Шведская премия Natural Stone Award 2023: кухонный остров с домом вокруг него, вилла с фасадом из камня из соседнего карьера, площадь с плитами и булыжником вокруг и модель природного парка из диабаза.
Шведская премия природного камня присуждается раз в год проектам, подчеркивающим особые свойства натурального камня и его местных разновидностей: особую архитектуру, экологичность строительства и инновации в использовании материала. Денежные премии не предусмотрены, но архитекторам и строителям разрешено использовать премию в маркетинговых целях в течение одного года. Кроме того, весьма активная, хотя и небольшая, ассоциация пропагандирует награды.
Первый приз достался весьма необычному по своим размерам проекту: это вилла на озере на западе Швеции, хотя о ее местонахождении мы не хотим больше говорить, поскольку заказчик пожелал остаться анонимным. Ведь каменная вилла спроектирована так, что непременно привлечет посетителей и незваных гостей, а возможно, через несколько десятков тысяч лет заставит археологов задуматься о том, что же там произошло давным-давно: ведь ядро дома — это кухня, а в нем массивный блок кухонного острова, первоначально весивший 34 тонны, отполированный только на поверхности и необработанный по бокам. Получившийся кухонный остров из этого блока весит девять тонн и имеет размеры 475 x 120 x 92 см.
Клиент видел нечто подобное в изысканном и велнес-отеле в Южном Тироле и нашел архитекторов Andersson & Keller и каменную компанию Hallindens Granit в Швеции. Камень для монстра в Швеции – гранит Tossen Grå Bohu. Перевозка 34-тонного предмета только по лесным тропам была проектом в стиле экзотической экспедиции. Следующим шагом было переместить машины на участок у озера, а в самом конце вокруг кухонного блока фактически был построен дом.
Вторым определяющим материалом на кухне является латунь – металл и камень должны изящно стареть и покрываться патиной, даря жильцам дачи и их гостям атмосферу безмятежности и долголетия, согласно описанию.
Жюри пригласило на финальный тур еще три проекта, из которых был выбран победитель.
Одной из них является вилла Омберг , в конструкции которой не было недостатка в необычности. Клиент и его жена тоже мечтали об уединенном каменном доме, а потом им попался участок земли, где все стало на свои места: он находился на краю действующего известнякового карьера Боргамн, и клиент, надо отметить, занимал различные должности в шведском каменном секторе.
В двух словах: он создал модель нового здания, используя образцы известняка, его жена тоже была в ударе, поэтому вскоре была построена оболочка со стенами из легкого бетона, к которым в качестве облицовки были прикреплены каменные плиты.
Конечно, клиент проводил на строительной площадке каждую минуту: всю зиму он работал над краями плит молотком и долотом или использовал угловую шлифовальную машину, чтобы добавить дополнительные детали. Окаменелости в камне стали для него особым сокровищем: «Я никогда не устаю смотреть на фасад. Вы постоянно обнаруживаете новую окаменелость, которую никогда раньше не видели», — цитирует его ассоциация в журнале «Стен» (Камень).
Внутри дома стены и полы облицованы другими видами гематического камня. «Большую часть отпуска и свободного времени я тратил на работу по дому», — говорит клиентка. И: «Сейчас мы собираемся построить в саду теплицу с каменным основанием». Жена тоже участвует.
Еще одним проектом финального раунда стал редизайн Hertig-Johans-Platz в городе Шёвде, где каменный пол, состоящий из ок. 1000 м² гранитных плит, 80 м ступенек из блоков и ок. Уложено 600 м² брусчатки. Площадь и улица являются прекрасным примером того, как небольшой муниципалитет с ограниченным бюджетом, но высокими амбициями может добиться большого успеха благодаря разумному использованию природного камня. Проект разработали архитекторы Land Arkitekter.
Широкий ковер из переработанного мелкого и крупного уличного камня обрамляет пол с плитами, усиливая имидж площади как своеобразной общей торговой площади.
«Мы бы предпочли работать со шведским камнем на протяжении всего проекта, но бюджет этого не позволял. Вместо этого мы на раннем этапе пришли к комбинации пяти разных гранитов: трех шведских типов Bohus и двух португальских. На практике мы также повторно использовали все маленькие и большие уличные камни на объекте», — говорит Андерс Клинг, главный архитектор Land Arkitektur.
Хертиг Йоханс Торг раньше был покрыт булыжником, который сейчас муниципалитет хранит на складе для последующего повторного использования.
Рядом с площадью находится церковь Святой Елены со стилизованными журавлями в брусчатке.
Четвертый проект финального раунда — 3D-модель национального парка в Тиресте, к югу от Стокгольма. Сейчас он считается новаторским проектом по созданию таких информационных точек.
#школакамня #натуральныйкамень #naturalstoneaward #премия #лучшиепроектыизнатуральногокамня2023швеция