Сколько у вас скриншотов и сохраненных фотографий с вдохновляющими садами, разумным устройством грядок, поделками в сад и удачными композициями? У меня около тысячи! И это я еще активно их пересматриваю, сортирую и удаляю те, что разонравились.
Хранить фотографии в телефоне - удобно, ничего не скажешь. У меня есть и бумажный вариант хранения, но каким безумцем надо быть, чтобы распечатать тысячу фотографий? Поэтому в садовом блокноте только самые-самые, те, что запали в душу или же такие, на которые я ориентируюсь. Ну как горизонт - идешь, идешь к нему, а всё никак не придешь.
Но как организовать эту тысячу? Кто-то делает таблицы, кто-то хранит все вперемешку. Я же сделала несколько папок: сады, огород, украшения в сад, прудики, лестницы. И чувствую, что это уже слишком тяжеловесно и неудобно для поиска чего-то эдакого, что я точно помню, что сохраняла, но только вот где? И начинаешь припадочно листать, прокручивая эту бесконечную ленту: не то, не то...опять не то! а, вот!
Поэтому я подумываю над тем, чтобы две самых больших папки: сады и украшения в сад, - тематически разбить. И если со второй все более или менее ясно (металл-дерево, фигурки, опоры и т.д.), то с садами логики я пока не вижу никакой. Поэтому призываю на совет умных людей. А сама расскажу о бумажках. Вдохновляющих бумажках.
Первая вдохновляющая картинка
О, как юна и наивна я тогда была. Никакого представления о садоводстве, даже о том, как вообще растения растут, как и куда их сажать. Но красоты хотелось уже тогда. Где-то на старом ноутбуке у меня еще сохранилась первая папочка с десятком-другим фотографий, сразивших меня в далеком 2016 году наповал. И знаете, они и сейчас не кажутся мне какими-то совсем уж дикими. А та, любимая, и до сих пор отзывается трепетом в сердце.
Я ее распечатала и складывала в садовую тетрадку, где перечисляла, что посадила и что еще нужно купить (в основном это были семена овощей). Доставала и рассматривала. Вот вроде был длинный сложный день, устала, как собака, в саду разруха, да и сада никакого еще нет, так, придомовая территория... А на картинке - мечта.
Смотрите, как она выгорела от времени, лист стал волнистым от влажности, но я вижу на ней всё то же: неровное разномастное, но такое гармоничное мощение, треугольник, в нем многоствольное дерево, домик для птички - цепляющая внимание мелочь, и ковер хост и папоротников среди мульчи. Чем она так зацепила меня тогда? Сама не знаю, скорее всего, своей шокирующей новизной для меня - такого вживую я не видела никогда.
Можете ли вы назвать то первое садовое впечатление, которое привело вас в садоводство или перевернуло ваше представление о нем? Фотографию, сад, встречу, беседу, пейзаж? Что это было?
А теперь к горизонтам
У меня есть несколько любимейших садов. В первую очередь, это сады Елены Грошавень и Ирины Пыжиковой, сады Соловьевой Елены, Ворониной Светланы, Желтовской Татьяны, Игоря Горина. У всех них есть что-то общее. Природные, старые, лесные, тенистые, поражающие не яркими красками, а продуманностью и изяществом форм, цветовых оттенков. Сады-загадки. Идеализированные кущи вокруг замка спящей красавицы. И в то же время не вычурные, не перегруженные. Сады, на которых не видишь человека: вот здесь он ест, здесь жарит шашлык, а тут у него парковка с теплицей. И казалось бы, каким боком здесь сады Класа Нордхейса? Немного тяжеловесные, склонные к аутентичности, стремящиеся разлиться по гектарам садов и парков. Дорогие сады педантичного профессионала - голландца. Наверное, он олицетворяет собой как раз то, от чего стремился убежать Пит Удольф. Но и его работы завораживают.
Я люблю смотреть его альбом. У меня мало свободного времени, поэтому с такими казалось бы праздными, но целиком поглощающими меня делами, как рассматривание альбомов (а их много, не только по садоводству), я поступаю так: разворачиваю книгу на поразившей меня странице и оставляю где-нибудь на столе и комоде, где часто пробегаю в течение дня. Пробегаю и смотрю, лишь на мгновение останавливаю взгляд. Или на секундочку, только миг притормаживаю. И несу уже дальше в своей голове, в своем воображении. А что уж там за трансформации и интерпретации происходят, пожалуй, никому не известно.
Так вот есть в этой книге несколько чарующих разворотов. Самый любимый - на фото выше, слева. До того налюбовалась, что берешь книгу в руки, а она сама в этом месте раскрывается. Чем же так привлекателен для меня этот вид?Хочу ли я его воплотить у себя? Однозначно нет, совершенно не мой стиль. Но ведь слишком мелочен этот подход - смотреть и любоваться чем-то исключительно с практической точки зрения, сделал бы так или не сделал. Подходят тебе эти штаны или нет.
Ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие. (Чехов)
Полезно уже просто понять, как так это сделано, что мне приятно на это смотреть. Немаленький такой урок получится.
Для меня это фото - как приглашение в таинственный сад из книги Бёрнетт. Старинный, английский, полный птичьего щебета и традиций. Видите, стриженая живая изгородь и каменная ваза как отсылки к регулярному стилю - это всё она, старая Англия. И в то же время арка с растрепанной розой - здесь она не в цвету, это и к лучшему, не уверена, что фото произвело бы на меня столь же сильное впечатление, будь арка покрыта гирляндами из цветков. А к растрепанной зелени розы - гармония тени, буйства и дикости дальнего плана. Для меня эта фотография о противоположностях, о единстве, о новых интерпретациях давно известного. А еще чудо как хороши кашпо с цветами возле арки.
Стремлюсь ли я к такому в своем саду, уж коль скоро упомянула о горизонтах? Нет, даже если бы это было реально для простой смертной женщины. Это просто фотография - намек самой себе, вдохновение на творческие ассоциации. Пусть и бесконечно далекие от оригинала.
Ваша Маруся