Объективно Байкало-Амурская магистраль - величайшая железная дорога мира. Являясь одной из самых протяжённых во вселенной, БАМ ещё и самая дорогая стройка СССР, а может и вообще в истории России! Четыре с лишним тысячи стальных километров (без учёта ответвлений) через тайгу, болота, вечную мерзлоту, прорубая высокие горы и пересекая широкие реки. Безлюдные дикие земли, где можно сказать впервые ступила нога человека... примерно такими они на данный момент и остаются... И хотя прошло уже 50 лет, БАМ для обывателя всё ещё остаётся terra incognita, в этом цикле я намерен немного приоткрыть завесу тайны.
Первая глава из "БАМовской повести".
ГЛАВА 1 "ДОЛГИЙ ДЕНЬ НА ИСХОДЕ"
Одно лето с Другим мы провели на берегах Японского моря и тихоокеанских островах. Наконец, пересёкши Сахалин, 1000 километров от юга к северу, мы переправились через Татарский пролив и снова оказались на материке.
Вопрос "как поступить дальше" даже не стоял. У нас было некоторое время до наступления холодов, а непогасший огонёк в душе говорил "БАМ, грузовые и никак иначе".
Возглас "зачем?" звучал риторически. Хотя почти любое путешествие сейчас суррогат, имеет смысл вытворять что-то, что приблизит тебя к истокам и откроет сокровенное блаженное. В этой связи проехать несколько тысяч километров на товарняках выглядело очень достойно и многообещающе. Тем более ... БАМ!!!, кажется это что то великое и легендарное, ведь так?
Ничего больше про него мы не знали, да и не могли много знать. БАМ - место хоть и громкое, но потаённое, что ж - так даже интересней.
Ну и в любом случае из окна пассажирского поезда ничего и не поймёшь - да и ходит он тут раз в сутки, не наездишься. Пришло время прикоснуться к неизведанному.
Комсомольск-на-Амуре.
Вообще, БАМ можно представить в образе России. Очень многое что здесь есть, было и существует повторяет судьбу моей многострадальной страны.
Например, как и в России здесь две столицы. Только не северная и центральная, а восточная и центральная.
Так вот, Комсомольск - это восточная. Город хоть и изрядно обшарпан и впрямь выглядит по-столичному. Основанный русскими колонистами как село Пермское-на-Амуре, при Сталине он приобретает статус одного из центров Дальнего Востока, а в 70-80-е гг. действительно становится мощным местом притяжения для всей страны и аж крупнейшим с той стороны Байкала индустриальным гигантом.
Сложись история по другому, здесь, вероятно, возник бы регион верхнего уровня, какой-нибудь Амурский край, но в 90-е К-н-А поразил упадок и город превратился из города юности, как его ещё называют с чьей то лёгкой руки, в город зрелости, а может и старости.
Всё ветшает, осыпается, слегка грязно, ликвидирован трамвай. Тем не менее, со своими 300 000 людей, это всё ещё один из крупнейших городов за Уралом, превосходящий по многим параметрам иные региональные центры.
Здесь интересно побродить, ищя артефакты прошлой цивилизации, которыми насыщен К-н-А.
Город считается столицей советской мозаики. И, действительно, в самых разных, порой неожиданных местах, обнаруживаются шедевры мастеров эпохи "красных туник".
Да, это всё интересно, но главное, почему мы здесь - через город проходит величайшая во вселенной железная дорога - БАМ, ветка которого пришла в Комсомольск ещё при Сталине.
Так называемый "старый БАМ", участок Волочаевка - Советская Гавань, на восток, к морю он был преодолён парой месяцев ранее, а теперь перед нами стоит амбициозная задача - уехать на запад. Вглубь континента. В горы, холода, гнус и неизвестность.
В К-н-А существует несколько станций, где формируют, принимают или отправляют поезда, наугад выбираем **** и... моментально берём первый в этом путешествии состав. Как-будто специально нас ждали.
Добрый знак, когда всё идёт как по маслу сразу понимаешь, что на дело есть благословение Свыше.
Движение на восточном БАМе крайне слабое и непредсказуемое. Навскидку пар 8 грузовых в день, при этом раскиданы они в сутках неравномерно. Если упускаешь ближайший, может статься, что ждать придётся до следующего дня, потому как не все составы подходят для "взятия", а ночью ехать некомфортно, да и смысла нет никакого.
Полностью пустой полувагонник несёт нас вперёд, в неведомые зелёные дали.
Что такое восточный БАМ образца конца 10-х, начала 20-х? Одинокая однопутка, с редкими станциями разъездами, рассекающая болота, мари и бесконечное лесное море. Расстояние между населёнными пунктами здесь может превышать сотню километров, и взору надолго предстают пустынные таёжные пространства, зелёные, жёлтые, белые или чёрно-коричневые в зависимости от времени года. Океан тайги.
Горы здесь низкие. Их даже и горами величать трудно. Виды однообразные и скучные, их не назвать умопомрачительными, потому наше созерцание окружающей среды фрагментировано, а фотографии редки.
Большую часть времени просто сидишь, читаешь, спишь, или от скуки наблюдаешь за показаниями GPS на экране телефона. 40 км\ч, 45, 50 - большие показания - редкость. Меньшие - пожалуйста.
Разговаривать не о чем, Другой и Безымянный люди молчаливые, да и всё равно это напряжно, ведь шум ушатанных вагонов на ушатанных путях превышает все разумные пределы.
Так как большая часть БАМа однопутка - на определённом расстоянии обустроены разъезды. Здесь, на востоке это усреднённо 20 километров.
На разъездах встречаются встречные поезда или по воле диспетчера более быстрый либо приоритетный состав обгоняет своего "забракованного" сородича-неудачника.
Сегодня нам везёт. Почти везде горит зелёный! Но пару раз, конечно, постояли.
Запомнилось два случая. Залетела стрекоза. На одной из остановок путь, где стоял наш состав, был значительно ниже соседнего и потому нас заметил помощник машиниста встречного поезда.
Ничего не оставалось, как поприветствовать его. Я почему-то был уверен, что он никому ничего не скажет и не волновался, насчёт того, что нас будут искать на станции смены бригад.
Вот и она. Постышево. Вылазим после полной остановки. Да, никто не встречает.
Путешествие на грузовых поездах вносит в логистику свои коррективы. Ты не можешь так просто взять и выйти где тебе заблагорассудится, без рисков остаться в глуши на неопределённое время. И вообще зависишь от сил в полной мере тебе не подвластных.
БАМ разделён на "плечи", отрезки 200 - 300 километров, ограниченные некоторыми станциями, где поезд остановится с вероятностью 80-90%, на них меняют локомотивы или бригады. Конкретно на БАМе данные станции "плавающие", пока не буду подробно раскрывать тему. Расстояние обусловлено рабочим временем, законодательно ограниченным 12 часами. Т.е. эти 200-300 км надо успеть проехать за 12 часов. Получается далеко не у всех. Если не уложились, поезд обязаны остановить и предоставить другую бригаду. Но в условиях тотальной нехватки машинистов и локомотив, в РЖД на это часто закрывают глаза. Кроме того, всё из-за той же нехватки тяги или неприёма, состав могут просто так бросить на промежуточной станции. Так что путешествие на грузовых - это задача, требующая особого подхода.
Станция имени Постышева поразила своим огромным футуристичным вокзалом, углы и плоскость которого не очень уместно смотрелись среди приземистых панелек и частных хибар утлого посёлка.
Оказывается, БАМ - это не только великая железная дорога, но и целый архитектурный комплекс с невероятными, порой, для утилитарных 80-х постройками.
На магистраль возлагали большие надежды и поэтому строили с размахом. Вдоль колеи планировались города с населением в десятки, а то и сотни тысяч жителей, новые промышленные и логистические центры. Однако этим задумкам не суждено было осуществиться. Хоть железную дорогу построили, но функционирует она не как предполагалось, а города так и не выросли.
Одними из главных памятников честолюбивым идеям стали великолепные вокзалы. Над ними работали лучшие архитектурно-строительные коллективы, при их возведении не скупились, ведь вокзал и тогда и сейчас главные ворота, лицо города. Почти все здания построены по индивидуальным проектам.
А так как БАМ был объявлен всесоюзной стройкой, сооружение участков распределили между городами, областями и республиками. Москва и Новосибирск, Молдавия и Узбекистан, Кавказ и Прибалтика. Их представители хотели выгодно выделиться на фоне других. Думаю этим, главным образом, и объясняется такое разнообразие и величественность вокзалов БАМа — своеобразных памятников человеческим амбициям.
Самые интересные из увиденных, я собрал в отдельную подборку:
Ну а сами посёлки, хоть и не стали городами, выглядят если не всегда прилично, то всегда живописно.
Всё что я писал о вокзалах справедливо отнести и к населённым пунктам при них.
Когда-нибудь я сделаю обзор части БАМовских городков, ведь в большинстве своём там никто не был! Имею ввиду никто из тех, кто захотел бы описать.
Идём в магазин.
- Вы откуда такие будете?
- Да вот путешествуем.
- На чём?
*Как будто не видно (перемазанная углём одежда свидетельствует сама за себя)*
- Автостопом))
- :)))
Да, до Постышево реально доехать на автотранспорте - сюда и далее на Село имени Полины Осипенко идёт круглогодичная дорога, а вот дальше всё хуже и хуже. Через какое-то время автодублёр БАМ просто закончится.
Кстати, сам населённый пункт называется Берёзовый. Он возник ещё до строительства магистрали, как посёлок лесозаготовителей. Небольшая прогулка, решаем ехать дальше.
Уж не знаю, о чём мы тогда думали, но, по-видимому окрылённым двойной удачей, мне показалось реальным проехать до темноты второе плечо. Да что там, 250 км всего, подумаешь, немного ночью проедем!
А вот тут Небо решило поставить ДП на место. Разъезд Сонах - долгая остановка, разъезд Эанга, опять красный, чуть ли не на час! Стало понятно, что зря мы это затеяли. Стоило остаться в Постышево, выходить же просто в лесу не хотелось.
С закатом солнца температура сильно падает, что в железной коробке с гуляющим ветром ощущается очень бодро, но даже не это главное. Мы же не для для того едем, что б спать.
Решено, вылазим на ближайшей станции.
Перестук по стрелке. Впереди огни светофоров и яркий прожектор тепловоза. Встречный поезд тоже закатывается на станцию с противоположной горловины!!! Непонятно кто-кого будет пропускать, будем наготове! Скорость снижается.
Интрига до последнего.
Кажется, пропускают нас...
Поезд начинает разгоняться.
- Давай, прыгаем!
Успеваем сойти чуть ли не на платформу. На вокзале красуется "ДЖАМКУ". Встречный, на удивление, оказался пассажирским и, судя по расписанию, он всегда пропускает здесь товарняки, всё же повезло, что он немного опоздал, что дало возможность сойти на разъезде, где есть населённый пункт. Большинство разъездов находятся "в нигде".
Долгий день завершён....