2,8K подписчиков

Какие мифические существа Японии отличают ее от западной культуры?

421 прочитал

Во многих культурах по всему миру присутствуют всевозможные мифические существа, но лишь немногие из них столь же уникальны и креативны, как мифические существа японской мифологии.

Во многих культурах по всему миру присутствуют всевозможные мифические существа, но лишь немногие из них столь же уникальны и креативны, как мифические существа японской мифологии.

Ничто не дает вам такого глубокого понимания традиционной культуры Японии, как изучение ее мифических существ. Эти уникальные сверхъестественные существа, или ようかい (ёкай), как их называют по-японски, — озорные существа, которые могут быть либо просто злыми, либо помочь вам в трудную минуту, конечно, за определенную плату. По сравнению с западной мифологией японские мифические существа, как правило, имеют гораздо более креативный дизайн: от слияния различных животных до летающих голов и оживших неодушевленных предметов.

Многие из этих мифических существ доброжелательны, но некоторые могут быть устрашающими и послужили источником вдохновения для многих японских художников укиё-э, а также для японских ужасов. Ниже вы можете узнать больше о некоторых самых странных ёкаях японской мифологии.

1. Тануки – самые озорные японские мифические существа

Переезд Тануки, автор Адачи Гинко, 1884 год, ukiyo-e.org
Переезд Тануки, автор Адачи Гинко, 1884 год, ukiyo-e.org

Первый и, возможно, один из самых известных ёкаев — это енотовидная собака, также известная в японском фольклоре как Тануки. Хотя тануки — настоящие животные, обитающие в дикой природе Японии, они послужили источником многих легенд и сказок в японской мифологии о так называемых Бакэ-дануки (буквально «еноты-монстры»).

Бакэ-дануки — могущественные, озорные существа с весёлым и игривым характером. Они не являются злыми по своей сути, но им нравится использовать свои сильные способности к изменению формы, чтобы разыгрывать путешественников и красть их деньги - только для того, чтобы развлечься.

Хотя раньше в японской мифологии Тануки считались хранителями мира природы, в наши дни Тануки больше ассоциируются с их обманчивой природой. Они могут превращаться в других людей, других животных, неодушевленные предметы домашнего обихода или даже части природы, такие как деревья, камни и корни. Они могут застать врасплох проходящих мимо путешественников и разыграть их.

Японские народные сказки определенно не пытались сделать вещи дружелюбными к детям: большую часть времени тануки изображаются в искусстве использующими свои чрезмерно выросшие яички в качестве дорожного рюкзака, а иногда даже в качестве барабанов. Это породило еще одно явление в японском фольклоре, названное Тануки-Баяси: люди слышат звуки барабана или флейты, доносящиеся из ниоткуда посреди ночи, что, возможно, объясняется озорной природой этих японских мифических существ.

Вокруг храмов Японии можно найти множество статуй Тануки. Чаще всего их изображают несущими бутылку сакэ, символизирующую добродетель, с большим животом и большими глазами, а также шляпу, защищающую от неудач и непогоды.

Фильм студии Ghibli (одной из самых популярных анимационных студий в Японии) «Пом Поко» вращается вокруг жизни этих японских мифических существ и изображает их в позитивном и юмористическом свете.

2. Кицунэ – божественные мифические существа японского фольклора.

Девятихвостая лисица, автор Огата Гекко, 1887 год, Британский музей.
Девятихвостая лисица, автор Огата Гекко, 1887 год, Британский музей.

Кицунэ, или мифические лисы, — еще один известный ёкай в японской мифологии. Они известны как волшебные, очень умные японские мифические существа, обладающие многими мощными магическими и духовными способностями, включая изменение формы, дальновидность, высокий интеллект и большую продолжительность жизни. В японском фольклоре кицунэ может быть символом как добра, так и зла, и считалось, что у него отрастает новый хвост каждые 100 лет жизни на этой земле. Самыми могущественными кицунэ были девятихвостые лисы, которые, как говорят, обладали бесконечными знаниями и способностью видеть все, что есть, было или будет.

Японская мифология признает два типа кицунэ. Первый тип кицунэ, Зэнко (букв. «добрые лисы»), описывает тип доброжелательных лисиц, обладающих небесными силами, наиболее известных как божественные посланники бога Инари, защитника рисовых полей, процветания и плодородия. Вы можете найти множество статуй, изображающих этих элегантных, сверхъестественных ёкаев, в святилищах, посвященных Инари, разбросанных по всей Японии. К счастью, эти храмы легко узнать по типичным красным зданиям и красным воротам тории.

Самым известным храмом, построенным в честь божества Инари, является храм Фусими Инари, расположенный недалеко от Киото, который круглый год привлекает множество посетителей со всего мира.

Кицунэ не всегда считались божественными и доброжелательными духами. Другим типом кицунэ, признанным в японской мифологии, был Яко (или Ногицунэ, букв. «дикие лисы»), лисы-оборотни, которые любят подшучивать над людьми или, наоборот, вознаграждают их, в зависимости от их поступков.

3. Каппа – уникальные обитатели озер и рек.

Такаги Тораносукэ ловит каппу под водой в реке Тамура в провинции Сагами, автор Утагава Куниёси, 1834 год, Британский музей.
Такаги Тораносукэ ловит каппу под водой в реке Тамура в провинции Сагами, автор Утагава Куниёси, 1834 год, Британский музей.

Большинство ёкаев в японской мифологии — это нечто большее, чем просто животные, обладающие сверхъестественными способностями: некоторые из них невероятно уникальны по внешности и обладают множеством странных способностей.

Каппа — такой ёкай, которого считают Суидзином (буквально «Бог воды»). Каппа — гуманоидное японское мифическое существо, некоторыми чертами напоминающее амфибий и рептилий. Они имеют тенденцию выглядеть по-разному от одной каппы к другой; у некоторых тела взрослых или детей, а кожа окрашена в различные оттенки зеленого. Их кожа могла быть слизистой или покрыта чешуей, а руки и ноги имели перепонки между пальцами ног и рук.

Какими бы уникальными они ни были, у всех каппа есть панцирь черепахи на спине, рот, напоминающий клюв, и предмет, напоминающий чашу на голове, в которой она несет жидкость, которая, как говорят, является ее жизненной силой. Если эта жидкость прольется или чаша каким-либо образом повредится, каппа может сильно ослабнуть или даже умереть.

Дайвер-женщина наблюдает, как на ее спутницу нападают и насилуют ее под водой два чешуйчатых речных существа по имени «каппа», 1788 год, Британский музей.
Дайвер-женщина наблюдает, как на ее спутницу нападают и насилуют ее под водой два чешуйчатых речных существа по имени «каппа», 1788 год, Британский музей.

Каппы не обязательно дружелюбны и могут безобидно подшучивать над путешественниками, а то и того хуже: известно, что они заманивают людей (особенно детей) в свои реки, чтобы утопить их. Они особенно любят сумо, традиционный японский вид спорта, и могут бросить вызов этим путешественникам на поединок. Однако будьте осторожны; они также особенно хороши в этом.

В японской мифологии любимой едой Каппы были огурцы, поэтому суши-роллы с огуречной начинкой (или маки) традиционно назывались Каппамаки.

4. Тэнгу – загадочный краснолицый ёкай

Птицеподобные тенгу, преследующие отряд длинноносых акробатов-тенгу, картина Каванабэ Кёсай, 1879 год, Британский музей.
Птицеподобные тенгу, преследующие отряд длинноносых акробатов-тенгу, картина Каванабэ Кёсай, 1879 год, Британский музей.

Тэнгу — еще одно японское сверхъестественное существо, которое на протяжении всей истории появлялось во многих формах. Первые изображения Тэнгу изображали их как монстров с вороньими чертами, такими как черные крылья, похожие на воздушные змеи, птичьи головы и клювы. Позже на новых изображениях Тэнгу изображаются как длинноносые существа с красными лицами.

Поначалу тенгу считались озорными японскими мифическими существами, но не по своей сути злыми или особенно опасными, поскольку их было довольно легко избежать или победить. Многие легенды говорят о Тэнгу как о носителях войны и разрушения, но с течением времени они также были известны как божества-защитники и духи гор и лесов.

«Дебаты с Тэнгу», картина Цукиока Ёситоши, 1892 г., ukiyo-e.org.
«Дебаты с Тэнгу», картина Цукиока Ёситоши, 1892 г., ukiyo-e.org.

В японской мифологии есть еще одна форма Тэнгу — Дайтенгу (букв. «Большой Тэнгу»). Дайтенгу — развитая форма Тэнгу, с более человеческими чертами и обычно изображаемая в виде какого-то монаха. Дайтенгу носят длинные одежды, у них красные лица и длинные носы. Обычно уровень их силы прямо пропорционален размеру их носов. Они живут в одиночестве как можно дальше от населенных пунктов, в лесах или на отдаленных горных вершинах, проводя дни в глубокой медитации.

Цель Дайтенгу — достичь совершенства и великой мудрости посредством самоанализа, но это не значит, что они всегда сдержанны и миролюбивы. Говорят, что некоторые дайтенгу стали причиной множества стихийных бедствий и страданий людей в простом порыве гнева.

5. Сикигами – темная сторона японской мифологии

Абэ-но Сэймэй, знаменитый мастер Онмёдзи, автор Кикучи Ёсай, 9 век, Wikimedia Commons.
Абэ-но Сэймэй, знаменитый мастер Онмёдзи, автор Кикучи Ёсай, 9 век, Wikimedia Commons.

В японской мифологии есть множество устрашающих легенд и существ, и сикигами — отличный пример таких существ. Буквально переводится как «церемониальные духи», сикигами — это духи-слуги, не обладающие собственной свободой воли, которые наводили ужас на японцев на протяжении веков.

Традиционно сикигами считались слугами Онмёдзи, членов японского общества, которые, как считалось, обладали и использовали божественные магические силы. Эти сикигами были рождены в результате сложного ритуала колдовства, проведенного оммёдзи, и они служили только одной цели: исполнить желания мастера. Чаще всего приказы оммёдзи были менее чем благоприятными (например, шпионить за кем-то, воровство или даже убийство). Из-за этого самой страшной частью легенд о Сикигами были не сами существа, а ужасные вещи, на которые были способны люди, когда они руководили этими преданными слугами.

Сикигами по большей части невидимы для человеческого глаза, если только они не принимают особую форму. Некоторые из возможных форм — это бумажные куклы, некоторые виды оригами или амулеты, но самая популярная — превратить их в аккуратно и художественно сложенные и вырезанные бумажные манекены. Сикигами также могут принимать облик животных, поскольку известно, что они владеют курицей, собакой и даже коровами, стремясь выполнять приказы своего хозяина.

Создать сикигами было несложной задачей, но сохранить контроль над ним определенно было трудной задачей. Если мастер Оммёдзи не был достаточно силен, он мог потерять контроль над вызванными им сикигами, в результате чего они обрели сознание и свободу воли делать все, что захотят, включая убийство своего старого мастера.

6. Цукумогами – самые уникальные японские мифические существа

Призрак Оивы, картина Кацусика Хокусай, 1831–1832 гг., Музей изящных искусств Бостона.
Призрак Оивы, картина Кацусика Хокусай, 1831–1832 гг., Музей изящных искусств Бостона.

Одной из крупнейших и самых уникальных категорий ёкаев в японской мифологии, без сомнения, является Цукумогами.

Цукумогами традиционно считаются инструментами или предметами повседневного обихода, которые приобрели собственный ками (или дух) после жизни не менее ста лет. Хотя в целом Цукумогами считается безобидным, есть случаи, когда Цукумогами мстили людям, которые, возможно, плохо с ними обращались или бросали их на протяжении всей своей жизни.

Среди этих Цукумогами есть несколько наиболее известных в японской мифологии. Первые - Каса-обакэ (букв. монстр-зонтики), монстры, представленные в виде одноногих зонтиков с одним глазом, а иногда и руками и длинным языком. Неясно, какова была цель этих Каса-обакэ в японском фольклоре, но на протяжении многих лет было найдено множество их иллюстраций.

Другой пример Цукумогами, который чаще всего встречается на иллюстрациях, — это Тёчин-обакэ, фонарь, который становится разумным через 100 лет. Изношенный фонарь разрывался и высовывал язык, а отверстие становилось его ртом. Иногда Тётин-обакэ изображают с человеческими лицами, руками или даже крыльями.

Бороборотон — отличный пример злых Цукумогами: они без колебаний причинят вред, если считают, что вы этого заслуживаете. Бороборотон — японские спальные коврики (или футоны), которые оживают после 100-летнего использования и изнашивания. Они оживают после стольких лет жестокого обращения с ними, но некоторые могут также ожить, если почувствуют, что ими пренебрегают или ненужными. Они затаили злобу на людей и выходят по ночам, чтобы задушить спящих людей и отомстить.

Касаобакэ (Одноногое чудовище-зонтик), автор Оноэ Ваичи, 1857 год, Музей международного народного искусства, Санта-Фе.
Касаобакэ (Одноногое чудовище-зонтик), автор Оноэ Ваичи, 1857 год, Музей международного народного искусства, Санта-Фе.

Последним известным Цукумогами является Унгайкё, или «зеркало за облаками». Унгайкё — это зеркала с привидениями, которые показывают тому, кто смотрит в них, искаженную, устрашающую версию самого себя. Говорят также, что их использовали для захвата внутри себя мстительных духов и демонов.

Японская культура действительно отличается от западной благодаря искусству, образу жизни и особенно своей уникальной, обширной мифологии – изучение всех различных существ, присутствующих в японском фольклоре, открывает двери к пониманию их культуры еще немного.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал! ʕ •ᴥ• ʔ

#история #культура #Япония #демоны #мифы #сказки #легенды #существа #синтоизм #культурология #екай #кицунэ #тенгу