В день российской науки поговорим о науке через призму художественной литературы. Художественная литература не только традиционно рассматривалась как "учебник жизни", но и источник учебных примеров. Возьмем, к примеру имиджелогию, или психологию делового общения. В рамках этих учебных и научных дисциплин есть темы, освещающие габитарный имидж.
Понятие "габитарный имидж" прочно вошло в научный оборот делового общения за последние двадцать лет. Габитарный имидж тесно связан с так называемым бизнес - стилем, позиционирующим определенные качества личности через внешность, одежду, речь, акцентрируя внимание при этом на определенных качествах, которые важны для успешного делового общения. Например: Информация о себе: пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус, личностные особенности. Или позиционирование качеств: строгость, простота, опрятность, практичность, уверенность в себе, надежность. Все элементы должны были подчеркивать положительные качества (достоинства) и скрывать отрицательные ( недостатки). В чем отличие габитарного имиджа от просто имиджа? Габитарный имидж предусматривает сознательное подчеркивание своих качеств для достижения поставленной цели на основе глубокого знания психологии своих собеседников и деловых партнеров. Так ли ново это понятие? Содержательно определенные правила поведения, качества, одежда с древних времен служили своего рода маркером социального статуса, профессии и т.д. Особенно при первом впечатлении о человеке.
Типичный пример - герои книг А.Дюма.
Какими же они предстают перед читателями впервые....
Напутствия с отца побуждали юного Д,Артаньяна, одежда и конь которого не соответствовали на тот момент героическому образу будущего мушкетера, к нарочитой демонстрации гнева против улыбок прохожих. Д,Артаньян " каждую улыбку воспринимал как оскорбление, а каждый взгляд как вызов". Поэтому поведение незнакомца в фиолетовом камзоле около ворот "Вольного Мельника"в Менге было воспринято Д,Артаньяном как самое настоящее оскорбление.
В свою очередь, Рошфор, а это был именно он, воспринял гасконца как подосланного де Тревилем.
Капитан мушкетеров де Тревиль свою карьеру начал без единого су в кармане, но с запасом дерзости, остроумия и находчивости; дерзкая смелость и дерзкая удачливость возвели его на вершину придворного успеха. Он верен девизу " верный и сильный", он ближайший друг короля, он капитан привилегированного полка королевских мушкетеров, светских человек, вельможа и, вместе с тем, владеющий искусством интриги, оставался честным человеком, отчаянным искателем веселых приключений и дамским угодником. Его приемная напоминает двор короля.
Тщеславный Портос позиционирует себя как расточительного богатого вельможу, привлекая внимание окружающих необычным костюмом: поверх светло-голубого потертого камзола красуется шитая золотом роскошная перевязь и изящно спадающий с плеч длинный плащ алого бархата. При этом нарочито высокомерное лицо.
Прямая противоположность Портосу - Арамис. Это - молодой человек двадцати двух или двадцати трех лет с простодушным и несколько слащавым выражением лица с тонкими усами безупречно правильной линии оттенявшие верхнюю губу. Говорил мало и смеялся бесшумно. Казалось, только забота о внешности и любовь к остротам для него самое главное. Но вот уже в кротком взгляде сверкает молния.
Безупречно одетый, как всегда, подтянутый , твердой поступью входит в кабинет де Тревиля раненый Атос, тщательно скрывающий свою рану. Таково же его поведение и на дуэли.
Есть с кого брать пример юному гасконцу...
Миледи всегда четко знает, какой подать себя собеседникам. То прекрасная англичанка или француженка, то жертва Бекингэма.
Настоящая любовь отбрасывает имиджевые установки.
Меняются условия, меняются цели, меняется имидж через двадцать и еще через десять лет спустя, но не меняется дружба отважных мушкетеров.
Точно входит в образ графа Монте-Кристо, лорда Уилмора, аббата Бузони или Синдбада-Морехода некогда простодушный, чистый душой юноша, бывший помощник капитана "Фараона" Эдмон Дантес, ставший графом Монте-Кристо, всегда добиваясь поставленной цели.
Изысканная роскошь пещеры на острове Монте-Кристо, восточный колорит и восточные обычаи, парадоксальные суждения и изысканные манеры восхищают и приводят в трепет Франца д, Эпине. Синдбад -Мореход, он же граф Монте-Кристо.
Глубокие знания, полученные от товарища по несчастью Фариа, - это прочный стержень, позволяющий Эдмону Дантесу- графу Монте-Кристо блестяще выявлять демонстрируемое и скрытое в психологии его врагов, друзей и всех встречающихся на пути к достижению цели.
С первой встречи побежден высокомерный банкир Данглар; его имидж почти мгновенно развеян графом Монте-Кристо.
Господин де Морсер - один из самых ревностных пэров, заседавших в Люксембургском дворце, известный знаток военного искусства, посредственный ценитель живописи, образец благородного воина, любящего мужа и отца для его сына Альбера, еще не знающего о предательстве Фернана.
Но не пользуется бывший Фернан Мондего- граф де Морсер любовью коллег, ибо , как все выскочки старался поддержать свое достоинство при помощи крайнего высокомерия. "Подлинные аристократы смеялись над ним, люди одаренные пренебрегалиим; прославленные воины с незапятнанным именем инстинктивно его презирали."
"Холодная учтивость, абсолютная верность принципам правительства, глубокое презрение к теориям и теоретикам, глубокая ненависть ко всяким философствованиям - вот что составляло видимую сущность частной и общественной жизни г-на де Вильфор. Вильфор был не только судебным деятелем, но почти дипломатом". Могущественный покровитель для друзей и тайный непримиримый противник для недругов. Таков портрет Вильфора в парижском свете. Подчеркнутый аристократизм, а в реальности расчетливое высокомерие. Высокомерный вид, бесстрастное лицо, бесцветный, тусклый или дерзко пронизывающий и испытующий взор, белый галстук и черный костюм - ничто уже не напоминает бывшего франтоватого честолюбивого помощника прокурора. Такого могут сразить только блестящие философские парадоксы на основе глубокого знания жизни, человеческой натуры и обычаев разных стран а в дальнейшем и страх перед таинственным графом Монте-Кристо. Ничем не может помочь прокурору ни скромный, постоянно изучающий богословские книги, постоянно разъезжающий аббат Бузони, ни англичанин-турист, тратящий все деньги на путешествия лорд Уилмор - человек высокого роста с редкими рыжими баками, белой кожей, белокурыми с проседью волосами, одетый с чисто английской эксцентричностью.
Быстро усваивают науку габитарного имиджа два прохвоста, введенные в свет как отец и сын Кавальканти.