Приветствую всех любителей истории и историй, фольклора и всевозможных традиций наших предков.
Многим по фильмам ужасов хорошо знаком американский Слендермен, тощий человек, наводящий ужас на американскую глубинку. Этот фольклорный долговязый получеловек-полупризрак из городских легенд и быличек, крадущий детей туда, где их никто не найдет, с успехом перекочевал на широкий экран, став героем не одного леденящего кровь хоррора («Слендермен», «Сверхъестественное», «Остерегайтесь Слендермена» и др.).
Однако российские любители ужасов вряд ли догадываются, что в славянском фольклоре так же был аналог этого демонического существа. Русского долговязого призрака в старину называли жердяем или сухотником, и впервые его описал знаменитый отечественный филолог фольклорист В.И. Даль в своем труде "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа", вышедшем в свет в 1880 году:
'"Жердяй, от жерди - предлинный и претоненький, шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это какой-то жалкий шатун, который осуждён слоняться по свету без толку и должности... Об нём трудно допроситься смыслу; но едва ли поверье это не в связи с Кощеем Бесссмертным, которого, может быть, тут или там пожаловали в жердяи. Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, иначе всякая чертовщина выживет из дома...'
Долговяз из славянских преданий представлялся нечистым духом, никакого отношения к человеческому роду не имевшим (в отличие от Слендермена). Жердяй, как правило, обитал в дремучих лесах, на топких болотах и в чащах. Но по ночам иногда, снедаемый тоской и одиночеством, он забредал в деревни, чтобы посмотреть, как живут добрые люди и как следует напугать их, в чем находил единственную радость существования.
Как правило, на Руси вся нежить имела как-то определенный функционал, передавшийся ей от ее языческих предков. Так дитя культа предков – домовой охранял дом,
русалки, заманивали молодых людей в омута и топили их там,
леший следил за порядком в лесу,
овинник и банник присматривали за овином и банями соответственно.
Однако за жердяем никаких аналогичных функции закреплено не было. Легенды содержат лишь неясные намеки на то, что когда-то жердяй был за какие-то провинности обречен Богом на вечные скитания по земле. Но чем призрачный демон заслужил такое наказание, доподлинно никому не известно. Славянский долговязый демон просто по ночам забредал в деревни. Шатаясь по улицам, он подбирался к домам и заглядывал в окна, снедаемый невыразимой тоской по теплому человеческому существованию и утраченному домашнему очагу.
Образ древнерусского «тощего демона» имел как жуткую, пугающую, так и несколько трагическую окраску. В народных поверьях жердяй предстает всегда каким-то страшно одиноким, неприкаянным существом. В его чертах и повадках просматривались черты культа заложных покойников, которые не могли упокоиться и слонялись неприкаянные по белу свету, наводя ужас на живущих на этом свете людей.
В особо холодные ночи жердяй подходил к домам и, вытянув длинные руки над крышей, грел их в дымке, поднимающемся из трубы (здесь снова идет отсыл к культу умерших предков, так как, по народным поверьям, они могли питаться паром от еды, выставленной в окна, и греться теплым дымом, поднимавшемся из печных труб). Это описание дает представление в внешнем виде славянского демона, который был не только худ и нескладен, он еще и очень высок. Он спокойно доставал до трубы, как минимум, одноэтажного дома.
Как правило, людям жердяй зла не причинял. Но заглядывая по ночам и поздними вечерами в окна, он пугал до обморока всех обителей домов, а в гневе неприкаянный дух был и вовсе способен убить человека. Для защиты от него восточные славяне никогда не ставили ворота на север. Считалось, что этот путь привлекает во двор всю нечисть, которая в итоге может выжить семью из дома.
В более поздние, христианские времена славяне для защиты от жердяя освящали свои дома, постились и молились. Оконные и дверные проемы кропили святой богоявленной водой. Огнем свечи, принесенной из церкви в страстную пятницу, коптили начертанный на притолоке дверей крест. Так христианскими методами спасались от древнего языческого демона.
В поверьях западных славян, в частности, белорусов, было схожее по функционалу демоническое существо низшего порядка под загадочным названием меша. Эта мелкая нечисть так же жила в чаще, в развалинах или на выселках, не причиняя никому вреда, но пугая порой до смерти (любимая забава). По белорусским поверьям, за какие-то прегрешения меша был лишен способности вредить людям и был обречен на вечное скитание по земле. Однако, выглядел меша совсем отлично от восточнославянского жердяя. Он представлялся по поверьям беларусского народа в образе небольшого лохматого звероподобного существа, тогда как наш жердяй был антропоморфен, тощ и очень высок.
Обеими персонажами в старину пугали непослушных детей, и вера в них заставляла селян по ночам стараться не выходить дома, а малышей крепче зажмуривать глазки, стараясь побыстрее уснуть.
Слышали ли вы о подобных персонажах ранее? А может быть, вас в детстве пугали одним из них?
На этом у меня все ! Не забудьте Подписаться, чтобы не пропустить самое интересное!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
Моя группа В Контакте