда Николаевича, в тот вечер он пришёл домой опьянённый хорошей творческой «дискуссией». Пальцы сами бежали по клавишам в нужной последовательности. Ошеломлённый таким неожиданным результатом Артемьев постарался быстрее всё записать, чтобы не забыть.
«Раба любви» (1975)
В 1974 году худсовет Госкино не принял чёрно-белую комедию Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» из-за режиссёрской «отсебятины»: отснятые материалы мало соответствовали сценарию. Картина осталась незаконченной. Закончить её предложили Михалкову, но он от такой идеи открестился. Никита Сергеевич заявил, что попробует на оставшиеся деньги снять другой фильм с похожей тематикой. В итоге получилась совсем не комедия.
Михалков пришёл работать с проверенными актёрами и со своей съёмочной бригадой. Конечно же, не забыл он и про Артемьева, который выдал новый шедевр.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
Киносъёмки напоминали работу в театре. Чтобы не растерять чеховское настроение, на площадке актёры обращались друг к другу исключительно на «Вы» и разговаривали об искусстве. Также они договорились не разъезжаться, пока не закончится производственный процесс. Михалков создал на площадке замечательную атмосферу, фильм обещал выйти очень хорошим. Оставалось дополнить его подходящей музыкой.
И вновь сопровождение Артемьева отлично подошло к картине.
«Родня» (1981)
Этот фильм Нонна Мордюкова буквально выпросила для себя у сценариста Виктора Мережко и Никиты Михалкова. Правда, актриса рассчитывала, что её героиня будет немного элегантнее «золотозубой» простодушной Маруси, которую пришлось играть. На этой (и не только на этой) почве у Нонны Викторовны случались постоянные конфликты с молодым режиссёром, но, несмотря ни на что, они хорошо делали общее дело — трагикомедия состоялась.
О том, кто будет писать музыку к фильму, вопроса не стояло. Артемьев, на тот момент уже признанный маэстро, снова попал в настроение фильма. Лёгкая, светлая, иногда грустная мелодия чуть позже превратилась в песню «Полёт на дельтаплане» стараниями поэта Николая Зиновьева, для которого это был творческий дебют, и Валерия Леонтьева.
«Утомлённые солнцем» (1994)
Создавая саундтрек к фильму, композитор отталкивался от знаменитой мелодии Ежи Петербургского «Утомлённое солнце» — она была лейтмотивом всей картины. Михалков и Артемьев понимали, что музыка должна быть разнохарактерной и соответствовать главным героям фильма.
«В фильме есть два героя: один — интеллигент, другой — из народа. Соответствующая музыка должна быть. Должны быть где-то отголоски Скрябина, Метнера, Рахманинова — Серебряный век», — сказал Эдуард Николаевич.
«Оскар» за лучший фильм на иностранном языке — не только заслуга режиссёра, операторов, сценаристов и актёров, но и композитора.
Фото: кадры из фильмов, соцсети