Здравствуйте, уважаемые читатели!
5 февраля 2024 года в некоторых российских школах была проведена тренировочная работа № 3 по химии (от СтатГрада). Информацию о ней (задания, ответы) можно найти на сайте https://100ballnik.com/ . В этой статье я разберу тестовую часть первого варианта этой работы. Сразу хочу указать, что не рассматриваю ее задания в качестве прототипа заданиям официальных КИМов (от ФИПИ). Ряд рассматриваемых вопросов ( в тестовой части - меньше, в С- части - побольше) выходят за пределы кодификатора. Тем не менее, работать с пробниками СтатГрада всегда интересно, они "выводят из зоны комфорта", актуализируют редко употребляемый учебный материал. Помимо этого, на общем фоне многочисленных авторских пробников эти работы вызывают большее доверие (у меня) к адекватности заданий в силу ожидаемого высокого уровня профессионализма составителей. Итак, :
Примечания к заданию 1: типовое задание, требующее ориентации в том, когда нужно применять полную электронную формулу, когда - сокращенную. Как правило, область использования сокращенной формулы ограничивается характеристикой внешних, неспаренных и валентных электронов.
Примечания к заданию 2: в последнее время стало "модно" в пробниках не от ФИПИ использовать в этом задании элементы одной группы (периода), но разных подгрупп. Нужно помнить, что а) закономерности изменения свойств элементов относятся в элементам главных подгрупп, б) элементы побочной подгруппы - всегда металлы, т.е. их ЭО всегда меньше ЭО неметаллов из той же группы. Возможно ошибаюсь, но в пробниках от ФИПИ и в реальных ЕГЭ я подобных заданий (с одновременным присутствием p и d- элементов) не встречала.
Примечания к заданию 3: типовое задание
Примечания к заданию 4: типовое задание, требующее знания структурных формул веществ.
Примечания к заданию 5: типовое задание.
Примечания к заданию 6: нетипичное для формата ЕГЭ задание. На вебинарах от ФИПИ неоднократно звучало, что : а) на ЕГЭ не будет заданий на совместный гидролиз для солей с двухвалентными катионами (магнием, медью, цинком, свинцом) б) в кодификаторе нет аммиачных комплексов цинка
Примечания к заданию 7: типовое задание
Примечания к заданию 8: типовое задание, кроме, пожалуй, редко встречающейся в пробниках реакции восстановления сульфатов водородом. Обычно эту реакцию (наряду с восстановлением углем) приводят для сульфата бария.
Примечания к заданию 9: Типовая реакция получения фосфора по Бранду разбита на две последовательных. Необычно и интересно.
Примечания к заданию 10: Амидов в кодификаторе нет. В остальном - хорошая тренировка со скелетными формулами.
Примечания к заданию 11: типовое задание
Примечания к заданию 12: полезное задание, основанное на том, что спирты реагируют со смесью концентрированных азотной и серной кислот. В присутствии воды этилнитрат будет гидролизоваться (Лебедев Н.Н., 1971):
Учет концентрации азотной кислоты актуален также и для УВ : алканы нитруются разбавленной азотной ктой, а арены - смесью конц. азотной и серной кислот.
Примечания к заданию 13: типовое задание, требующее знания строения и названий основных аминокислот.
Примечания к заданию 14: типовое задание. Реакция 1- алкилирование аренов непредельными УВ (я бы взяла в качестве катализатора Н3РО4), реакция 2- радикальное галогенирование толуола избытком хлора на свету, реакция 3-мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата, реакция 4 - на перекисный эффект Хараша.
Примечания к заданию 15: почти типовое задание. Реакция 1- внутримолекулярная дегидратация спирта, реакция 2- восстановление кетонов до алканов, реакция 3-мягкое окисления алкенов до диола 1,2, реакция 4 - нитрование бензойной кислоты с учетом ого, что она -ориентант в мета-положение. Восстановление кетонов до алканов, как способ получения алканов, отсутствует в кодификаторе.
Примечания к заданию 16: типовое задание на получение фенола (кумольным способом) и его свойства (ориентация электрофильного замещения в орто-и пара-положение)
Примечания к заданию 17: типовое задание. Реакция 2- электрофильное замещение, реакция 5- присоединение.
Примечания к заданию 18: типовое задание, требующее знания того, что: а)только в том случае скорость реакции зависит от давления, если в реакцию вступают газообразные вещества, б) не все простые вещества, молекулы которых состоят из двух атомов , - газы.
Примечания к заданию 19: типовое задание
Примечания к заданию 20: типовое задание. Написанное уравнение реакции относится к проведению электролиза водного раствора с фильтрующей диафрагмой. Без диафрагмы будет происходить реакция между СО2 и щелочью.
Примечания к заданию 21: типовое задание.
Примечания к заданию 22: типовое задание. Пункт В - при добавлении твердого CaCl2(растворимого в воде вещества) увеличивается концентрация хлорид-анионов; равновесие смещается в сторону ее уменьшения (влево). Пункт Г - при добавлении щелочи уменьшается концентрация протонов водорода (вследствие реакции нейтрализации одного сильного электролита другим); равновесие смещается в сторону ее увеличения (вправо).
Примечания к заданию 23: типовое задание, на первый взгляд, усложненное использованием давлений вместо привычных концентраций. Алгоритм решения не меняется, поскольку, согласно уравнению Менделеева-Клапейрона, давление газа пропорционально его молярной концентрации.
Примечания к заданию 24: типовое задание
Примечания к заданию 25: типовое задание, акцентирующее внимание на скелетных формулах
Примечания к заданию 26: усложненное использованием КГ типовое задание. Решается балансом по растворенному веществу.
Примечания к заданию 27:типовое задание.
Примечания к заданию 28: усложненная типовая задача, объединившая в себе:
избыток/недостаток, газовые законы, выход реакции.
Как всегда, основная интрига пробника - С - часть. В следующей статье опубликую ее разбор.
Заранее благодарна за конструктивные замечания и дополнения.
Всего доброго!