Винный рынок демонстрирует любопытное разделение: на бутылках крепленых вин (игристых, фортифицированных, ароматизированных) зачастую отсутствует указание года урожая использованного винограда. В то время как подавляющее большинство бутылок сухих столовых и коллекционных вин обязательно содержат эту информацию. Такое различие обусловлено как технологическими особенностями производства, так и исторически сложившимися традициями торговли разными типами вин.
Истоки: экспортная ориентация
Первые крепленые вина появляются в эпоху Великих географических открытий, когда активизируется морская торговля. Их изготовление было продиктовано в первую очередь соображениями транспортабельности: в отличие от обычных сухих вин, они лучше переносили длительное морское путешествие и сохраняли качество. По сути крепленые вина изначально ориентировались на экспорт в отдаленные регионы.
Соответственно, важнейшим требованием для них было поддержание стабильного и узнаваемого стиля из года в год. Что позволяло британским и голландским купцам регулярно получать партии знакомого по вкусу мадеры, портвейна или хереса. Тогда как местные потребители обычного вина в первую очередь ценили свежесть и особенности данного урожая.
Развитие практики купажирования
Чтобы минимизировать влияние изменчивых погодных факторов в разные годы, производители крепленых вин рано начали практиковать купажирование – смешивание виноматериалов нескольких урожаев. Это позволяло получать более стабильный и сбалансированный продукт.
В хересных домах южной Испании выработалась многовековая традиция подбора и соединения вин разных сортов винограда, участков и лет урожая по специальным рецептурам. Причем основную долю в купаже зачастую составляли более зрелые «глубокие» вина, которые как раз и не имели четкой годовой привязки.
На знаменитых винодельнях Порту купажирование позволяло ежегодно добиваться определенного профиля вязкого, бархатистого портвейна Rubby или терпкого ягодного Late Bottled Vintage - невзирая на капризы погоды конкретного урожая.
Формирование концепции «Дома»
Так в процессе исторического развития вокруг производства крепленых вин сложилась концепция «Дома» - что-то вроде современного бренда, обладающего устойчивой репутацией и узнаваемым стилем. Всем известные Taylor’s, Graham’s, Сroft для портвейнов или Laurent-Perrier, Veuve Cliquot для шампанских - это в первую очередь заслуга поколений виноделов, бережно поддерживающих оригинальный почерк своих «Домов».
Маркировка конкретного года урожая на протяжении столетий не играла решающей роли для крепленых вин. Гораздо существеннее для потребителей была репутация фирменного стиля уважаемого производителя. Что для обычного сухого вина, как правило, оставалось второстепенным.
Современное соотношение и перспективы
В наши дни подходы к производству разных типов вин сильно сблизились. Премиальные сухие вина так же нацелены на создание узнаваемого, последовательного стиля, не сильно зависящего от особенностей конкретного года. В то же время на полках появляется все больше крепленых вин с четким указанием урожая и даже отдельных виноградников.
Эту тенденцию подхватили и ведущие Дома традиционных крепленых вин. Например, линейки Vintage и Single Vineyard от Taylor’s или Graham’s позволяют ценителям ощутить различия отдельных урожаев и участков. И все же основную часть объемов до сих пор занимает классическая продукция, ориентированная на знаковый, узнаваемый стиль.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем любопытную картину сосуществования подходов. Когда узнаваемость бренда или стиля по-прежнему решающим образом определяет облик целого сектора крепленых вин. В то время как год урожая остается важнейшей характеристикой для большинства бутылок классических сухих вин.