Найти в Дзене
Мороженые сказки

Строительная жертва или дух первопредка? Кем был домовой для древних славян

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!

До сих пор суеверие о существовании доброго (а иногда не очень) домашнего духа русских изб под говорящим именем Домовой весьма и весьма живуче. Признайтесь, кто из вас не слышал хотя бы краем уха былички и разные страшные рассказы с участием этого древнейшего персонажа. После разбора образов Бабы-Яги и Лешего, которые можно прочитать здесь

И здесь

обойти домового мне просто не представляется возможным.

Для начала следует обратиться к предыстории его появления. Однозначно, образ этого загадочного домашнего духа древен и уходит корнями в дославянские времена, когда на территории нашей необъятной проживали многочисленные разрозненные племена зачастую враждующие между собой. В такие неспокойные времена для защиты своего жилища необходимо было заручится поддержкой не только соплеменников, но и потусторонних покровителей.

Древние славяне. Фото из интернета
Древние славяне. Фото из интернета

Суть культа предков заключалась в поклонении умершим прародителям (а так же прочим сородичам), и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков, являясь одной из древнейшей форм политеизма. Древние люди почитали всякого умершего существом сверхчеловеческим и божественным и поклонялись им как богам, но умершим только из своей семьи, создавая особые обряды такого поклонения. Это почитание мёртвых имело, как правило, исключительно домашний характер, распространявшийся только на предков каждой отдельно взятой семьи (рода), в ней замыкаясь и получая свое дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклонялись не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у воспоминания; поклонение более отдалённым предкам характеризует более позднюю эпоху развития общества.

В более позднее время стало считаться, что домовой – это дух человека, какого то предка, который умер не покаявшись, при этом за ним было множество неискупленных грехов. Таким образом, боги назначали его домовым, чтобы он следил за своими потомками, оберегал их, а по возможности и помогал. Только так непокаянный дух мог искупить свою вину.

Домовой. Фото из интернета
Домовой. Фото из интернета

Родство домового с первопредком имело под собой общее основание: одно из излюбленных мест жительства домового под печкой, где в древности имело место закапывание (захоронение) праха умерших родственников после процедуры трупосожжения, широко распространенной на территории современной Европы на рубеже нашей эры. Подробнее о традициях, связанных с постройкой дома можно прочесть в моей статье по ссылке ниже:

Другой возможной причиной появления сущности домового мог быть обряд приношения человеческой жизни при строительстве жилища. Строительная жертва была весьма распространенным ритуалом среди первобытных племен, дожившим до позднего Средневековья, и имевшим широкое хождение на довольно обширных территориях Европы, Азии и Америки. Приверженцы этого жуткого ритуала были уверены: если в основание строящегося дома закопать (в более поздней вариации замуровать) человека, то их жилище окажется под надежной защитой. Археологи, нередко наталкивающиеся на человеческие останки при раскопке древних сооружений, свидетельствуют о том, что страшные легенды отнюдь не плод воображения наших далеких предков. У многих народов мира долго жило поверье, что убитый и захороненный в основании постройки человек станет духом-покровителем дома, замка или даже целого города и будет оберегать его жителей в течение следующих поколений, а также обеспечит долговечность самой постройки. Чаще всего в качестве строительной жертвы выбирались самые слабые (читай бесполезные) члены человеческой общины: дети и пожилые женщины.

Средневековое изображение строительной жертвы. Источник интернет
Средневековое изображение строительной жертвы. Источник интернет

Собственно о домовом. Облик этого потустороннего жителя любого дома был вполне антропоморфен. Он обычно представлялся в облике последнего умершего самого старшего человека в семье. Однако его облику были присущи и некоторые звероморфные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши, покрытое густой шерстью тело (в цвет волос хозяина дома), длинные острые когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой, как правило, ходил голый. В одежде домового преобладал зипун или синий кафтан (так же указывающий на иной мир), белая или красная рубаха, подпоясанная кушаком. Если домовой виделся в чёрном, то это предвещало беду хозяевам в доме. Домовой, по поверьям наших предков, мог принимать облик любого члена семьи (особенно отсутствующего) или животного (чаще змеи, кошки, черного петуха или крысы).

Традиционным местожительством домового выступали подклеть, подпол, красный угол, пространство за и под печью, чердак. Наши предки считали, что пространство, облюбованное домовым ни в коем случае нельзя занимать живому человеку, иначе можно заболеть, а то и вовсе отправиться на тот свет.

Домовой дух дома, добрый если вести себя с ним правильно, злой если нарушать правила и сердить его. Фото из интернета
Домовой дух дома, добрый если вести себя с ним правильно, злой если нарушать правила и сердить его. Фото из интернета

Наши предки свято верили, что без домового в семье будут сплошные несчастья, поэтому при переезде в новый дом в последнюю ночь или перед выходом из старого дома приглашали домового на новое место со словами: «Хозяин мой, пойдём со мной, ты впереди, а я за тобой (эту присказку рассказывала мне еще моя бабушка, родом из небольшой деревни вологодской области). В XIX веке, в некоторых сельских приходах Калужской губернии крестьяне, перебираясь в новую избу, переносили из старой печи в новую горящие угли, приглашая домового в новую избу, обращаясь к нему с приветом: «Милости просим, дедушка, в новое жильё».

В северорусских сказаниях домовой, как правило, выступал в роли хозяина дома, чьи требования нужно было выполнять, а гнев смягчать различными подношениями. По мере продвижения на юго-запад образ домового приобретал черты капризного и проказливого существа, который своими проделками портит человеку жизнь, мучит скотину.

Своим поведением или внезапным появлением домовой мог предостеречь хозяев о грозящих опасностях, а так же умел отводить беду. Перед смертью члена семьи он выл, храпел, стучал, хлопал дверьми, мяукал, оставляя на теле спящего синяки, гладил его холодной голой рукой. Перед смертью хозяина дома мог появляться домочадцам в его шапке. Перед пожаром стучал в окно, усердно холил скот - к скорому падежу, прыгал с чердака или плакал — к скорой беде; если смеялся, то к счастью. Перед важным событием в семействе домовой обычно садился на грудь спящего и давил (душил) его. В этот момент можно было спросить его к худу или к добру он это делает, и он непременно отвечал (домовой как предсказатель будущего).

У наших предков был даже специальный день в году, когда домовым воздавали почести и всячески им угождали. Это день 28 января или Зимние Кудесы. Помимо всяческих почестей, воздаваемых в этолт день домовым, так же был свод правил, которые не следовало нарушать, чтобы не разозлить Хозяина дома.

· Нельзя убивать насекомых (тараканов и пауков). Согласно поверьям, за это домовой может серьезно обозлиться, будет пакостить и вредить.

· Нельзя обижать кошек, ругать и прогонять их, обделять вниманием, и уж тем более бить - кошка испокон веков считалась лучшим другом домового.

Кошка лучший друг домового. Фото из интернета
Кошка лучший друг домового. Фото из интернета

· Нельзя вечер в тишине и тоске проводить, поскольку это разочарует домового, потому важно зазвать к себе гостей либо занимать делами.

· Девушкам и женщинам ни в коем случае нельзя ругаться в этот день, скандалить, вести плохо хозяйство - домовой обидится и принесет в дом неприятности.

· Не стоит в этот день держать кухню в беспорядке, поскольку пыль и мусор домовой в принципе не терпит.

Считалось, что домовые очень любят молоко, выпечку и прочие сладости и если подбрасывать ему в разные места, где он обитает, то можно его задобрить, а молоко лучше наливать в блюдце. Еще считалось, что домашние духи не равнодушны к шерсти, домашним котам и блестящим предметам. Так же домовой уважал порядок в доме, на кухне, в хлеву. Старательным и прилежным хозяевам он всячески помогал по дому и особенно со скотиной, к которой был очень неравнодушен (особенно к лошадям: холил, расчесывал и заплетал им гривы, выводил в полнолунение пастись на луга). Нерадивых хозяев он мог сурово наказать падежом скота, постоянными мелкими житейскими неурядицами в доме (битьем посуды, пригоранием пищи и тд).

Древний дух дома. Фото из интернета
Древний дух дома. Фото из интернета

Напишите в комментариях, а слышали ли вы страшные и не очень истории про домовых, рассказанных вашими родственниками и знакомыми? Если да, то какие?

На этом у меня все, раскланялась и убежала!

Всегда ваша Морозова