В первых статьях рассказал, зачем, почему и как появилась культура дуэлей и как она убивала лучших русских литераторов. Ссылки в конце статьи.
Уже к концу XIX количество дуэлей пошло на спад, особенно в среде литераторов. В XX веке дуэли утратили свою цель, с появлением автоматического - многозарядного оружия став гарантированным способом убийства. Вместе с тем в небытие ушли понятия чести, светские дела стали содержать меньше ритуалов и индивидуализма, больше лозунгов.
Маркс - Бакунин
Какое-то время дуэли существовали как аргумент в споре, буквально “кто смелее, тот и прав”. Так было с русским анархистом Бакуниным и, между прочим, самим Карлом Марксом. Бакунин вызвал Маркса на дуэль во время своей поездки в Германию за оскорбление Марксом русской армии. Маркс, имевший на своем теле множество шрамов от дуэлей в молодые годы, отказался, сославшись на то, что его жизнь “принадлежит не ему, а мировому пролетариату”. К тому же, дуэль не могла состояться из-за дуэльного кодекса – Бакунин был дворянином и офицером, а Маркс гражданским и выходцем из простой семьи.
Гумилев - Волошин
В XX веке на закате имперской России до поединка доходили в основном офицерские стычки. Так в 1901 поссорились Максимов, подполковник императорской армии, с князем фон Зайн-Витгенштейном. Поединок закончился смертью князя, впоследствии Максимова несколько раз вызывали на поединки родственники Зайн-Витгенштейна.
Последняя настоящая дуэль литераторов была между Гумилевым и Волошиным в 1909. Об этом скоро обязательно подробно напишу.
Мандельштам - Хлебников
Из крайности в крайность, дуэль, желание умертвить оппонента за оскорбление, иногда приводила даже к дружбе. Такое нередко случалось и в прошлом, но особенно стало примечательно когда таким исходом оканчивались сильно поредевшие дуэли XX века.
Такой случай был с поэтами Осипом Мандельштамом и Велимиром Хлебниковым – двумя поэтами, имевшими разные взгляды на поэзию. Хлебников был сторонник “русской самобытности”, избегал заимствованных слов в своем творчестве, поэтов-футуристов называл собственным термином “буделянец”. Мандельштам же, например, придерживался европейского мировоззрения, склонялся к про-западности. Эти различия стали лишь топливом для разгоревшегося в 1913 в легендарном кабаре “Бродячая собака” конфликта.
Хлебников со сцены читал антисемитские стихи, а Мандельштам, не стерпев, вызвал того на дуэль. Их секунданты не допустили дуэли, поэты помирились. Как итог, даже остались друзьями: после революции Мандельштам помогал Хлебникову найти жилье в Москве.
Ходасевич - Шагинян
Другой необычный случай произошел с Владиславом Ходасевичем. Его в 1907 году вызвала на дуэль женщина, поэтесса и прозаик Мариэтта Шагинян. В 1907, движимая слухами о плохом обращении Ходасевича с его женой, Мариной Рындиной, она вызвала писателя на дуэль.
В письме она обвинила его в притеснениях и угнетении, и предложила в качестве оружия рапиру. Ходасевич, незнакомый с Шагинян, поначалу воспринял происходящее за шутку, но получив утвердительный ответ о серьезности, ответил на письмо отказом.
Когда выяснилось, что ситуация неверно понята, Шагинян прислала Ходасевичу букет фиалок в знак мира. Несмотря на такое знакомство, они подружились. Ходасевич восхищался импульсивной Шагинян, описывая ее как "восемнадцатилетнюю мешанину бесчисленных идей". Она писала стихи, изучала музыку и фехтование, была альпинистской.
Итак
Официальный запрет и “смерть” дуэлей ввиду коренной трансформации общества случился после 1917 года. Советские власти, ориентированные на ликвидацию старого порядка, а также аристократических ценностей, вступила в противоречие с романтизированным представлением о дуэли, распространенной среди офицеров и литературной элиты.
Упадок дуэли в России XX века, особенно в литературных кругах, можно объяснить сложным взаимодействием социальных, политических и идеологических факторов. Если раньше дуэли были заметной частью жизни России, особенно среди ее элиты, то эволюция общественных норм и политического ландшафта привели к их постепенному угасанию.
Оценивая дуэльную лихорадку в России, становится очевидным, что она была не только историческим феноменом, но и неотъемлемой частью литературной истории страны. В дуэлях участвовали, о дуэлях писали. Романтические герои Пушкина и Лермонтова, смелые и отважные, были написаны не из воображения, а из настоящей жизни молодых людей тех лет. Это переплетение конфликтов, страстей и дружеских отношений в рамках дуэльной культуры оставило свой отпечаток в русской литературе.