Найти тему
Данька и его музыка

Тональность, ступени тональности

И так, сегодня мы с вами разберем что такое тональность, и о каких ступенях идет речь.

Тона́льность (фр. tonalité, от греч. τόνος — напряжение, натяжение; от лат. tonus тон) в учении о гармонии:

  1. Принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру»[1].
  2. Высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад, например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.

И так, лад, Лад в музыке – это набор звуков, которые создают определенную гармоническую структуру. Он состоит из основных нот, которые формируют мелодическую и гармоническую основу произведения.

Ладов на свете очень большое количество, и изучать каждый из них будет очень сложно. по этому для начала мы с вами изучим

1.Ионийский лад, который соответствует натуральному мажору,

то есть: до, ре, ми,фа,соль,ля,си это про него. Что бы легко сыграть этот лад, попробуйте сыграть та от любой ноты: Тон, Тон, полутон, Тон, Тон, тон, полутон

Это и будет ионийский лад.

2.Эолийский лад, который состоит натуральному минору.

Каждая нота в этих ладах имеет свое значение, как минимум эти нотки, это ее ступени.

Пример от до Ионийский:

до 1 ступень- тоника,Тоника в музыке — первая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов.

Тоникой также называют трезвучие, построенное на первой ступени.

Тоника — главная из трёх фундаментальных тональных функций (другие две функции — субдоминанта и доминанта).

Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень)

Ми (E) – медианта (III ступень)

Фа (F) – субдоминанта (IV ступень)

Соль (G) – доминанта (V ступень)

Ля (A) – субмедианта (VI ступень)

Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Теперь разберем ступени натурального минора.

Структура натуральной минорной гаммы

ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)

Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень)

Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень)

Фа (F) — субдоминанта (IV ступень)

Соль (G) — доминанта (V ступень)

Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень)

Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень)

Каждая песня пишется в определённых тональностях, по мере ее игры тональность может меняться, но это пока что не важно .

Мы лучше сейчас разберем какую нибудь песню, и определим ее тональность.

Вот, это аккорды к песне группы Кино - Пачка сигарет

Как мы видим первый аккорд у нас минорный, Чаще всего это уже говорит о том что тональность Ем( ми минор) в данном случае так и есть.

1-Ем( тоника) самый устойчивый звук

2-Ам(субдоминанта) - создает некое напряжение

3-С (субмедианта)

4-D(восходящий вводный звук)- вводит нас обратно в тонику, тем самым заканчивая круг, и начиная новый.

Вот как то так, теперь и вы можете сочинять музыку легко и просто, главное выберете тональность.