Прошлым летом мы побывали в «стольном граде» Мышкине и надо же такому чуду статься – попали на почти легендарное местное мероприятие – Мышкинский Самоходъ!
Что это такое? Да все, в принципе, просто – в назначенный день в Мышкин съезжаются со всей России владельцы ретро-автомобилей, а у местных жителей и туристов (многие из которых, как выяснилось, приезжают спецом под это событие) есть возможность не просто попасть в удивительный музей авто-мото техники прошлого века, раскинувшийся на центральной площади прямо под открытым небом, но и, что самое ценное, увидеть все образцы в действии, в движении, ведь основная мысль праздника состоит именно в том, что все образцы «самодвижущихся колясок» прибывают в городок исключительно «своими колесами», это вполне себе действующие, а многие и просто эксплуатируемые повседневно, автомобили!
Особая ценность конкретно этого, нынешнего праздника заключается в том, что он проводится впервые после двухлетнего пандемийного перерыва и конечно, это обстоятельство усиливало интерес к сходке как самих участников, так и зевак, для которых «Самоходъ» уже полюбился и стал хорошей памятной традицией.
Для нас праздник начался загодя, так как некоторые участники поспешили приехать в Мышкин заранее, не полагаясь, видимо, на ту же погоду и на надежность старинной техники, ведь понятно, что для автомобиля возрастом в 60-70 лет пробег даже в 100 километров может стать критическим, так что тогда говорить о тех, кто приехал на праздник моторов за 300, 500 или даже 1000 верст?
Замечательный лощеный и как будто только что вышедший с завода, экземпляр немецкого автопрома припарковался прямо у дверей нашей гостиницы, так что мне осталось только не лениться и выйти на воздух с фотоаппаратом. Ну а что, впечатляющий раритет, правда?
Пока фоткал Мерика, услышал хорошо знакомый, по детству, звук мотора. И я не ошибся – это «Волга»!
А утром следующего опять же мимо дверей нашего отеля парадом поехали участники слета, все махали им руками, а автомобили отвечали гудками.
Обратите внимание на номер, что установлен на «Запарижце» - чёрненький, тот самый, насквозь советский. А что за буквы такие «ЮАР», это откудова, из Африки, шо ля? Но я то помню, поскольку на нашем старом Москвиче 407 стоял похожий номер, с аббревиатурой «ЮБО», буква «Ю» в советское время обозначала не что иное, как Подмосковье!
Следом тарахтит «Победа» - эта машина мне всегда нравилась, и своим названием и своим видом, необычным, уникальным.
Мы же спешим к центральной площади, где вся автокрасота уже запарковалась и можно спокойно все обойти и посмотреть.
А площадка уже заставлена техникой и шумит людским потоком, растекающимся по рядам и обнимающим каждый из экспонатов. Мы тоже заходим на площадь и начинаем осмотр, глаза, если честно, просто разбегаются.
Почти на входе упираемся в «Инвалидку» - это машина в «новом кузове» типа «зубило», а классическая «Моргуновка» тут тоже есть, смотрите:
Мои любимые машины из детства – это, конечно, «Москвичи», здесь их было очень много. Это и первый представитель, бывший «Опель», «Москвич» 401, тоже прозванный «Горбатым» из-за характерного выступа кузова сзади…
…и более поздние модели 403, 407, которые, как я уже рассказывал, оставили в моем сердце самый добрый и неизгладимый след.
Мне нравятся эти плавные обводы кузова, этот бесконечный хром. В этом смысле «ЗиМ» - вне конкуренции: машина, созданная для транспортировки советского руководства и тогда и сейчас выглядит представительно и конечно, привлекает множество зрителей из общего числа любителей старины.
И снова – «Победа»! Если бы мне сейчас предлагали выбрать между «Победой» и четыреста седьмым «Москвичом», я, наверное, разорвался на две части, обе машины мне очень импонируют, и я не могу определиться, какая больше.
На площадке царит дружеская атмосфера, владельцы автомобилей охотно общаются с публикой и между собой, торгуют сувенирами и запчастями, ожесточенно спорят, например, о том, какой тип карбюратора устанавливался на «Победу» ранних и поздних выпусков. Здесь же, по необходимости, проводится текущий ремонт автомобилей и регулировка, ведь, как я уже упомянул, для старичков любой пробег – уже подвиг и хозяева бережно следят за рабочим состоянием своих питомцев.
По-настоящему старинный автомобиль на выставке был всего один и судить о его состоянии не надо слишком строго, поскольку понятно, что за столь внушительный срок жизни в машину вносились изменения, обусловленные тотальным дефицитом запасных частей и бесконечной сменой владельцев, не стремящихся к соблюдению полнейшей аутентичности, а лишь старающихся сделать так, чтобы автомобиль оставался на ходу.
Старый «Вандерер» со знакомыми четырьмя кольцами на решетке радиатора удивлял своим классическим видом и конечно, в нем легко угадывались следы глобальных переделок.
Антуражный чемодан дополняет старинный образ, но всегда в таких случаях я хочу спросить: что будет с машиной и поклажей, проедь она по МКАДу после снегопада и обработки дороги солью?.. Даже страшно представить, как потом отмыть всю эту красоту и конечно, «чумайдан».
Словоохотливый владелец «Жука» рассказывал посетителям, как он эксплуатирует машину на повседневке, активно путешествует на ней по России. Часто его останавливают сотрудники ДПС, но не из-за нарушений, а просто из любопытства, всем хочется подробнее рассмотреть эту, некогда, очень распространенную машину, ныне также превратившуюся в раритет.
С сожалением покидали мы площадь, часа хватило, чтобы осмотреть всю технику и почувствовать дух ушедшей автомобильной эпохи. Славно, что мероприятие возобновлено и будет, мы надеемся, проходить в Мышкине и в последующие годы, нам же, изрядно поджарившимся на солнце, дико захотелось окунуться в прохладные речные воды, так что остается лишь пожелать участникам «Самохода» доброго и легкого обратного пути!