Странно, но советский фильм «Дела давно минувших дней» могут вспомнить не все любители кино. Хотя в этой авантюрной киноленте - блистательный актерский состав, а песни к ней написали Высоцкий и Окуджава.
Опять же сюжет построен в полном соответствии с канонами классического нуара, когда он (сюжет) не совпадает с фабулой, то есть события в картине показаны вовсе не в хронологическом порядке, а через серию воспоминаний, воспроизведение указанных в титуле ленты «дел давно минувших дней».
Удивительным образом переплетены события, которые разделяет фактически полвека. С одной стороны возникает странная «канитель» вокруг найденного при сносе строго дома портфеля – тут же появляются необычные типчики, включая зарубежных персонажей, что сразу же наводит на весьма настороженные мысли.
С другой стороны всё это как-то связано с расследованием убийства антиквара, случившегося в 1926 году, то есть «на заре» советского сыска, который формировался по большому счету не в годы Гражданской войны (было не до этого), а в условиях НЭПа.
Поэтому публика в кадре явлена весьма причудливая, да и дело оказалось несколько сложнее, нежели предполагалось, поскольку нити тянутся в сферу оккультных и мистических кружков, которые развивались ещё до революции.
Именно из разбираемой нами ленты советский зритель впервые услышал о фигуре Григория Распутина, что также сподвигло Валентина Пикуля написать роман «Нечистая сила». Впрочем, оный вышел на редкость спекулятивным, чего нельзя сказать о фильме; хотя кинокартина и напоминала палповый журнал: красотки, бандиты, сыщики, спекулянты, тёмные тайны, страшные загадки.
Фильм вообще получился очень выдержанным с точки зрения идеологической составляющей, без завываний про «тяжкое наследие царизма», даже были показаны кадры с торжеств 1913 года. Мол, было такое время, была такая династия – это история и её надо принимать как данное.
В любом случае это не отменяет Большой Загадки. Именно так – оба слова с большой буквы, так как, в, казалось бы, ерундовое происшествие оказались включены нешуточные силы. Это как раз один из нуарных приемов – простенькая просьба влечет за собой титанические неприятности.
Весьма интересно, что друг другу противопоставлены два типа сыщиков из прошлого. Типа-Пинкенртон, который смотрит свысока на всех даже в 70-ые годы, мол, я брал таких-то и таких-то. Но при этом не проявил никакого интереса к заветному портфелю, который как раз содержал разгадку (не побоимся такого эпитета) геополитического масштаба.
Но также был «любитель», попавший в органы в 20-ые годы по комсомольской путевке прямо с истфака. Он наглядно демонстрирует, что следователь – это не только и не столько сумма сыскарских навыков, но и чутье. И он обладает таковым, а потому почти вплотную подошёл к Тайне, но погиб при трагических обстоятельствах.
В итоге расследование, уже предпринятое в 70-е годы, служит как бы эпитафией на его милицейский памятник. А это ещё раз учит тому, что в детективном ремесле не бывает мелочей, иная частность можно обладать огромным значением.