Интерактивный голосовой ответ IVR — популярный бизнес-инструмент, которым пользуются контакт-центры в различных отраслях. Он помогает разгрузить операторов и предоставляет клиентам возможности для самообслуживания. Как и любое технологическое решение, IVR требует грамотной настройки. В противном случае из полезного инструмента голосовое меню может превратиться в раздражающий клиентов «костыль».
Система IVR — это автоматизированное голосовое меню с различными опциями. С его помощью клиенты могут получить ответ на вопрос или связаться с менеджером.
Абоненты взаимодействуют с IVR через кнопки на клавиатуре телефона: 0-9, #, *. Обычно для разделов предусмотрено так называемое «дерево сценариев». Каждый раздел может включать еще несколько подразделов, которые охватывают возможные запросы клиентов.
Как работает IVR:
- Клиент звонит в вашу компанию.
- Интеллектуальная система IVR воспроизводит заранее записанное сообщение и предлагает клиенту выбрать соответствующее действие.
- Звонящий нажимает нужную кнопку и попадает в запрограммированный пункт меню.
- После завершения разговора IVR обычно просит поставить оценку по качеству связи.
КАК IVR ВЛИЯЕТ НА SERVICE LEVEL И КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
Уровень обслуживания (Service Level, SL) — одна из главных метрик эффективности колл-центра. SL показывает, насколько компания близка к достижению целей обслуживания клиентов и на каком уровне удается поддерживать пользовательский опыт. Как правило, Service Level определяют по количеству звонков, которые колл-центр обрабатывает за промежуток времени.
Обычно целевой показатель SL — это соотношение двух чисел, например, 80/20. В данном случае оно означает, что колл-центр должен обработать 80% вызовов в течение 20 секунд.
Как показывает практика, IVR способны стать одним из ключевых инструментов для достижения целей Service Level.
По данным портала Comnews, в 2023 году банковский сектор с помощью IVR смог увеличить пропускную способность колл-центров на 25%. А в телеком-отрасли голосовые меню на базе ИИ сократили время обработки клиентских запросов с 2 минут до чуть более 40 секунд. А почти треть обращений IVR обрабатывают без участия сотрудников.
Чтобы интерактивное голосовое меню стало максимально эффективным инструментом, следует придерживаться следующих рекомендаций по настройке:
- Предлагайте пользователям максимум 6-7 вариантов действий — слишком обильное меню только запутает клиентов и вызовет у них недовольство.
- Обновляйте IVR по мере роста бизнеса — следите за тем, чтобы меню IVR не содержало устаревшей информации.
- Добавьте опрос о качестве обслуживания — это позволит выявить слабые места IVR и оперативно их устранить.
- Не пытайтесь добиться полной автоматизации — даже самый совершенный IVR не заменит живого сотрудника. Поэтому голосовое меню должно быть исключительно вспомогательным инструментом.
- Не блокируйте клиентов внутри IVR — предусмотрите в меню возможность связаться с оператором или заказать обратный звонок.