Причиной вражды монголов с кыпчаками явилось то, что в 1216 году по время битвы меркитов с войском Чингиз хана, те заступились за меркитов. Это племя было самым непримиримым врагом Чингиз хана ещё с тех времён, когда его звали Тимуджин. Поводом для неприязни послужил набег племени меркитов на орду Тимуджина, и похищение его жены Бортэ. Однако причина вражды крылась в другом. Нам дорогой читатель придётся изучить все нюансы средневековой кочевой жизни, это объяснит нам логику поступков Чингиз хана и его приемника Угэдэя.
В XI веке в степях Забайкалья кочевало пять племенных союзов: кераиты, монголы, татары, меркиты и найманы. В степи много сочной травы, а значит, сытно овечьим отарам и конским табунам. На берегах бурной сибирской реки Селенга обитали кераиты. На реке Керулен пасли свои отары и табуны татары с монголами. На склонах горного хребта Хамар-Дабан обитали меркиты и найманы. Периодически между племенами происходили стычки из-за кражи скота и женщин, но большой войны в степи не было, так как пастбищ хватало всем. Во главе племенного союза стоял хан, а родом-племенем управлял старейшина. Сын хана или старейшины, как бы глуп или труслив он не был, обязательно становился ханом или главой рода. Сын простого пастуха мог быть искусным воином и мудрым человеком, но стать ханом или старейшиной ему не суждено. Такой порядок в степи складывался тысячелетиями, и все к нему привыкли. Однако стали появляться смутьяны, которым устоявшиеся традиции не нравились. Они отказывались подчиняться глупому хану. Эти люди уходили из своего племени - места в степи много. Они лишались защиты соплеменников, и были вынуждены сколачивать свою орду из таких же отщепенцев. О жизни кочевых племён средневековья интересно рассказывается в книге Евгения Горохова «Преданье тёмной старины. Пути изгоев». Скачать книгу можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Одним из таких смутьянов был Есугей-богадур. Монгольский термин «богадур», давался искусным воинам. От него в русский язык вошло слово «богатырь», а у казахов, киргизов и башкир появилось слово «батыр». Однако я продолжу свой рассказ про Есугея-богадура.
Однажды он с братьями во время охоты увидел меркита, который вёз домой невесту. Девушку звали Оэлун, была она из монгольского племени олхонут. Меркита звали Еке-Чилда. Увидев скачущих к нему трёх незнакомцев, он справедливо решил, что эта встреча ему ничего хорошего не принесёт. Еке-Чилда бросил невесту, сидящую в арбе, и ускакал. Он поступил как настоящий кочевник, и не будем его осуждать дорогой читатель. Есугей-богадур взял Оэлун в жёны. Он недолго наслаждался семейным счастьем. Вскоре по степи разнеслась страшная весть о вероломстве татар.
Монгольский хан Амбагай договорился с татарским ханом Нор-Буюруком женить детей. Амбагай приехал в орду Нор-Буюрука, чтобы забрать его малолетнюю дочь к себе. Так было заведено в степи: родители договаривались о свадьбе детей, когда тем было лет по семь-десять. Жениха (или невесту) забирали в орду будущего супруга, дабы дети могли привыкнуть друг к другу.
Амбагай приехал татарам, а те связали его и передали Тай-цзу, правителю империи Цзынь ( с китайского языка переводиться: Золотая). Китайцы старались посеять в степи вражду между кочевниками. Как только среди кочевников появлялся харизматичный лидер, способный объединить племена, китайцы его уничтожали. Хан Амбагай показался опасным императору Цзинь, и он приказал прибить его гвоздями к деревянному ослу. Амбагай умер в страшных мучениях.
Кровь хана Амбагая требовала отмщения, и монгольские племена объединились. Они пошли войной на татар. В одной из стычек Есугей-богадур убил татарского воина (нухура). Звали павшего нухура Тимуджин.
Вскоре война закончилась, Есугей-богадур вернулся домой, и узнал, что Оэлун родила мальчика. Он назвал его Тимуджином. О детстве и юности Тимуджина расскажу в следующей статье.