Логичное продолжение разговора о стрельцах – книга Максима Ветрова и Владимира Газетова «Стрелецкая стража Кремля».
Почему продолжение? Напомню. О зарождении стрелецкого войска и его устройстве в XVI говорится в книге «”Янычары” Ивана Грозного». Боевое применение стрельцов в XVII веке – книга «Московские стрельцы второй половины XVII – начала XVIII века». Ну вот, а теперь о службе стрельцов в Кремле.
Книга довольно небольшая по количеству текста – менее 100 страниц при большом количестве иллюстраций. Читается на раз. Конечно, от этого обиднее, что за такое быстрое чтение просят так много денег. Но книга действительно издана богато. Качество бумаги и полиграфии. Держать и листать приятно.
При сильно ограниченном количестве текста авторы всё-таки пытаются дать общий обзор истории стрельцов. От зарождения этого войска до стрелецких бунтов конца XVII века. Как это ни удивительно, но они умудряются дополнить вышеприведенные две толстые книги.
Прежде всего, тут хоть и коротко, но дается представление о структуре стрелецкого войска – о приказах, о делении на московских и городовых стрельцов. Обзор одежды, вооружение, штандартов и даже музыкальных инструментов. Это идет как бы плюсом к книгам Пенского и Писарева, обрисовывает внешний вид стрельцов.
Ну и основная тема книги – функции стрельцов в Кремле или при государе. Нет, она не забыта. А то я уж, право, напрягся. Думал: обманули. Никак нет.
Московские стрельцы в качестве личной охраны царя заменили ранее находившихся при нем рынд. Так что и обзор начинается с краткой истории этих самых рынд, молодых людей в кафтанах с топориками, известных по картинкам.
Куда бы царь ни выезжал, его сопровождал, как минимум, один приказ (подразделение от 500 человек) стрельцов. Это не только охрана, но и почет, общая красота царского выезда. Стрельцы-то, надо понимать щеголяли в цветных кафтанах, сапогах, шапках.
Отдельная история – прием иностранных послов. На их пути от резиденции до кремлевских палат обязательно выстраивались стрельцы. Это одновременно и почет, и караул – защита от возможных эксцессов. Мало ли кто как прореагирует на иноверца.
Собственно, по отзывам, запискам, воспоминаниям послов во многом мы и знаем, как выглядели стрельцы. Цитаты заграничных очевидцев обильно рассыпаны по книжке.
Дальше – собственно караульная служба. Всё-таки Кремль – это крепость со стенами, башнями и воротами. Так что приходится рассказывать о стрелецких караулах, где и сколько человек стояло.
Караулы численностью от 2 до 30 стрельцов стояли не только в воротах или на стенах. Они были расставлены у всех более или менее значимых государственных учреждений, то есть приказов и палат. Больше всего их стояло, конечно, у царских палат.
Патрулировали стрельцы и улицы Москвы. Следили за порядком вообще и за пожарами в частности. Да, стрельцы являлись официальной пожарной охраной. В сплошь деревянном городе к огню относились серьезно.
В целом, книга неплохая. Остается сожаление, что она так коротка. Но если бы ее развернуть, это была бы другая работа. Возможно, более наукообразная (как упомянутые две первые книги). Наукообразие не всегда идет на пользу удобству чтения.