Как развивается Наука. Этапы развития.
Дальнейшим следствием определения Науки будет понимание ее возраста. Все как у живых людей: детство, юность, взрослость и старость. Кстати, Наука ведет себя как растение, то есть новые науки могут образовываться как почкованием при чрезмерном перерастании, так и слиянием двух и более наук при сближении.
Как же мы будем определять понятия о которых говорить также неприлично, как узнавать о возрасте у самой женщины. Если кто-то мне не верит, он может лично спросить об этом у экономиста или врача, или историка – узнаете о себе много нового и необычного. Поэтому определять «возраст» Науки будем точно также – будем наблюдать за науками в прошлом и настоящем и будем сравнивать науки друг с другом и конечно будем рассуждать. Ведь любая наука – это прошлые знания о будущем, а мы тут применяем научные методы для исследования Науки, то есть пытаемся выделить хотя бы качественные закономерности
Историю любой науки можно рассказывать долго и вместить в статью историю хотя-бы одной науки – вещь совершенно невозможная, поэтому сделаю выжимку из всего.
Любая наука начинается с потребности предсказать поведение чего-либо в определенных условиях, и эта потребность оформляется либо в виде желания ученого, либо в виде чьего-то гранта, либо в виде задания государства. После получения задания ученые начинают дергать за первые попавшиеся ниточки некоего черного ящика и смотреть результат. Смотрят результаты, смотрят и в результате какого-либо вещего сна рождается Модель. Дальше дело за малым: придумать опыты, провести их и предъявить миру свою модель как объективное познание мира, а если кто не верит, то пусть проведет те же опыты, что и мы и убедится в том, что мы самые умные, самые убедительные, короче самые, самые, самые. После этого, через какое-то время обязательно находится какой-нибудь дурак, которому не живется спокойно и придумывает опыт который опровергает эту прекрасную модель, потом находится другой такой же ненормальный и еще, и еще и становится много ненормальных, которых объединяет под собственным командованием Главный борец за власть/деньги/славу (нужное подчеркнуть) и выбивает место, деньги, людей на разработку модели с самым объективным и современным познанием мира. И этот цикл продолжается, пока какой-то ненормальный не придумает уже не модель, а новую науку и приходит к этой привычной науке старость и немощь и уходит она в необразованные массы, для честного отъема денег у населения. Кстати, дурак – это не глупый человек, как думает большинство, это человек, который ведет себя как дурак, т.е. асоциально, и вести себя так он может как по глупости, так и по другим причинам. Дурак – это не оскорбление, это – характеристика поведения.
Приблизительно этапы развития Науки соответствуют этапам развития живого существа. В начале все кормят и ухаживают малыша, далее он начинает помогать взрослым, но сам еще ничего не тащит, а вот став взрослым она, то есть наука, грузится по полной программе, а уже в старости наука гуляет сама по себе, пытаясь чем-то помочь, но унести какие-то тяжести уже не в состоянии. Всем этим этапам соответствуют этапы точности описания наукой действительности и степени развития прикладной части науки.
Для анализа необходимо выделить науки, вышедшие из употребления, и в качестве примера возьмем алхимию, можно астрологию. Также возьмем науки, находящиеся в расцвете сил типа сопромата и в самом начале пути, что-то типа медицины или биологии.
Давайте ближе к примерам.
Астрология. Это старость. Уже никто не ждет каких-то прогнозов, которые пытается представить эта уважаемая раньше наука. Да, да раньше она была наукой, а сейчас это старичок, пригодный для увеличения объема в популярной прессе.
Сопромат. Наука в полном расцвете сил. Никто не сомневается в расчетах, все используют результаты и модель, предлагаемая сопроматом, с достаточной точностью описывает поведение материалов. Да так, что многие предлагают перестать именовать сопромат наукой, а начать называть ее сводом правил.
Биология. Наука в юности. Математический аппарат в зачаточном состоянии, однако накоплено множество наблюдений, отпочковались ветеринария и медицина человека и т.д., хотя растения никто не лечит, но животные и люди помирают не сразу, а только после лечения.
Генетика. Дите, отпочковалась от Биологии. Ученые носятся с генами, приблизительно как обезьяна с гранатой, рассказывают, что они сейчас кааак сделают что-то большое и значительное... Но пока все работы идут методом научного тыка - это когда ученый тыкает пальцем в небо и полученный результат для него самого бывает иногда очень неожиданным. Все что сейчас приписывается генетике является продолжением давнишней селекционной работы в растениеводстве и животноводстве.
Какую же между ними можно заметить разницу? Если свести все к одному признаку – это числовое выражение прогноза. Ранний этап – нет прогноза (Заказчик: если я вам дам много денег вы сделаете мне …?, Ученый: мы будем стараться осваивать бюджет, а получится или нет …), этап уверенного развития – прогноз очень неточен и вероятность неизвестна (З: доктор, я умру? У: Конечно, но неизвестно, когда и как), этап развитой науки (З: эта ракета долетит до Марса? У: Если нагрузки соответствуют предполагаемым, то конечно), этап умирающей науки (У: можно я сделаю вам прогноз? З: спасибо, не надо).
И что же в итоге. Если наука находится на начальных этапах развития – не стоит серьезно относиться к планам этих ученых. Все может сильно поменяться. В свое время возникали грандиозные медицинские планы избавить человечество от болезней или решения о поголовном и заблаговременном удалении гланд или аппендицита. Вы думаете сейчас медики поумнели? Отнюдь нет, даже сейчас есть заблаговременное удаление молочной железы – а вдруг там начнется рак. Или, к примеру, взять давнишнее обещание физиков сделать, наконец-то, Токамак производящий электричество – и где он? Вероятно, где-то рядом с коммунизмом.