Опубликовал две части статьи про роль дуэли в русской литературе (ссылки внизу), теперь продолжение:
К концу XIX века русская дуэль на западе считалась “варварством”, ничем не сдерживаемой “буйной молодостью”. К концу XIX века, стремясь если не остановить, то смягчить дуэльную лихорадку, Александр III разрешил дуэли, передав их под юрисдикцию военного суда.
А к началу XX века в России появились свои дуэльные кодексы, среди которых наиболее известным оказался кодекс графа Дурасова. Хотя условный дворянский юноша тех лет был убежден, что только кровь может смыть обиду, а отказ от дуэли или вмешивание государства – это позор, определенные изменения все же произошли.
Честь офицера
Как правило, большинство участников дуэлей были выходцами из дворянских семей, действующие или отставные военные. А потому понятие офицерской чести, наряду с личной, всегда принималось во внимание. Несмотря на ограничения, дуэли продолжали существовать, что привело к предложению об официальном разрешении офицерских дуэлей в 1892 году и последующему одобрению Александром III в 1894 году.
Такая легализация создавала парадокс, вступая в противоречие с существующими уголовными законами. Для регулирования дуэлей были созданы офицерские суды, которые должны были оценивать их целесообразность в каждом конкретном случае, гарантируя, что они происходят только в серьезных ситуациях. В случае невозможности примирения офицеров и тяжкого оскорбления, судом в качестве решения назначался поединок, причем в обязательном порядке. За офицерами оставался выбор – дуэль или отставка.
Кодекс Дурасова
Кодекс выходца из древнего дворянского рода Дурасова состоял из 10 правил честного поединка. Особенно подчеркивалось, что к барьеру могут выходить только равные для разрешения недоразумений в дворянской семье. Процедура проведения включала в себя приветствия, предложение примирения и обозначение барьеров. Была прописана иерархия оскорблений и обязанности дуэлянтов, причем секунданты играли решающую роль.
Опоздание на дуэль считалось уклонением, что вело к потере чести. Дуэли служили средством отмщения за оскорбления, но не заменяли собой суд. Дворяне, чье положение равным не было, должны были добиваться удовлетворения в судебном порядке.
Формы дуэли.
- Самой популярной была неподвижная дуэль – оба противника отходят на согласованное число шагов: 20-30 в Европе, 10-20 в России. Противники стреляют по команде, либо случайно, либо по очереди, по заранее сделанной договоренности.
- Подвижная дуэль была распространена в России в XVIII-XIX веках. В ней была “дистанция” – дорожка в 10-20 шагов, границы которой помечены барьерами. По команде дуэлянты идут навстречу, им можно останавливаться на время, но сделать шаг назад нельзя.
- На “благородном расстоянии” отмечало дуэль с “мирными намерениями”, она считалась наиболее безопасной и проводилась на расстоянии 15 и более шагов.
Большинство же дуэлей вовсе не доходило до поединка. Так было, например, с Тургеневым и Толстым. Находясь в гостях, граф Толстой оскорбил дочь Тургенева, за что получил вызов на дуэль. Как и во множестве несостоявшихся дуэлей Пушкина, многочисленные друзья и общие знакомые писателей приложили все усилия, чтобы дело не дошло до кровопролития, а стороны примирились. Поединок так и не состоялся.
Вместе с уходящим в небытие государством, на рубеже XIX и XX веков дуэль постепенно уходила в прошлое. Даже те вызовы, которые доводили участников до барьера чаще всего заканчивались без смертельных исходов, а использование допотопного вооружения и правил было скорее “подражанием славному прошлому”.
А чем ознаменовалось окончание дуэльной культуры - читайте уже сегодня в следующей статье.