Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Ярославский след в истории крейсера "Варяг"

120 лет назад, 27 января (9 февраля) 1904 года, состоялось первое морское сражение Русско-японской войны – бой у Чемульпо. Тот самый, где крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» сошлись с японской эскадрой, включавшей в себя 6 крейсеров и 3 миноносца. Это был безнадёжный бой. И не только потому, что противник имели многократный численный перевес, но и потому, что устаревшие орудия «Корейца» значительно уступали японским в скорострельности. Тем не менее, командир «Варяга» Всеволод Руднев решил идти на прорыв.

В ходе часового сражения японская эскадра выпустила по русским кораблям больше 400 снарядов. Вскоре «Варяг» оказался сильно повреждён и стало понятно, что попытка прорыва не удалась… Русские корабли вернулись в гавань Чемульпо и высадили экипажи на берег. А на борту остались добровольцы, открывшие кингстоны на «Варяге» и подорвавшие «Корейца».

В экипаже «Варяга» было как минимум два человека, имевших отношение к нашему краю. Первый - минно-артиллерийский содержатель 2 статьи Василий Дмитриевич Мальцев, уроженец Ростовского уезда. Он служил в артиллерийской команде крейсера и погиб в бою, находясь на посту у дальномеров. Мальцев был погребён в Чемульпо, но в 1912 году останки его и других погибших моряков были перезахоронены во Владивостоке, на Морском кладбище.

Второй - Шестаков Михаил Ильич, матрос 1 статьи, помощник минного машиниста. Он был тяжело ранен, но выжил. А после возвращения из японского плена был награжден Георгиевским крестом 4 степени. Неизвестно, был ли Шестаков уроженцем Ярославля, но последние годы жизни точно прожил в нашем городе. Михаил Ильич умер в 1940-м. А в 2014 году могилу матроса «Варяга» обнаружил на Донском кладбище района Красный Перекоп известный ярославский краевед Ян Левин.

-2

Возможно, ещё один герой того боя – служивший на «Корейце» мичман Павел Андреевич Бирилёв – тоже имеет отношение к Ярославской губернии. Дворянский род Бирилевых обосновался в Весьегонском уезде Тверской губернии, но несколько его представителей владели землями в нашем крае, например, в Романово-Борисоглебском районе им принадлежала часть деревни Антифьево. Когда было принято решение взорвать «Кореец», Бирилев командовал шлюпкой, которая забрала с канонерки добровольцев, подготовивших корабль к взрыву. Скончался бывший мичман в 1916 году.