Пожалуй, нет в России такого города, в котором не было бы маршруток. А если их нет в настоящее время, то это не означает, что их не было в принципе. Вот и в Воркуте когда-то маршрутки были. Причём их сеть была весьма обширной. А количество коммерческих маршрутов было сопоставимо с количеством маршрутов автобусов.
Появление маршруток в городах нашей страны шло по одному из двух сценариев: либо маршрутам Газелей, похожим на маршруты автобусов, присваивались их номера (таких городов большинство), либо нумерация маршрутов продолжалась дальше. Воркута пошла по второму пути.
Исторически нумерация городских маршрутов в Воркуте доходила до 12. Правда, в нулевых появилось ещё несколько новых маршрутов. и нумерация автобусных маршрутов достигла 17. Быть может, пропуска в нумерации маршрутов были оставлены намеренно: вот появится новый автобусный маршрут со всеми льготами - тогда и дадут ему новый номер из числа свободных. Видимо, именно этой логикой руководствовались те, кто открывал новые (коммерческие) маршруты в городе.
Маршрутки стали получать номера начиная с 20. Их сеть постепенно росла, а маршруты стали получать номера на 30, а потом и на 40. Известно о существовании коммерческого маршрута под номером 50. Как это обычно бывает, коммерческие маршруты строились не столько ради здравого смысла, сколько ради желания перевозчиков охватить одним маршрутом как можно больше жилых районов. О социальной функции, которую должен выполнять маршрут в первую очередь, вспоминали уже потом. Если вспоминали. Вот почему почти все маршрутки ходили именно по городу, а в посёлки ходила лишь малая их часть.
Большинство маршрутов маршруток начинались либо в Шахтёрском районе - на улице Суворова, либо в микрорайоне Тиман (на улице Бульвар Шерстнёва). Другой конечной остановкой выступали "Площадь Кирова", "Площадь Комсомольская", либо "Вокзал". Хотя существовали коммерческие маршруты от площади Победы или до площади Металлистов. Но их было очень мало.
Поскольку практически все социальные и культурно-досуговые объекты города сосредоточены на улице Ленина и в её окрестностях, коммерческие маршруты старались организовывать таким образом, чтобы они проходили на как можно большем протяжении этой улицы. Но не забывали авторы маршрутов и о тех, кто живёт на улицах Ленинградской и Димитрова, а также на перпендикулярных им улицах. Поэтому коммерческие маршруты зачастую открывались парами, или даже тройками: прямой по улице Ленина; с петлёй по улицам Чернова, Димитрова, Гагарина; через улицу Ломоносова. Нередко открывались маршруты, следующе через улицы Димитрова и Ломоносова одновременно.
Вот откуда столь богатая нумерация коммерческих маршрутов в Воркуте. Даже малейшего отличия - если на небольшом отрезке пути маррут проходил по параллельной улице, вполне хватало на целый отдельный маршрут. Но и в случае, когда, казалось бы, новых маршрутов уже появиться не может, поскольку исчерпаны все возможные комбинации трассировок, новые маршруты всё равно появлялись. Как оказалось, ничто не мешало открывать новые маршруты аналогичные существующим, с единственным отличием - обслуживающей этот маршрут фирмой.
На Воргашоре тоже кипела жизнь. Там появились коммерческие маршруты в соседние посёлки - Заполярный и Комсомольский, а также маршрут до площади Металлистов. Но наибольшее удивление вызывает факт наличия маршрута внутри Воргашора. А такой маршрут был и имел номер 49. Его трассировка представляла собой небольшое кольце с двумя ответвлениями, куда осуществлялись заезды.
В 2018 году в Воркуте внезапно исчезли все маршрутные Газели. Это было связано с введением новых правил пассажирских перевозок, которые исключили возможность эксплуатации на маршрутах маловместительных транспортных средств. В настоящее время встретить обычную пассажирскую Газель на улицах и во дворах Воркуты ещё можно, но эти микроавтобусы стали большой редкостью, в основном они используются на служебных развозках, либо стоят во дворах без дела.
С 1 января 2019 года все маршруты в Воркуте стали организовываться по регулируемым тарифам, т.е. перевозки пассажиров по всем маршрутам стали осуществляться с предоставлением льгот. После этого в городе была произведена глобальная чистка маршрутной сети. Далее каждый год из маршрутной сети Воркуты стало выбыать по одному - два маршрута. Самыми стойкими маршрутами, некогда рабоавшими на коммерческой основе, являются №№22, 27, 30, 32, 41, 42, 45. Основным типом подвижного состава на бывших коммерческих маршрутах, как и на всех остальных городских маршрутах Воркуты, являются автобусы ПАЗ-32053 / 32054.На некоторые маршруты выходят автобусы средней и большой вместимости - МАЗ-206 и Икарус-263.