В песне Сергея и Татьяны Никитиных Москва не верила не слезам, а словам. Владимир Меньшов тоже не верил словам чиновников, которые в начале апреля 1981 года сообщили ему, что фильм выиграл «Оскар». Думал, разыгрывают. Потому что рождалась картина непросто: сценарий считали «упадническим» и «рядовым», а актёры отказывались от ролей.
Картина снята по сценарию Валентина Черных, написанному по заказу Центральной сценарной студии в 1977 году. Никого из режиссёров он не впечатлил, и Меньшов тоже поначалу не увидел в сочинении ничего выдающегося. Только в процессе повторного изучения Владимир Валентинович проникся историей: его зацепили образ любимой Москвы 50-х и «прыжок во времени» главной героини Катерины (когда она засыпает без сил и в слезах, а просыпается через 20 лет успешной дамой).
Перед началом съёмок Меньшов внёс более 40 правок и дополнений, которые согласовал с Черных. Например, в изначальном варианте Катерина и Людмила, мечтающие о покорении столицы, идут смотреть на «красивую жизнь» к аргентинскому посольству, а не к Дому кино, где видят дорогие машины, женщин в шикарных нарядах, звёздного Леонида Харитонова, подающего надежды Иннокентия Смоктуновского и других артистов. А сцены с Андреем Вознесенским, читающим свои стихи у памятника Маяковскому, вообще не было. Какие-то эпизоды (и даже герои) появлялись уже во время производства картины, практически на площадке.
Подбор актёров стал для Меньшова отдельным испытанием. На роль слесаря из НИИ Гоши пробовались Виталий Соломин и Игорь Охлупин: первого отсеял режиссёр, второй не впечатлил худсовет. Рассчитывали на Олега Ефремова, но тот из-за занятости не смог участвовать в картине. Владимир Валентинович продолжал поиски и в какой-то момент, во многом от отчаяния, предложил свою кандидатуру, на что директор Мосфильма Николай Сизов сказал:
«Ты посмотри в зеркало на свою крестьянскую рожу, ну разве тут наукой пахнет? Даже зеркало не нужно. Посмотри на меня. Ну разве мы с тобой, с такими рожами «от сохи», способны пробудить сильные и возвышенные чувства у красивой и образованной женщины, как Катерина Тихомирова? Зрители, а особенно зрительницы, в такое никогда не поверят!»
В итоге правильное решение подсказала сама жизнь: Меньшов смотрел по телевизору «Летят журавли», где снимался Алексей Баталов, и решил связаться с актёром. Тот, прочитав сценарий, сначала отказался, но через некоторое время перезвонил режиссёру и дал согласие на съёмки.
Уже после премьеры выяснилось, что Гошу хотел сыграть Вячеслав Тихонов, но прямо о своём желании он не сказал Меньшову. Хотя такая возможность у него была, когда режиссёр предлагал Вячеславу Васильевичу роль Владимира — женатого любовника Катерины (которого исполнил Олег Табаков).
Основной претенденткой на роль Катерины была Маргарита Терехова, но та выбрала съёмки «Трёх мушкетёров». Ирина Купченко, к которой обратился Меньшов, отказалась из-за «нежизнеспособного» сценария. Наталья Сайко отлично прошла пробы, но не смогла найти контакт с Баталовым. Рассматривались также Тамара Сёмина и Валентина Теличкина, но от их услуг отказались. Тогда режиссёр предложил роль жене — Вере Алентовой, но она от предложения была не в восторге. Ей, как и многим, не нравился сценарий, а герои казались картонными. Однако актриса всё-таки оказалась в фильме:
«Я была изначально заложницей: если Владимир покажет на меня пальцем и меня утвердят, я всё равно буду сниматься. Потому что должна. В то время любой отказ актёра ранил его».
В роли Людмилы Меньшов видел Анастасию Вертинскую и долго уговаривал её сняться в фильме, но та наотрез отказалась. Худсовет рекомендовал присмотреться к Валентине Титовой или Жанне Болотовой, но режиссёр переключился на Светлану Крючкову. Так как она была занята на других съёмках, Владимир Валентинович продолжал поиски, пока не увидел на сцене Театра Моссовета Ирину Муравьёву. Худсовет не хотел утверждать актрису, но Меньшов её отстоял.
Сыграть Тосю Меньшов предложил Галине Польских: ей образ «простушки» не понравился. В отличие от коллеги Нина Русланова охотно согласилась участвовать, но её не утвердили. Среди кандидаток была и Наталья Андрейченко, однако ещё одна претендентка — Раиса Рязанова — смотрелась убедительнее.
Съёмки длились 4,5 месяца, за которые отсняли материалов на 3 с лишним часа. Некоторые сцены пришлось вырезать, чтобы уместиться в согласованный хронометраж — в две серии на 2 часа 40 минут. Изначально планировалась односерийная лента на 1 час 40 минут.
Фото: кадры из фильмов, соцсети