"Иногда мне уже кажется, что мой ребёнок говорит. Мне так этого хочется, что я готов/а поверить в то, что это его слова! Но слова ли это? Ведь слова - это совсем другое..." Знакомо?
Это тема, о которой я разговаривала с родителями уже не раз.
1. Что такое кажется?
2. Что делать, когда кажется?
3. Как семья выходит на охоту.
4. Вывод.
1. Что такое кажется?
Все начинается с того, что "кажется". Почему людям так кажется? Потому что ребенок считал какую-то ситуацию и применил к ней какую-то речевую активность на том уровне, который ему доступен. Но поскольку уровень у детей с нарушениями еще далек от идеала, мы не можем с уверенностью говорить о том, что ребенок действительно что-то сказал.
Чем ниже речевые навыки ребенка, тем менее понятна для окружающих его речь.
Мы это знаем. Вместе с тем...
Чем старше ребенок, тем выше требования к его речи предъявляют окружающие - родители, воспитатель детского сада или (неопытный) логопед. Ведь существуют нормы развития речи для каждой возрастной категории.
2. Что делать, когда кажется?
1. Если вам кажется, что ваш ребенок начинает говорить, первым делом необходимо обратить внимание на его попытки и поддержать их. Важно проявлять заинтересованность и положительное отношение к тому, что ребенок говорит или пытается сказать.
2. Необходимо проанализировать ситуацию, слово, которое произносит ребенок, его поведение и постараться понять, что же он имеет ввиду.
3. На первых этапах развития речи у ребенка могут быть проблемы с произношением звуков, с количеством слогов в слове. Не акцентируйте внимание на ошибках ребенка. Воздержитесь от критики или исправлений. Оставьте ребенку право на ошибку. Он еще учится.
4. Поддержите и простимулируйте речевую активность ребенка: "а! а!", - говорит ребенок о собачке. Повторите за ним: "Ав-ав!". Поиграйте с ним в собачку. Каждое слово на начальном этапе развития глухого ребенка дается упорным трудом. Оно может появиться и тут же забыться,я, поэтому важно регулярно и многократно повторять его.
Рассмотрим пример 1. Ребенок сказал "а! а!" или "аы! аы!" И где-то в воздухе пронесся дух какого-то слова. Где-то мы это уже слышали.... К нам пришло это ощущение: "кажется...."
Для начала необходимо проанализировать ситуацию, поведение ребенка, само слово и понять, что вообще ребенок имеет ввиду.
На что похоже это "кажется"? Ребенок сказал это с той же интонацией, с которой мы говорим ему "ам-ам"! Мы догадались! Это же "ам-ам"!
Нам необходимо простимулировать речевую активность ребенка: продемонстрировать свое внимание, заинтересованность, радость, что ребенок говорит. Продемонстрировать понимание его "речи" и вступить с ним в речевую коммуникацию. Это значит, что с ребенком необходимо поговорить о том слове, которое он говорит.
В этот же момент, не завтра, не вечером, а сейчас же, тут же повторите за ребенком предполагаемое слово: "ам-ам!", достаньте еду, поиграйте в еду, накормите игрушечной едой игрушки, рассмотрите картинки еды, назовите всю еду словом "ам-ам", назовите каждый предмет еды "ам-ам", назовите действие "ам-ам", попросите малыша дать вам еду: "ам-ам! Дай ам-ам!". Слепите для духа слова "ам-ам" плоть. Дух поселится в ней, и слово станет словом. Пусть не "ам-ам", пусть "а! а!" или "аы-аы!". Слово обретет звуковой образ и смысл, удовлетворяющий интересы и потребности ребенка. И как бы оно ни звучало, оно уже будет речевой единицей, выражающей мысль ребенка. Теперь это речь. А вот вопросы качества этой речи будет решать специалист и родители под его чутким контролем.
Рассмотрим пример 2: Малыш носится по комнате, раскидывает игрушки и произносит "па!" или "ба". Понаблюдайте за малышом. Что он делает? Малыш падает каждый раз, когда произносит это слово. Малыш кидает игрушки и каждый раз произносит это слово. Что это? Что он слышит чаще всего? На что это похоже? Все предметы и ребенок падают. Это слово "бах!"
И в этот раз нам необходимо простимулировать речевую активность ребенка: продемонстрировать свое внимание, заинтересованность, радость, что ребенок говорит. Продемонстрировать понимание его "речи".
Выкрикивая "бах!", демонстративно упадите со своего наблюдательного пункта. Включитесь в деятельность ребенка. Возьмите игрушки. Поиграйте, как ав-ав бежит к малышу: "ав-ав бежит! ав-ав бах! Упала ав-ав!" Подберите запнувшуюся собачку, пожалейте ее. Уроните подушку с дивана, поругайте себя: "Бах! Подушка упала! Ай-яй-яй!". Поиграйте пистолетом: "бах-бах!". Не бойтесь использовать многозначность языковых единиц. Это нормально. Воспитайте это слово. Когда вы заводите котенка, вы показываете ему, где он будет спать, где есть, куда ходить в туалет... В жизни ребенка появилось новое слово. Так покажите этому слову, где и как оно может жить. Не бросайте его, иначе оно либо тут же исчезнет, либо будет хаотично бегать в голове ребенка и беспорядочно вылетать изо рта не к месту. Важно подобрать каждое "слово" начинающего говорить ребенка, воспитать это слово и научить его "правильно себя вести" в речи.
Рассмотрим пример 3.
Малыш произносит "алябля-а". Догадались, что это?
Вот и я - нет.
И в этот раз нам тоже необходимо простимулировать речевую активность ребенка: продемонстрировать свое внимание, заинтересованность, радость, что ребенок говорит. Продемонстрировать понимание его "речи". Правда, с последним явно какие-то сложности...
Заинтересованно послушайте малыша, покивайте ему, поговорите с ним: "да-да, ага...". Попробуйте повторить это слово за ним. Разведите руками и спросите, "где?". Где же этот непонятный предмет? Позовите ребенка искать его вместе с вами. В конце концов, даже если вы так ничего не найдете, и тайна непонятного слова останется нераскрытой, малыш поймет, что он говорил не просто так. Заинтересуйте его чем-нибудь другим.
А что же, если глухой ребенок (или с другими нарушениями) уже не малыш?
Если в случае с малышом родители поддерживают его речевую активность, радуются за малыша, отвечают ему, то всегда ли такой отклик получает подросший ребенок с полным отсутствием речи, но пытающийся говорить? Нет, к сожалению, не всегда. И это неправильно. Мы уже знаем, что формирование речи у глухого ребенка последовательно проходит те же этапы формирования, что и у слышащего ребенка. Не следует ожидать от большого ребенка развернутой фразовой речи и чистенького произношения. Поэтому и большого ребенка обязательно нужно поддерживать, когда он делает попытки что-то сказать. Подробнее об этом написано в статье 4.1 Речь.
Если поддерживать интерес и положительную реакцию на речь глухого ребенка, все, что вам "кажется" обретет для ребенка смысл и будет повторяться чаще, и чаще. И с каждым днем родители будут более уверенны в том, что их ребенок действительно говорит это слово. Слово будет регулярно повторяться и запоминаться, количество аморфных слов в словаре будет расти. И ребенок будет говорить охотнее и чаще, ведь его речь позволяет ему выразить свои мысли, удовлетворить свои нужды и интересы.
3. Как семья выходит на охоту.
Каждый раз, когда ваш малыш "заводит себе новое слово", необходимо поддерживать и простимулировать его речевую активность. Ищите, вслушивайтесь в звуки, которые издает ребенок. И если в лепете ребенка гуляет какое-нибудь высказывание, имеющее для него смысл, его необходимо "поймать", изучить и отпустить обратно на свободу изученным и "воспитанным". )))
В большинстве случаев нам не слышно и непонятно, что лопочет малыш. Это своего рода особенный детский язык. И к нему есть ключ. Заведите малышово-родительский словарь. Внимательно слушайте ребенка, наблюдайте за его игрой, участвуйте в его игре и в его деятельности. Внимательно-внимательно-превнимательное слушайте, что говорит ребенок. Чем больше лепета вы разгадаете, тем больше речевых единиц будет в вашем арсенале и тем больше возможностей у вас будет для развития речи ребенка. Тем шире и глубже будет словесно-аморфная речь ребенка. Если "ловить" слова ребенка, не позволять им исчезать, "воспитывать", находить применение этим словам в жизни и в игре ребенка, то речь будет развиваться и усложняться. Месяц назад у ребенка было "ам", через два месяца с регулярными родительскими усилиями появится "Рыба ам", "мяу ам", "ав-ав ам". Еще через пару месяцев к слову "ам" можно добавлять другие новые слова: "рыба ам", а когда новое слово "рыба" станет привычным, можно так же использовать его с новыми словами ("рыба спит", "рыба плывет") или расширять аморфную фразу до 3х слов....
Примеры слов и выражений, которые могут оказаться словами:
"мма" - рыба
"мими" - машина
"ба!" - бах!
"м-па!" -> "упа!" - упал, упало.
"яя" - ляля, младенец, ребенок, кукла.
"ма-иэээээ..." - молодец.
"О!" - получилось, удалось! Оп!
"тиии пиии" - (Имя ребенка) спит.
"мыма а!" Рыба ест.
"ся тАта" - Признаюсь, я намусорил. Корю себя и посыпаю голову пеплом. Фраза собрана из двух слов - "ся" - ударный слог в слове "нельзя" и "кака" - лепетное слово, обозначающее грязь, мусор, туалет, грязные руки, лужу.
"а-йа-йа, бу, мЯу" В грациозном прыжке кошка что-то уронила. Порицаю ее поступок.
"зи-а бу! а-йа-йа!" Кружка с горячим чаем упала. Чай разлился по полу. Это недопустимо. Эта фраза собрана из трех слов: "жига", обозначающее что-то горячее (воду, утюг, батарею) и конкретно чай, потому что он всегда горячий. Второе слово "бум", обозначающее падение, что-то сломанное и выстрел. Третье слово обозначает отношение ребенка к случившемуся.
Заглавными буквами обозначены редкие ударные слоги. Речь непонятна, невнятна, монотонна, звуки искажены, смазаны. Примеры взяты из высказываний глухого от рождения ребенка. На момент записи слов ему от 1 года и 6 месяцев до 2 лет ровно. Звука К у ребенка нет. Ни слух, ни произносительные способности, ни возраст не позволяют разграничить между собой многие звуки. Ребенок с 10 месяцев носит слуховые аппараты. Он прооперирован, но подключения речевого процессора к моменту записи этих слов, еще не произошло, а словесная мысль, состоящая из аморфных слов с искажением произношения, уже родилась. Как вам эти глубокие мысли, которые содержат не только слова, но и причинно-следственные связи, а так же оценку ситуации?
4. Вывод:
"Мне кажется, что он сказал..." это ощущение будет с вами еще долгие годы. Запомните его и приветствуйте каждый раз. Слушайте и наблюдайте. Отлавливайте всех призраков слов, что вам показались и вдыхайте в них жизнь. Вам не кажется.
Практикуйтесь: внимательно слушайте вашего ребенка, играйте и общайтесь, а в следующей статье я расскажу, что такое речевая активность, которая через строчку мелькала в статье.
Предыдущая статья - "Как особой маме решить все свои задачи?"
Следующая статья - "Речевая активность"