Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

А стрелец-то, говорят, ненастоящий!

Ненастоящий стрелец.
Ненастоящий стрелец.

Канонический образ русского стрельца: красный кафтан, красная шапка-колпак с опушкой, берендейки на перевязи, обязательный бердыш и сабля на боку. Классика настолько классическая, что мелькает в фильмах о временах от Ивана Грозного до Петра I.

«Меня терзают смутные сомнения». Даже интуитивно понятно, что не мог этот образ не меняться в течение полутора веков. А как он менялся? Каким был изначально при Иване Грозном? «Хотелось бы в общих чертах понять».

На основе документальных источников эпохи эти (и очень многие другие!) вопросы освещает доктор исторических наук Виталий Викторович Пенской в книге «”Янычары” Ивана Грозного». Да, название яркое и в меру провокационное, призванное привлечь внимание. Тему раскрывает подзаголовок: «Стрелецкое войско во 2-й половине XVI — начале XVII вв»

Ну вот – то что нужно, XVI век. А начало XVII века – это приблизительно до Смоленской войны 1632-1634 годов. Сейчас мы и посмотрим, как должен был выглядеть стрелец в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

-2

Несмотря на броскую обложку, провокационное название и небольшие текстовые вольности, книга выстроена по принципу настоящей научной работы. Практически как диссертация.

Сначала во Введении обосновывается актуальность исследования. Дескать, у нас много вопросов к образованию и функционированию стрелецкого войска в первую половину его существования, а вот работ, дающих ответы маловато или даже вообще нет.

Далее идет обзор работ. Буквально от XVIII до XXI века. Анализируются их плюсы и минусы. Без огульного обругивания. Напротив, я бы сказал, что нажим идет как раз на плюсы и положительные стороны. Из списка этих работ, кстати, вполне можно отложить себе что-нибудь в грядущие чтения.

Ну и совсем круто – обзор доступных, имеющихся в нашем распоряжении письменных источников, из которых можно извлечь информацию о стрельцах. Источники – это русские летописи, записки иностранцев, разрядные книги, поручные записи и т.п.

Всё понятно! Можно двигаться по вопросам. Ответы на них опять же структурированы по главам, как в диссертации. Но важно заметить, что хотя книга и похожа на научный труд, язык в ней отнюдь не сухо-казенный, а вполне человеческий и даже приятный.

Однорядка, пищаль, вязня с рогом, сабля в ножнах. Вторая половина XVI века (реконструкция). Музей стрельцов, Москва.
Однорядка, пищаль, вязня с рогом, сабля в ножнах. Вторая половина XVI века (реконструкция). Музей стрельцов, Москва.

Первая группа вопросов: когда и на какой основе было основано стрелецкое войско.

Основа идет предысторией. С чистого листа Иван Грозный формировал стрельцов? Подражая кому-то (например, султану и янычарам)? Или это результат эволюции на отечественной почве?

И тут следует лекция о развитии огнестрельного (с упором на ручное) оружия в России. Показано, что, по крайней мере, за полвека до создания стрелецкого войска в походах русские использовали пищальников. Постепенно произошло разделение на пищальников-ополченцев и казенных, то есть получающих жалованье и всегда готовых выступить в поход.

Дальше идет как версия, но очень убедительная: стрельцы были отобраны из этих казенных пищальников. Сначала 3 тысячи особого войска, царской «лейб-гвардии», и поселены как раз при царском загородном селе Воробьево.

Очень понравилось изящество историка, который показывает, как можно вычислить дату учреждения стрелецкого войска. Это ж надо так – с достаточным обоснованием вывести июль 1550 года (плюс-минус месяц). Не стопроцентное утверждение, но хотя бы знатно подкрепленное ссылками.

Ну и вот, разобравшись с вопросом создания войска, автор наконец переходит к функционированию. Тут несколько глав, раскладывающих по полочкам повседневную службу стрельцов, структуру их войска, обязанности, вооружение и внешний вид.

Реконструкция одной секции гуляй-города. Тульский военно-исторический музей.
Реконструкция одной секции гуляй-города. Тульский военно-исторический музей.

Пересказывать книгу – такое себе занятие. Интересующимся лучше (гораздо!) прочитать самим. А я остановлюсь кратко (очень!) на вопросе, обозначенном в самом начале обзора. Так как же выглядел стрелец Ивана Грозного?

Тот образ, что показан в фильме (да практически во всех фильмах и на картинах) это стрелец, скорее, из времен царя Алексея Михайловича или даже Федора Алексеевича. То есть из второй половины XVII века.

Да, одежда стрельцов была, можно сказать, стандартная: «полотняные рубаха и портки, суконная однорядка и кафтан, опушенный мехом колпак и плащ-епанча». С цветами, правда, вопрос. Но уж точно не единый красный цвет как цвет униформы. Московские стрелецкие приказы, видимо, различались цветом кафтаном и сапог.

Наконец, вооружение. Так вот, во всех источниках говорится только о ручном огнестрельном оружии. Которое, в этом периоде, кстати, тоже заметно менялось от упрощенного фитильного замка до кремневого ударного.

И нигде нет ни полнамека на сабли или бердыши как штатное вооружение. Стрельцы, прежде всего, стрелки из пищалей, самопалов. Это не исключает возможности ношения ими сабли, рогатины или топора, но нельзя сказать, чтобы оно было обязательным.

Очень хорошая книга. Резюмирую одной цитатой: «Я требую продолжения банкета!»