Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.
В этой статье разберёмся сколько локомотивов и вагонов бывает в составе поезда.
-----------------------------------------
Важное замечание! Эта статья была написана для первой версии игры Factorio. Некоторые механики игры, предметы или их свойства могут не совпадать с текущей версией игры.
-----------------------------------------
Постоянно кто-то доказывает, что надо на каждые 2 вагона ставить по 1 локомотиву, а кто-то уверяет, что и 1 локомотива хватит на 6 вагонов, и найдутся такие, которые 1 вагон таскают 2 локомотивами. А как правильно?
Сначала вспомним, что поезда заправляются разным топливом, и оно даёт разный эффект. Например, древесина и уголь просто сгорают в топке не меняя характеристик скорости локомотива. А твёрдое топливо, ракетное топливо, ядерное топливо – дают локомотиву ускорение и повышают скорость. Больше про топливо для поездов в этой статье.
Но для чистоты понимания, всё же стоит упомянуть и такую мелочь – игрок, как правило, заправляет все поезда одним и тем же топливом. Вряд ли найдётся тот, кто половину поездов заправляет углём, половину поездов ядерным топливом, а в один поезд кидает твёрдое топливо. Возьмём за основу такое правило: все поезда заправлены одним топливом, никакие добавочные ускорения и повышения скорости учитываться не будут. Только общий для всех локомотивов стандарт.
Начнём сравнивать по количеству локомотивов. Поставим на стартовую позицию три поезда: с 1 локомотивом, с 2 локомотивами, с 3 локомотивами.
По команде все три поезда двинутся в путь.
И, если первый поезд с 1 локомотивом только начал разгоняться и вышел за стартовую позицию, то второй поезд с 2 локомотивами уже продвинулся дальше. При этом третий поезд с 3 локомотивами обошёл первые два поезда. Почему так? Рассмотрим рисунок 3:
Ясное дело – больше локомотивов – быстрее поезд? И да и нет.
Все локомотивы имеют одинаковую максимальную скорость. Но путь разгона будет разный в зависимости от количества тянущих локомотивов. На том же рисунке 3 жёлтыми пунктирными стрелками обозначены пути разгона при 1 локомотиве, 2 локомотивах и 3 локомотивах.
То есть, простыми словами, чтобы сорвать поезд с места сразу до максимальной скорости, нужно больше локомотивов. Обратите внимание, что и путь торможения у поездов так же будет меняться в зависимости от количества локомотивов.
Каждый поезд разогнавшись до максимальной скорости пройдёт свой путь разгона. В случае с 2 локомотивами этот путь уменьшается за счёт того, что ускорение обоих локомотивов сложится. А в случае с 3 локомотивами, ускорение будет складываться уже от всех 3 локомотивов. Естественно, быстрее ускоряясь поезд быстрее разгоняется до максимальной скорости, соответственно, путь разгона уменьшается. Что мы и увидели на рисунке 3.
Теперь создадим условия для всех трёх поездов, при которых они пройдут свои пути разгона и окажутся на одной параллельной позиции друг с другом:
После того как поезда оказались параллельно друг другу, они движутся равномерно с одной максимальной скоростью. И количество локомотивов не влияет на это.
Ещё раз всмотритесь в рисунок 4: после набора максимальной скорости все три поезда едут параллельно друг другу, не обгоняя и не отставая. У всех трёх поездов одинаковая максимальная скорость не зависимо от количества тянущих локомотивов.
Отсюда делаем наипростейший вывод: большее количество локомотивов не ускоряет движение поездов на максимальной скорости, а только влияет на длину пути разгона и торможения.
В итоге получаем примерный расклад: поезд с 1 локомотивом дольше разгоняется и дольше тормозит, соответственно, путь по которому он едет на максимальной скорости меньше, чем у остальных поездов. Дольше всех на максимальной скорости едет поезд с 3 локомотивами, потому, что у него за счёт увеличенного ускорения путь разгона укорочен. Так же и путь торможения укорачивается за счёт торможения сразу тремя локомотивами. А раз пути разгона и торможения короткие, то путь, который поезд проходит на максимальной скорости становится длиннее:
Здесь и возникает заблуждение, что поезда с большим количеством локомотивов быстрее. Они не быстрее, они едут с той же скоростью, но вот разгоняются и тормозят на более коротких дистанциях, позволяя себе пройти намного больший путь с максимальной скоростью.
В то же время, поезда с меньшим количеством локомотивов долго набирают максимальную скорость и долго сбрасывают её во время разгона и торможения. За счёт этого путь, проходимый на максимальной скорости уменьшен.
Выходит, что тот поезд, который большую часть пути едет на максимальной скорости – прибывает первым.
Если у игрока очень маленькие расстояния между заводами и там курсируют поезда с несколькими локомотивами, то они быстро проходят свой путь. Это удобно, когда производства небольшие и требуют определённое количество быстро привозимых предметов.
Но, если игрок развернул большую фабрику на большой территории и через большую карту проходят множество поездов с большим количеством вагонов на заводы, где имеются неплохие буферы на разгрузке, то практически нет смысла использовать больше 1 локомотива, так как большие расстояния эти поезда будут пересекать на максимальных скоростях. А заводы будут получать большой объём ресурсов и спокойно использовать их из буферов.
Теперь хочется упомянуть про расход топлива. Каждый локомотив в составе поезда требует отдельной заправки. При использовании 1 локомотива на заправку в первый раз уйдёт 200 угля. А при использовании 2 локомотивов на общую заправку поезда уйдёт уже 400 угля. И уже на заправку 3 локомотивов будет потрачено 600 угля. Нужно помнить об этом, так как перерасход топлива на поезд, который быстро разгоняется, но потом стоит полчаса на станции – совершенно глупое дело.
Теперь разберём почему в Factorio про поезда говорят формулами: «1+1», «1+4», «2+4» и так далее. Первая цифра в таком выражении означает количество локомотивов, вторая цифра означает количество вагонов. Встречаются и более затейливые выражения: «2+6+2» будет означать, что в голове поезда 2 локомотива, затем 6 вагонов, и в хвосте поезда ещё 2 локомотива для обратного движения.
Зададимся вопросом: имеют ли вагоны в Factorio вес, и будет ли отличаться скорость первого поезда на рисунке 6 от скорости второго поезда?
Нет, скорость поезда с 1 вагоном не будет отличаться от скорости поезда с 4 вагонами. Каждый вагон имеет вес, и, чем больше вагонов в составе, тем поезд тяжелее. Тогда на что это влияет?
Количество вагонов влияет, в первую очередь, на способность локомотива сдвинуть их с места и разогнать до максимальной скорости. А также на способность тормозить.
Чем больше вагонов прицеплено к локомотиву, тем больше будет путь разгона до максимальной скорости, и больше будет путь торможения. Вернёмся к рисунку 6, на нём первый поезд с 1 вагоном приедет быстрее второго, тяжёлого с 4 вагонами, потому что разгонится быстрее второго и большую часть пути будет ехать на максимальной скорости. В это время второй долго будет разгоняться и долго будет тормозить перед остановкой, а на нормальный путь с максимальной скоростью останется участок пути меньший, чем у первого поезда.
Точно так же третий поезд будет обгонять второй поезд. Имея в составе те же самые 4 вагона, он будет быстрее набирать скорость за счёт работы одновременно 2 локомотивов.
Как определить самую удачную длину поезда и количество локомотивов в нём? Очень просто: самое маленькое рельсовое кольцо в Factorio вмещает в себя 10 единиц из железнодорожного состава, которые сцепятся друг с другом. Нам такой вариант не нужен, нас интересует небольшой просвет между головой и хвостом поезда для успешного манёвра поезда на поворотах. Таким образом, убираем 1 единицу ж/д состава и получаем поезд из 9 единиц плюс небольшой промежуток.
А более понятным языком – максимальная длина поезда, входящего в кольцевой разворот или перекрёсток должна быть максимум 1 локомотив и 8 вагонов:
Конечно, здесь можно варьировать: 2 локомотива + 7 вагонов, 3 локомотива + 6 вагонов и так далее. Но суть одна: длина не больше 9 единиц ж/д состава.
Если же игрок очень уверен в себе и строит фантастически огромные производства, в которых разгружаются поезда с 10 и более вагонов, то любые круговые развязки, такие как повороты с пересечением или круговые перекрёстки придётся делать из более широких ж/д колец, по размеру вмещающими самый большой ж/д состав.
В качестве домашнего задания любой игрок может построить кольцевой перекрёсток минимального диаметра и попытаться заблокировать все пути кроме двух перпендикулярных, например, поезд приезжает снизу, а должен повернуть направо развернувшись на кольце. Но при этом пусть в составе поезда будет больше 10 вагонов. Это приведёт к неприятным проблемам на перекрёстке. Именно поэтому любой поезд должен уметь развернуться на кольце не «поцеловав» себя в зад или в пузо. Достигается это разумным количеством единиц в его составе.
Выводы из статьи.
Вывод первый: кто в школе не учил физику – тому порицание. Скорость и ускорение изучаются в школьной программе.
Выводы остальные:
- Нет разницы между скоростью поездов, если вы заправляете их все одним топливом.
- С более продвинутым топливом разгон и торможение поездов за счёт ускорения увеличивается. Так же возрастает максимальная скорость. Уже упоминал, что о топливе написано в этой статье.
- Нет выгоды от нескольких локомотивов в поездах, если поезда простаивают на станциях. Топливо они жгут в несколько раз больше, а в остальное время бездействуют. Практичнее использовать один локомотив. Поезд будет ехать чуть дольше, но простаивать будет как и раньше. При этом будет экономичнее.
- Поезда с 1 локомотивом имеют ту же самую максимальную скорость, что и поезда с несколькими локомотивами. Даже, если поезд целиком будет состоять из 10 локомотивов, он будет ехать со скоростью поезда с 1 локомотивом. Разница лишь в начальном разгоне.
- Поезда с разным количеством вагонов имеют одну максимальную скорость, но из-за веса вагонов могут разгоняться дольше или быстрее.
- Поезда с разным количеством локомотивов и вагонов едут с одинаковой скоростью, но от количества локомотивов и вагонов зависит скорость их разгона до максимальной скорости.
- На стандартном минимальном ж/д кольце в Factorio удачно разворачивается поезд максимальной длины в 1 локомотив и 8 вагонов.
-----------------------------------------
Используя долгий опыт игры, практические расчёты и логическое обоснование, могу рекомендовать следующие варианты поездов:
Для железной и медной руды 1 локомотив + 8 вагонов. Позволяет привозить большое количество руды, может задержаться на станции, частично выполняя функцию буфера пока идёт разгрузка. Ездит быстро на больших расстояниях, но разгон немного медленнее чем у коротких поездов. Может потребоваться немало поездов чтобы собирать руду с разных месторождений и успевать привозить на разгрузку.
Для камня 1 локомотив + 8 вагонов. Привозит большое количество камня, что идеально для быстрой застройки фабрики бетонным покрытием, обустройства защитного периметра большим количеством стен, создания большого объёма артиллерии, рельсов, электрических печей, отсыпки территории. Таких поездов нужно небольшое количество. При полноценной добыче камня поезд быстро загружается.
Для угля больше всего подходит 1 локомотив + 4 вагона. Уголь развозится по всем точкам разгрузки, требуется его не очень много на каждом производстве. Но поездов может быть немало, так как потребность в угле всегда достаточно активная. Например, при сжижении угля на нефтяном производстве или при изготовлении пластмассы или взрывчатки.
Для урана 1 локомотив + 4 вагона. Удобно иметь от 1 до 4 поездов максимум. При налаженном обогащении Коварекса потребность в урановой руде будет уменьшаться и 1-2 поездов будет хватать, даже придётся простаивать.
Для серной кислоты достаточно 1 локомотив + 1 вагон-цистерна. Серная кислота как на производствах, так и при добыче урана используется малыми объёмами, но активно. Поэтому несколько поездов справятся легко.
Для перевозки воды идеальный вариант 1 локомотив + 8 вагонов-цистерн. Только новички, и только в начале игры считают, что электростанции можно и нужно строить возле воды. Но реальность часто меняет всё. Большие добротные электростанции, особенно на ядерной энергии можно строить в любом месте на карте. И воду в них требуется подавать в больших объёмах. Несколько поездов указанного размера должны справиться. При необходимости всегда можно добавить новые станции закачки воды и к ним дополнительные поезда.
Для перевозки воды или дизельного топлива в бочках 1 локомотив + 1 вагон. Вода в бочках может требоваться на мелких точечных производствах отдалённых от водных источников. Обычно требуется всего 2 поезда. Дизельное топливо в бочках часто транспортируется вдоль защитного периметра или на отдельно стоящие форпосты для слива в огнемётные турели. Перевозится в бочках, потому, что в вагон могут быть погружены и боеприпасы и ремонтные комплекты. Поездов может быть очень много. Запросы отовсюду небольшие, но таких запросов много. Быстрые маленькие поезда активно развезут свой груз в разные точки.
Для нефти 1 локомотив + 8 вагонов-цистерн. Нефть накачивается в буферные резервуары быстро только пока скважины свежие. Когда скважины иссякнут нефть поступает медленно. Большой объём привозимой нефти может сразу выгружаться в буфер производства. В это время сам поезд будет являться частью этого буфера, пока не сольёт всю нефть. Это даёт возможность наполняться нефтью другим поездам, стоящим на станциях возле скважин. Обычно требуется от 2 поездов и больше.
Для любых электросхем и процессоров 1 локомотив + 2 вагона. Электросхемы, особенно зелёные, требуются на разных производствах в больших количествах. Наиболее оптимальный вариант развозить их активно небольшими партиями, но большим количеством поездов.
Правильнее, если игрок использует удобные стандартизированные чертежи станций для всех поездов, но меняет их назначение при постройке. Например, везде устанавливает одну и ту же станцию погрузки руды с одинаковой длиной поезда. Только при строительстве меняет название станции в зависимости от месторождения. Или для разгрузки коротких поездов с похожими параметрами использует один чертёж ж/д станции, меняя её цвет и название в зависимости от перевозимых предметов.
Предвидя немое удивление некоторых игроков, прочитавших мои советы по длине поездов, заранее отвечаю: если у вас есть желание использовать поезда своей собственной конфигурации и длины – это ваше личное дело, используйте.
Чертежи.
Чертежи из статей можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.
-----------------------------------------
Прямая ссылка на канал Telegram: https://t.me/format_aa
-----------------------------------------
Подпишись на канал и узнавай больше +
#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#чертежи
#поезд
#локомотив
#вагон
#скорость
#быстрее