И так, сегодня мы с вами разберем что такое тональность, и о каких ступенях идет речь.
Тона́льность (фр. tonalité, от греч. τόνος — напряжение, натяжение; от лат. tonus тон) в учении о гармонии:
- Принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру»[1].
- Высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад, например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.
И так, лад, Лад в музыке – это набор звуков, которые создают определенную гармоническую структуру. Он состоит из основных нот, которые формируют мелодическую и гармоническую основу произведения.
Ладов на свете очень большое количество, и изучать каждый из них будет очень сложно. по этому для начала мы с вами изучим
1.Ионийский лад, который соответствует натуральному мажору,
то есть: до, ре, ми,фа,соль,ля,си это про него. Что бы легко сыграть этот лад, попробуйте сыграть та от любой ноты: Тон, Тон, полутон, Тон, Тон, тон, полутон
Это и будет ионийский лад.
2.Эолийский лад, который состоит натуральному минору.
Каждая нота в этих ладах имеет свое значение, как минимум эти нотки, это ее ступени.
Пример от до Ионийский:
до 1 ступень- тоника,Тоника в музыке — первая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов.
Тоникой также называют трезвучие, построенное на первой ступени.
Тоника — главная из трёх фундаментальных тональных функций (другие две функции — субдоминанта и доминанта).
Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень)
Ми (E) – медианта (III ступень)
Фа (F) – субдоминанта (IV ступень)
Соль (G) – доминанта (V ступень)
Ля (A) – субмедианта (VI ступень)
Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).
Теперь разберем ступени натурального минора.
Структура натуральной минорной гаммы
ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень)
Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень)
Фа (F) — субдоминанта (IV ступень)
Соль (G) — доминанта (V ступень)
Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень)
Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень)
Каждая песня пишется в определённых тональностях, по мере ее игры тональность может меняться, но это пока что не важно .
Мы лучше сейчас разберем какую нибудь песню, и определим ее тональность.
Вот, это аккорды к песне группы Кино - Пачка сигарет
Как мы видим первый аккорд у нас минорный, Чаще всего это уже говорит о том что тональность Ем( ми минор) в данном случае так и есть.
1-Ем( тоника) самый устойчивый звук
2-Ам(субдоминанта) - создает некое напряжение
3-С (субмедианта)
4-D(восходящий вводный звук)- вводит нас обратно в тонику, тем самым заканчивая круг, и начиная новый.
Вот как то так, теперь и вы можете сочинять музыку легко и просто, главное выберете тональность.