Найти в Дзене
Мороженые сказки

Леший и как с ним себя вести при встрече. Очерки о русской нежити

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!

Среди популярной до сих пор нежити, лидирующее место наряду с совсем не сказочной, как выяснилось, Бабой Ягой, подробное исследование о которой можно прочитать здесь

занимает лесной хозяин, он же лесной дедушка, лесовик или попросту леший. Согласитесь, каждый грибник или турист, в очередной раз заплутав в лесу, невольно думает об этом лесном обитателе. А сколько раз, признавая свою ошибку вы говорили о том, что леший попутал? И таких примеров множество, не говоря уж про мягкий посыл в минуту злости, чтоб раздражающий вас субъект шел напрямую к лешему??? Вспомнили? Предлагаю познакомиться с этим исконным лесным обитателем, как и шустрая старушка из леса Баба-Яга, с которой леший нередко водит дружбу в современном фольклоре.

Леший. Фото из открытых источников
Леший. Фото из открытых источников

Облик. В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Однако, чаще всего леший представлялся в фольклоре в образе седого старика самого обычного роста, непременно с бородой. В одежде лешего доминировали цвета леса и природы зеленый и коричневый, седая борода была с прозеленью, а в руках обязательно был посох, палка или клюка, непременно из дерева, что подчеркивало его связь с природой. Считается, что леший бывал одет как обычный человек. На нём могла быть кожаная или меховая одежда, шерстяной домотканый кафтан или армяк, одежда наподобие балахона или рясы с широкими рукавами. Головные уборы лешего так же были разнообразны: широкополая шляпа, остроконечная шапка, иногда из разных лоскутьев, колпак и др.; по другим бытовавшим среди народа поверьям леший всегда ходил с непокрытой головой. По одним версиям, леший всегда подпоясан, а по другим — всегда без пояса. Типичная обувь лешего лапти, зачастую огромные. В быличках описывается, что он часто занят их плетением или ковырянием в них, сидя на пне при свете луны. Также он носит сапоги, а иногда ходит босой. Левая пола одежды лешего запахнута на правую (у мужчин, как правило, принято наоборот), при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь иногда надета не на те ноги. Часто леший предстаёт в поношенной форме лесника или солдата.

Как отмечают исследователи славянского фольклора, при желании леший мог становиться выше деревьев, на луговинах вровень с травой, а то и вовсе становиться невидимкой. Важной приметой лешего являлось отсутствие у него тени и обязательный посох или деревянная сучковатая палка в руках. Леший мог быть невидим для людей или, показавшись, внезапно или постепенно исчезнуть. По поверьям, для того, чтобы увидеть истинный облик или невидимого просто так лешего, нужно посмотреть через правое ухо лошади или через хомут, сидя между тремя боронами.

Чаще леший представлялся одиноким существом. Считалось, что в одном лесу живет только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собирались вместе и жили целыми семьями и даже деревнями (женами лешего часто становились похищенные девушки, а дети - собственные лешачата или также похищенные дети, которым матери в сердцах говорили «иди ты к лешему!»).

Леший как правило имеет антроморфный облик. Фото из интернета
Леший как правило имеет антроморфный облик. Фото из интернета

Местожительство. Помимо того, что лешие территориально обитали исключительно в лесных чащобах, у них непременно был собственный дом. Он мог находиться под землей (как у лесных гномов), куда проваливались все лешие с наступлением холодов и зимы, появляясь на поверхность весной, когда снег начинал сходить, и появлялась первая зелень. Так же дом лесовика мог быть под кочкой, в больших дуплах старых деревьев, в корнях вывороченного упавшего дерева, в корягах и пещерах.

Отношение к человеку. В целом добродушное (помочь набрать грибов или ягод, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о заблудившемся ребенке и т.д.), если наказать, то справедливо, а чаще просто подшутить (правда, нередко зло) над встречным путником, устроив ему проказу), отсюда и уважительное обращение к лесовику: Лесной хозяин, Лесной Владыка. Так же такое подчеркнуто вежливое отношение к лесному духу проявлялось в именовании его родней и подчеркивании родства: обращение к нежити «лесной дедушка» или «дядя». Последнее обстоятельство вызвано славянской традицией брататься с опасным духом, в надежде, что, названный родственником, он не будет вредить человеку и возьмет его под свою опеку. Пик активности леших (когда их чаще всего можно было встретить), по преданиям наших предков, был в ночь на Ивана Купалу, когда зацветал мифический цветок папоротника, указывающий на несметные богатства.

Исторические корни. Согласно исследователям, леший достаточно молодой фольклорный персонаж, распространенный на территориях, заселенными восточными славянами. Широко известен был леший на Русском севере, издревле поросшем густыми лесами. По мере продвижения к югу и уменьшению лесных массивов, вера в лешего слабела и угасала. Упоминание «леший» впервые встречается в исторических источниках начиная с 17 века, однако до этого времени в житиях святых нередко встречались мелкие бесы с поведением, присущим лесному хозяину.

Здесь в облике лешего подчеркнуто сходство с бесом. Фото из интернета
Здесь в облике лешего подчеркнуто сходство с бесом. Фото из интернета

Поведение лешего или его проделки. Лешему не нравилось, когда в лесу бранятся, шумят, поют, а тем более свистят, так как свист издревле считался его прерогативой, так он мог обидеться и ответить своим разрушительным оглушительным свистом. По преданиям, нельзя было передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос — это мог так подшучивать оказаться леший. Защищая лес, лесной хозяин мог мешать человеку рубить деревья (прятать топоры, раскидывать поленья), а тем более увечить их без надобности, и охотиться на животных ради забавы. Человека, оставшегося ночевать в лесу без спроса, леший мог напугать шумом, криками зверей и птиц и др. и выгнать из леса и даже убить. Нельзя было ложиться на ночлег и разводить костёр на тропе, а особенно на перекрёстке дорпог (исконное место нечистой силы), так как передвигающийся по ней леший или целая свадьба или похоронная процессия леших могли задавить, по народным поверьям, насмерть. Леший любил погреться у человеческого костра, став невидимкой, но, разозлившись, мог раскидать или затоптать его. Ведущего себя плохо в лесу человека леший часто пугал до полусмерти, морочил видениями, насылал болезнь, водил до умопомрачения кругами.

Леший нашими предками всегда рассматривался как первопричина блуждания человека по лесу, в связи с чем его также иногда называли шатун, блуд, манило. Считалось, что человек не может найти дорогу, потому что леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой, тем самым выделив из этого мира в иной потусторонний мир. Так же непременно должен был заблудиться тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Леший мог сам закрыть дорогу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др. А мог «закрыть» и самого пропавшего человека: в таком случае люди слышали, что он где-то рядом, а найти не могли. Леший мог «привязать» человека к дереву, в котором он жил, в таком случае путник, блуждая, всё время будет возвращаться к нему. Хозяин леса мог так же сфальсифицировать приметы и ориентиры, по которым человек помечал путь. Охотника леший мог завести в чащу, прикинувшись ускользающим животным, иногда диковинным. А мог заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или даже умирающего человека. Леший частенько мог принимать образ знакомого или просто неизвестного попутчика и, отвлекая разговорами или суля показать места, богатые грибами или ягодами, заводил в непроходимое место, после чего внезапно исчезал. Его появление в таких случаях часто связано с тем, что человек мечтал о попутчике. Заблудившийся человек оказывался в незнакомом труднодоступном месте. Впрочем, когда чары спадали, человек мог обнаружить себя совсем недалеко от привычных ему мест. Также, прикинувшись знакомым человеком, леший любил показаться впереди на расстоянии, не давая себя догнать и не откликаясь. Исчезал такой спутник всегда внезапно, часто на границе с миром людей— при переходе через мост или изгородь, на лесной опушке, у оживленной дороги, при этом обычно адски хохоча.

Самое главное правило своему не паниковать, прийти в себя и успокоиться. Детям в лесу леший часто помогает, но иногда и нет. Фото из интернета
Самое главное правило своему не паниковать, прийти в себя и успокоиться. Детям в лесу леший часто помогает, но иногда и нет. Фото из интернета

Как вести себя с лешим. По народным поверьям, отправляясь в лес, следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Нельзя, отправляясь в лес, было говорить, что уходишь ненадолго, ибо это решал не человек, а лесной хозяин. Очень опасно перед походом в лес было получить проклятие родственника, ибо леший считал, что все «проклятые люди» обещаны ему. Особенно это касалось маленьких детей, которых леший любил забирать к себе на время или насовсем.

Согласно поверьям наших предков, избавиться от лешего, если он воспринимается как нежить, могут помочь молитва, крёстное знамение, упоминание Бога, в случаях же восприятия лешего как древнего божества вернее всего действует Матерная брань, которую он жуть как не любит. Чтобы закончить разговор с лешим, необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головешка, рябиновый посох. Леший боится собак и особенно трехцветных кошек богаток. Лешего можно прогнать ударом наотмашь. Он боится огнестрельного оружия, особенно заряженного медными пулями.

Чтобы избавиться от чар лесного хозяина, заблудившемуся в лесу необходимо снять с себя всю одежду и надеть её наоборот: наизнанку, задом наперёд, поменять местами обувь, перевернуть стельки и т. п. При этом раздеваясь, необходимо громко браниться и выбивать одежду о дерево, а одеваясь — читать молитву и произносить заговор. Ещё можно было попытаться выйти из леса задом наперед по собственным следам. Также лешего можно просто попросить указать дорогу.

Если повезёт, то леший будет милостив к вам и выпустит без приключений
Если повезёт, то леший будет милостив к вам и выпустит без приключений

Признайтесь, ведь у каждого в жизни хоть раз и был случай, когда в определенном месте в лесу ни с того не с сего водило часами кругами. А быть может, в такое мистическое место вы попадаете регулярно нечаянно сами, плутая по знакомому, как свои пять пальцев, лесу до вечера. Теперь знайте, что с вами просто играет леший, которому в это время просто скучно и нечем заняться, а как себя с ним вести вам даны четкие инструкции в этой статье.

А я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй, преданий и традиций.

Всегда ваша Морозова❤

Мои проекты:

Основной канал в Дзене

https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Ярус. Надежда Морозова.

https://yarus.ru/u/10020197

Паблико  Отмороженные истории | Паблико