А давайте почешем языки об этих ученых.
Дошла очередь рассмотреть тех, кто работает в сфере науки и разделим этих людей на две большие категории: ученые и специалисты. Ученые – это люди работающие внутри науки на развитие самой науки, а специалисты – это люди, работающие на заказчика, использующие научные знания или, попроще, это инженеры, врачи, учителя …
А что вообще мы будем рассматривать? Есть ли смысл их изучать, ведь по мнению многих, кандидат наук он и в Африке кандидат, или же нет? Ученые, они, как иностранцы, все на одно лицо? Раньше, при историческом материализме, при маленькой зарплате в науку действительно старались идти люди, кому было все это интересно, но даже тогда существовал огромный балласт. Люди, которые просто отрабатывали темы, находясь при «Папике», получая звания, моральное удовлетворение и небольшую денежную прибавку. Сейчас же, когда главное – это его Величество Грант подобных людей становится побольше, хотя и нормальных «сумасшедших» (с обывательской точки зрения, но без таких не нормальных наука не работает) вроде бы достаточно. К примеру, как-то на канале Наука показывали ученого, получившего грант – изучение поведения коров после еды, сколько корова после еды лежит, есть ли зависимость между отдыхом и количеством съеденного и т.д., и т.п. Результат высоконаучной работы - все коровы разные, зависимость не обнаружена. Год с лишним работы европейского ученого и его помощников для того, чтобы подтвердить то, что знает любой пастух! Это не Россия и не Британия и это не шутка – подход к сложной задаче с детскими сказочными воззрениями не приносит результата. Вот вам примеры 2023 года. Сенатор Рэнд Пол выпустил свой ежегодный отчет «Festivus», в котором перечислил бесполезные траты госбюджета США в 2023 году. В отчете приводятся такие примеры, как грант в размере $2,7 млн на изучение российских кошек, которых заставляли ходить по беговой дорожке после того, как им отрезали мозговые стволы. Более $477 тыс. было потрачено на исследование обезьян-трансгендеров, в ходе которого самцов феминизировали с помощью инъекций женских гормонов. Еще одно исследование показало, что цвет шерсти собак не влияет на температуру их прямой кишки после прогулки в жаркий день. Если объединить многочисленные примеры и сказать коротко, то в науке собраны люди разные: умные и глупые, моральные и аморальные, пришедшие разгадать загадку и пришедшие подзаработать и т.д., и т.п.
Люди вообще и ученые, в частности, с большим трудом меняют свои убеждения и предпочтения. Люди даже предпочитают погибнуть за свои убеждения, но не начинают их обсуждать. Люди продолжают отстаивать свои убеждения вопреки вновь открывшимся фактам, отвергают и не воспринимают все, что противоречит их убеждениям. Ну такова человеческая натура: моральный комфорт для нас важнее истины, хотя иногда кто-то вспоминает цитату Б.Рассела (математик, философ): «Я не готов отдать жизнь за свои убеждения, ведь я могу ошибаться».
Еще одно наблюдение. Всегда, в любой науке существуют группировки. Теоретически их быть не должно, ведь они изучают один предмет, пользуются одними приборами, у них одно образование, однако восприятие действительности у них разное и оно может выражаться разными научными школами и это без учета корыстных интересов. Кто из них прав, а кто не прав на момент существования и борьбы группировок никто не знает. Вполне может получиться, что победит группировка с ошибочными представлениями и наука будет отброшена назад. Приведу пример: теория гелиоцентричности была антинаучной очень долго и все, кто пытался сказать, что действительность не очень похожа на действующую модель научным сообществом порицались. Подытоживая можно сказать, что исследования ученого находятся в русле его группировки. Как-то давно, в моей личной истории, на критическое замечание инженера кандидат наук высказался следующим образом, что я – кандидат, а вы тут никто и звать вас никак, поэтому ваши замечания, что я не прав, я слушать не буду. Такое вот проявление коллективизма и защиты коллективной точки зрения.
Третье наблюдение. Плохое образование не позволяет воспринимать действительность. Причем я имею в виду как то, что человек прогуливал уроки и не знает то, что положено знать по специальности, так и то, что программа образования построена так, что люди не изучают то, что пригодиться в их будущей деятельности. К примеру, сколько врачей изучали гидравлику? Конечно мизерное количество, но то, что говорит большинство врачей о такой гидравлической системе: насос, гибкие и податливые трубопроводы уменьшающегося сечения и т.д. - диву даешься, а ведь это сердечно-сосудистая система, которую они лечат, исправляют и ремонтируют, не вдаваясь в разные инженерные теории. Или недавний пример. Простой вопрос: сколько привитых людей необходимо для затухания эпидемии ковида вызывал у санитарных врачей легкую панику, ведь в медицинском математике «не учат» и прилюдно сказать, что ты некомпетентен не может ни профессор, ни министр. Прошедшая пандемия ковида или точнее тот бред, который несся с экранов телевизора и экранов интернета так ярко подчеркивает отсутствие общей образованности – дилетанты не могут сдержаться и послушать специалистов, люди не могут адекватно воспринять границы своей компетенции, люди, имеющие образование и ученые степени, не знают основы философии и не могут применить общие принципы в другой науке – другими словами люди Науки становятся людьми очень маленького кусочка науки и при этом многие сохраняют мнение, что образование дает причастность к Науке.
Четвертое наблюдение. Вредительство. Да, да, да обыкновенное вредительство, либо по глупости, либо за деньги. Можно об этом рассуждать только в рамках конспирологических теорий, реальность скрыта от глаз.
Пятое наблюдение. Перед этим я говорил ужасные вещи, что ученые бывают глупые и могут вредить за деньги и т.д. и т.п., но это совершеннейшие мелочи по сравнению вот с этим. Самое главное - Выше головы не прыгнешь. Ученый, как и любой человек не может ни понять, ни даже увидеть вокруг себя то, что выше его понимания. Архимед выбросил бы компьютер как совершенно ненужную игрушку… Главный тормоз в применении научного метода в изучении действительности – это сам ученый. Система не задумает систему сложнее себя. И не поймет, и даже не увидит. Хотя случайно возможны варианты.
Все эти ученые занимаются обучением специалистов. Специалистам свойственны те же особенности, рассмотренные выше: умный/глупый, участие в группировке и поддержка коллективного мнения, плохое образование, вредительство, непонимание научного знания/формул/прочего и т.д., и т.п.
И подытоживая наблюдения за учеными и специалистами определим поведение человека Науки как нормальное и ненормальное. Есть три модели некорректного поведения ученого или специалиста. Первое – это преувеличение истинности научной модели до степени умалчивания действительности, вторая – это преувеличение истинности научной модели до степени отрицания действительности и третья – это преуменьшение истинности научной модели. Для специалистов еще добавляется непонимание научной модели. Давайте приведу несколько примеров взаимодействии специалистов и общества.
Как-то смотрел передачу об автомобилях и в качестве приглашенных сидят в студии кандидат технических наук и любитель автомобилей. К.т.н. (в данном случае он выступает как специалист) говорит: автомобили с двигателем меньшей мощности расходуют меньше топлива. Любитель отвечает ему: ничего подобного, реальность противоречит Вашим слова, одинаковые автомобили (они всегда немного отличаются весом, передаточными числами трансмиссии, но это мелочи, не влияющие заметно) с меньшей мощностью двигателя тратят БОЛЬШЕ топлива. Ответ ктн был просто прекрасен: «Ну не знаю, теоретически это должно быть так». Вот иллюстрация непонимания специалистом формул и знаний (полностью объясняющих данное наблюдение), хотя послужной список и перечень званий свидетельствовали об избытке знаний, а на самом деле... – все не так как кажется.
Не так давно в Сибири вода в результате дождей перелила и затем прорвала плотину, залило много населенных пунктов, в общем Беда. Другой пример. Периодически недавно построенные дороги, тоннели и пр. в городах заливает, причем в этих местах устроена ливневка, но все это работает плохо! Специалисты на претензии отвечают, что все построено согласно СНиПам. Действительно, задница подобных проектировщиков прикрыта СНиПом, а причина несоответствия построенного, условиям эксплуатации состоит в низкой квалификации проектировщиков. Специалист ведь должен просматривать тенденции, должен при подобном поведении погоды закладывать повышенные коэффициенты, должен объяснить и обосновать заказчику повышенные затраты, короче вести себя как специалист, а не подай-принеси. Специалист должен действовать на своих руководителей отрезвляюще.
Случаи, когда врачи травят своих высокопоставленных больных известны из Истории. Случаи, когда больные умирают от того, что врачи прогуливали уроки в институте, плохо думают и плохо сопоставляют симптомы, а иногда от того, что больные мешают проводить очередные празднования очередного праздника известны только специалистам и только со слов очевидцев, да еще есть следы в историях болезней. Здесь уже налицо и необразованность, глупость, аморальность. Дополнительно случаи головотяпства, вредительства, непонимания, необразованности и других причин нашей плохой жизни можно увидеть, подняв голову от текста.
Что же в итоге. Количество людей потребных для Науки выросло неимоверно и умных людей там не хватает, как и везде. С другой стороны, для устойчивости существования научных групп нужны люди лояльные, пусть и не семи пядей во лбу. Поэтому, не доверяйте слепо буковкам дтн, кмн и пр., гарантии у нас дает только страховой полис.