Найти в Дзене
Формат АА

Чем заправить поезд в Factorio?

Оглавление

Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.

В этой статье поговорим о различном топливе для локомотивов наших поездов.

Вступление.

У нас есть поезд, чем его заправить? Как заправить правильно? Какие есть различия в заправке? Почему поезда останавливаются посреди железной дороги?

1. Локомотив поезда требует заправку топливом.
1. Локомотив поезда требует заправку топливом.

Сначала о буферных станциях. Буферные станции или депо – это такие станции в расписании поезда, куда он заезжает по пути следования. Там в локомотив накладывается топливо. Там же он стоит, если не требуется ехать на следующую станцию. Депо состоят из множества железных дорог расположенных, как правило, параллельно, имеют общий въезд, общий выезд и общие станции с общим названием, например: «Буфер» или «Депо». Множество поездов стоят в ожидании заявки с той станции, на которую ожидается дальнейшее следование. Как только со станции пришёл сигнал, или станция была выключена, а сейчас включилась – поезда по очереди начинают туда движение. Таким образом не происходит затора на ж/д путях перед станциями. То есть, очевидных выгод две: поезда не блокируют дороги перед станциями, и поезда в депо всегда заправляются топливом.

Если про буферные станции было непонятно – просто знайте, что их можно построить, они удобны, на них заправляют локомотивы поездов. Идём дальше.

Об остановках поездов между станциями. Ехал, ехал поезд и у него кончилось топливо. Он прокатился на холостом ходу немного и остановился. Как такое возможно и почему это происходит? Такое случается у игроков, которые не рассчитывают расход топлива и длину пути поезда. На пути следования поезда обычно есть хотя бы одна станция, где в локомотив положат топливо. Но если длина пути между станциями велика, а топливо не очень эффективное, то поезд может доехать до следующей станции, а назад уже не вернуться. Потому что топливо кончилось. Для этого заправку локомотива поезда нужно установить и на второй станции. Например, дрова и уголь имеют маленькую теплотворность – дают мало энергии при сжигании. Естественно, они выгорят на длинном маршруте быстрее, чем другое топливо.

Итак, у нас есть поезд. И его локомотив требуется заправить топливом. Поехали.

Древесина.

Начнём с того, что древесину в локомотив мы будем кидать очень редко. На самом деле, тот, кто строит станцию, всегда строит к станции подвод угля на конвейере. Невозможно представить, что игрок будет рубить лес ради того чтобы топить им топку своего поезда. Вот скидывать переизбыток древесины в своих хранилищах в топку поездов – это возможно. Будем считать, что это временное действие, и впоследствии древесина будет заменена углём.

2. Древесина закладывается в локомотив твёрдотопливными манипуляторами.
2. Древесина закладывается в локомотив твёрдотопливными манипуляторами.

Теплотворность древесины в игре составляет 2 МДж. Это самый низкий показатель из всего имеющегося топлива. Но не надо думать, что уголь в этом отношении превосходит древесину из-за того, что у него теплотворность в два раза больше. Всё дело в количестве на одну ячейку – в одной ячейке хранения помещается 100 древесины, при том, что угля помещается всего 50.

(Напомню, что в локомотиве три таких ячейки для хранения топлива и одна ячейка это топка)

Таким образом, пока в одном локомотиве сгорает 2 древесины, в другом сгорает 1 уголь. Топливо закончится одновременно в обоих локомотивах.

Как видно из рисунка 2, для закладки в локомотив древесины использован самый дешёвый и не требующий электричества способ: использованы деревянные сундуки и чёрные твёрдотопливные манипуляторы. Эти манипуляторы возьмут древесину, положат в себя, затем начнут перекладывать её в локомотив. То есть, древесина пойдёт и на растопку самих твёрдотопливных манипуляторов и на заправку поезда. Железные сундуки сюда не потребуютсядеревянных сундуков вполне хватит по объёму, так как чёрные твёрдотопливные манипуляторы работают медленно. Переложить всю древесину в локомотив всё равно не успеют за время стоянки поезда. Из-за этой же медлительности использовано сразу шесть манипуляторов, чтобы ускорить погрузку древесины.

Схема устроена простейшим образом: игрок подкидывает свежую древесину в деревянный сундук, манипулятор выкладывает её на разделитель. Далее по разделителям древесина распределяется всем шестерым манипуляторам, которые наполняют деревянные сундуки. А оттуда древесину перекладывают другие манипуляторы уже в локомотив, когда он подъезжает к станции.

Уголь.

Предыдущую схему можно использовать для заправки поездов любым топливом. Твёрдотопливные манипуляторы будут запитывать себя тем же топливом и потом перекладывать в локомотив. Это бы было прекрасным решением для установки дешёвых манипуляторов с сундуками не использующих электричество, если бы не одно «но». С развитием поезда становятся более быстрыми, а с использованием более продвинутого топлива срываются с места с большим ускорением. Если разгрузка-погрузка произойдёт в считанные секунды – медленные твёрдотопливные манипуляторы могут не успеть накидать необходимый объём топлива. Но хуже всего медленная работа скажется на большом количестве проходящих поездов – сундуки опустеют, а наполняющие манипуляторы не будут успевать накладывать в них топливо. Тогда поезда могут приехать и уехать не получив полный объём топлива.

Но не нужно забывать, что более продвинутое топливо дольше сгорает. Значит поезд успеет ещё раз приехать на станцию и манипуляторы «докидают» в него то, что он не дополучил в прошлую заправку. А с применением ракетного топлива в ячейки хранения нужно будет накладывать всего по 10 штук. А с применением ядерного вообще по 1 штуке. Поэтому схема рабочая. Разве что, бегать и вручную кидать топливо в сундук как-то не комфортно. Для этого лучше протянуть ленту конвейера и поставить ещё один манипулятор для перекладывания с ленты в сундук.

3. Уголь закладывается в локомотив твёрдотопливными манипуляторами.
3. Уголь закладывается в локомотив твёрдотопливными манипуляторами.

Древесина или используется мало для поездов или вообще не применяется в пользу угля. Уголь же добывается в промышленных масштабах, легко отделяется от общей шины на отдельный конвейер до самой станции. Точно так же как это было в предыдущем примере, уголь растапливает твёрдотопливные манипуляторы и заполняет сундуки.

Теплотворность угля 4 МДж, что в два раза больше, чем у древесины. Теоретически для растопки любых машин в Factorio можно смешивать разное топливо, и оно будет использовано друг за другом. На практике, для заправки поездов углём вперемешку с древесиной, такой вариант использовать не стоит. В локомотив может быть положено разное количество разного топлива, одно из которых сгорит быстрее, а другого не хватит чтобы доехать до станции. Например, деревом будет заполнена всего часть ячейки, так как это "отходы для сжигания", но этих "отходов" недостаточно для всего пути по маршруту, хотя будь там полная ячейка угля с погрузки — хватило бы. Поэтому, если вы планируете длинные маршруты для своих поездов – не стоит подкидывать древесину в поток угля идущий на заправку локомотива. Лучше сжечь в электростанции.

Если посмотреть на рисунок 3, то может возникнуть желание отказаться от разделителей и перекладывать уголь в сундуки напрямую манипуляторами с конвейера. Но это будет ошибочным действием. Без логики первые манипуляторы станут забирать весь уголь не оставляя последним манипуляторам. Соответственно, заполняться будут только первые сундуки. Поезд приедет, а грузить уголь в локомотив смогут только первые манипуляторы. Последние будут простаивать из-за пустых сундуков. А вот разделители всегда равномерно раскидывают уголь на все манипуляторы. Значит локомотив будет загружаться углём сразу со всех сундуков, что быстрее.

При надёжном обеспечении электричеством можно отказаться от чёрных твёрдотопливных манипуляторов:

4. Погрузка угля обычным манипулятором с использованием электричества.
4. Погрузка угля обычным манипулятором с использованием электричества.

Обычно такой вариант используется повсеместно. Здесь работает манипулятор, так же перекладывая уголь сначала с конвейера в сундук, как в буфер. Второй манипулятор применяется для заполнения локомотива топливом из сундука. Для включения манипуляторов подводится электричество.

Твёрдое топливо.

Альтернативой углю можно считать твёрдое топливо. Оно не является ископаемым, а вырабатывается из нефтепродуктов путём отвердевания. Твёрдое топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с углём.

Теплотворность твёрдого топлива 12 МДж, что в три раза выше, чем у угля. Значит машины и устройства будут работать дольше и продуктивнее в три раза. При этом у твёрдого топлива появились не существующие у угля и древесины новые качества. Одно из них – ускорение 120%. Поезд тронется на 120% быстрее, чем на угле или древесине. Другое качество – максимальная скорость транспорта 105%. Поезда, машины и танки будут ездить на твёрдом топливе быстрее, чем на угле или древесине.

5. Погрузка твёрдого топлива синим быстрым манипулятором в локомотив поезда.
5. Погрузка твёрдого топлива синим быстрым манипулятором в локомотив поезда.

Нужно учитывать, что твёрдое топливо – результат переработки нефти на нескольких сложных производствах. Получать твёрдое топливо в промышленных масштабах, или в масштабах сопоставимых с потреблением машинами, поездами и устройствами, можно лишь построив хорошую фабрику переработки нефти и освоив достаточный объём нефтяных месторождений. Поэтому альтернативу углю твёрдое топливо сможет составить только после достаточного развития и строительства.

Нефть в игре является нескончаемым ресурсом, хоть после выкачивания полного объёма добыча резко снижается. Поэтому твёрдое топливо можно будет производить бесконечно.

На рисунке 5 вместо обычного жёлтого манипулятора появился синий быстрый манипулятор. Обусловлено это тем, что он загружает твёрдое топливо быстрее жёлтого манипулятора. По возможности стоит устанавливать на погрузку дерева, угля, твёрдого топлива не жёлтый манипулятор и не синий быстрый манипулятор, а зелёный массовый манипулятор, если он уже изучен. Тогда гарантировано локомотив на станции получит полный объём топлива.

Но не стоит использовать массовый манипулятор для погрузки ракетного и ядерного топлива – для этого вполне хватит быстрого манипулятора, и даже обычного жёлтого. А при использовании схемы на нескольких чёрных твёрдотопливных манипуляторах – хватит даже их.

Ракетное топливо.

Самое экономически неэффективное топливо по расчётам. Используется в основном для конкретных целей, для которых предназначено по сценарию игры.

6. Погрузка ракетного топлива в локомотив поезда.
6. Погрузка ракетного топлива в локомотив поезда.

Теплотворность ракетного топлива 100 МДж. Это больше твёрдого топлива примерно в 8,3 раза. Но на практике выходит, что при изготовлении ракетного топлива расходуется 10 твёрдого топлива. То есть теплотворность 1 ракетного топлива должна быть равна теплотворности 10 твёрдого топлива. Только это не так. 10 твёрдого топлива имеют теплотворность 120 МДж, в то время как 1 ракетное топливо имеет всего 100 МДж. Выходит, что 10 твёрдого топлива > 1 ракетное топливо. Получается, что экономически выгоднее топить твёрдым топливом, чем ракетным.

Зато ускорение у ракетного топлива 180%, а максимальная скорость транспорта 115%.

Ядерное топливо.

Теплотворность ядерного топлива 1,21 ГДж – это самый высокий показатель в игре.

Ускорение 250% – так же является самым высоким в игре. Поезда на ядерном топливе очень быстро набирают максимальную скорость. Которая, кстати, у ядерного топлива равна 115% – как и у ракетного топлива.

7. Погрузка ядерного топлива в локомотив поезда.
7. Погрузка ядерного топлива в локомотив поезда.

Ядерное топливо создаётся из ракетного топлива и урана-235. Это топливо позднего этапа игры, для создания требующее полного цикла переработки нефти и урана. При любой возможности следует рассмотреть ядерное топливо для питания всех машин и устройств в игре. Чтобы понять масштабы расхода ядерного топлива нужно представить, что если на станции погрузить в локомотив всего 1 ядерное топливо, то другой локомотив чтобы проездить столько же, должен будет дважды под завязку загружаться углём на станции.

Кстати, после изучения логистики и робототехники можно не использовать длинные конвейеры с топливом до самых станций.

8. Погрузка ракетного топлива в локомотив поезда из синего сундука запроса.
8. Погрузка ракетного топлива в локомотив поезда из синего сундука запроса.

В пределах логистической сети дронстанций можно возле станций размещать синие сундуки запроса, в которые дронами будет приноситься запрашиваемое топливо.

Послесловие.

На всех станциях установить заправку топливом в начале игры может быть неудобно, но в дальнейшем рекомендую использовать на каждой станции, если в игре не применяется депо. Это убережёт от внезапных остановок поездов посреди дороги, когда вдруг в локомотиве закончится топливо.

По возможности устанавливайте зелёный массовый манипулятор на загрузку угля или твёрдого топлива, так как они требуются в большом объёме.

Не используйте зелёный массовый манипулятор при загрузке ракетного или ядерного топлива, там хватит быстрого или обычного манипулятора. А в случаях использования без электричества иногда может хватить и чёрного твёрдотопливного манипулятора.

Если манипуляторы медленные, а поезд быстро разгружается/загружается, следует использовать несколько манипуляторов для заправки локомотива. Это заметно повысит скорость заправки и шанс, что поезд уедет не с «пустым баком».

Про ускорение и максимальную скорость поездов можно почитать в этой статье.

Чертежи.

Чертежи из всех статей можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.

-----------------------------------------

Прямая ссылка на канал Telegram: https://t.me/format_aa

☕️ Если вы хотите угостить меня кофе или вкусняшкой за старания, сделать это можно с помощью доната: https://boosty.to/format_aa/donate

-----------------------------------------

Подпишись на канал и узнавай больше +

#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#чертежи
#станция
#поезд
#локомотив
#топливо
#уголь
#заправка