Абордаж – атака одного судна другим, при котором нападающий корабль подходит к своему противнику в упор, после чего на вражеский борт высаживается десант. Данная тактика ведения боя во время обучения в кадетском корпусе особенно впечатлила лейтенанта Михаила Сергеева. Её он мечтал когда-нибудь применить. Шанс выдался в марте 1917 года. Правда, Сергеев взял турецкий военный корабль на абордаж с помощью… аэроплана.
Такая скучная служба
Сын потомственного священника из Вятской губернии Михаил Михайлович Сергеев начал службу в 1913 году после окончания Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Его направили на Черноморский флот командиром артиллерийской батареи на броненосце «Синоп». От устаревшей посудины не требовалось ничего, кроме охраны входа в Севастопольскую бухту. Собственно, это и не устраивало амбициозного Сергеева. Он-то мечтал о подвигах.
Неизгладимое впечатление на молодого Михаила оставил гидроавиатранспорт «Император Николай I», нёсший на борту 6 гидросамолётов. После такой «встречи» Сергеев подал рапорт с просьбой о зачислении в Петроградскую школу морской авиации.
В период Первой мировой войны морская авиация только-только начинала развиваться, поэтому на боевые полёты над морем решались лишь самые отчаянные храбрецы. Так как летательные аппараты не отличались надёжностью, а про парашюты даже не стоило и мечтать, то средний срок службы лётчика составлял всего несколько недель. Понятно, что в число «смертников» желающих записаться было немного. Но Сергеева это не остановило.
Верное решение
В марте 1917 года в район Босфора для бомбардировки артиллерийских батарей на мысе Кара-Бурун выдвинулся гидроавиатранспорт «Александра I» с установленным на палубе самолётом М-9. В состав его экипажа как раз входил пилот Михаил Сергеев.
12 марта перед экипажем лейтенанта была поставлена задача сфотографировать, а потом и подорвать гидронасосную станцию в городке Даркос, которая снабжала водой турецкую столицу.
С первой частью задания удалось справиться без проблем – снимки получились отличные. Во время второго захода требовалось сбросить бомбу, но турки к этому моменту успели подготовиться и открыли ураганный огонь. В результате у самолёта оказался повреждён бензобак. В непосредственной видимости «Александра I» уже не обнаружилось. Зато на горизонте виднелась шхуна под турецким флагом. Именно на неё и взял курс Сергеев.
Топлива хватало только для тарана, но терять лётчику было уже нечего. М-9 приземлился на воду и понёсся в сторону турецкого судна. Так был предпринят первый в истории абордаж корабля с самолёта. Турки же решили не связываться – они быстро попрыгали в шлюпку и пустились наутёк. Корабль был захвачен.
Позже за смелый и неординарный поступок Михаилу Сергееву главнокомандующий Черноморским флотом адмирал Колчак лично вручил награду – Георгиевское оружие.
Далее храбрецу предстояло пройти Гражданскую войну и Великую Отечественную. В мирное время Михаил Михайлович, награждённый к тому же орденом Красной звезды и медалью «За оборону Сталинграда», преподавал в Московском высшем техническом училище. Из жизни он ушёл в 1974 году.
The post «На такое способны только русские!»: как пилот самолёта взял военный корабль на абордаж appeared first on Русская семерка.