Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!
Нет, наверное, ни одного русского человека не очарованного бы образом романтичной русалки, качающейся на ветвях дерева, чей образ подпитан и стихотворениями солнца отечественной поэзии А.С. Пушкина и подкреплен детскими мультфильмами.
Однако образ русалки, не так чист и романтичен, и, как и следовало предполагать, уходит корнями далеко в глубь веков.
Русалка это книжный литературный вариант собирательного образа водяной нежити, которую в разных регионах России, а точнее Восточной Европы, называли по разному. Мавками в южных губерниях и на Украине; водяниха или водяница на севере; шутиха, щекотиха на территориях центральной России. Название мавка, как считают некоторые ученые, это видоизмененное название от навки (названия, бытовавшее у юго-западных славян) представительницы загробного мира. Напомню для непосвященных в тему славянской космологии, что Навью у древних славян был мир мертвецов, злобных духов, разного рода сущностей, как добрых так и злых, и темных божеств.
Сам же термин «русалка» согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, более позднего происхождения (Х1Х столетия) и произошел от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»). Сторонники же славянофильства, считают, что термин восходит к древнему языческому весеннему празднику русалии (русальные дни), в котором так же отдавались дань памяти умершим родственникам, поминальные дни, приходившиеся обычно Зеленые святки, недели, предшествовавшей празднику Троицы Живоначальной. По средневековым летописям XIV – XV веков русалии характеризовались как «бесовские игрища» и «потехи с бесовскими плясками», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.
Навки, мавки, водяницы и другие были в разряде славянской демонологии низшими злобными демонами или злыми духами. По народным поверьям они появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью» и вода очищалась от всякого льда. У южных славян также считается, что мавками становятся души умерших некрещёных детей. На западе Болгарии и востоке Сербии верили, что они появляются в облике птицы (в стае) и опасны для человека, особенно для роженицы и её ребёнка. Представление об умерших некрещёных детях, как о птицах, восходит к праславянскому представлению о том, что покойники навещают мир живых людей в образе птиц. В южной Сербии и в Македонии нави, наве, навои являются по преданиям в облике женщин: они появляются в вихре, и если вихрь налетит на роженицу, она сразу заболеет и возможен неблагоприятный исход беременности.
Наши предки верили, что, что на Семик (седьмое воскресенье после Пасхи) или в Троицын день (в некоторых губерниях с Вознесенья) русалки выходили из воды и пребывали на суше. В мае-июне, когда становится окончательно тепло, русалки появляются уже на берегах рек и озёр, в лесах и рощах, водят по ночам хороводы на засеянных полях откуда круги появляются. Самое же любимое их развлечение было чесать волосы сидя над водой и качаться на ветвях деревьев.
В течение всего теплого периода времени, когда русалки находились в непосредственной близости от человека, и могли вступать с ним в контакт на Руси действовали многочисленные негласные запреты и обычаи. Так например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём и рукоделием. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание вводе, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают в это время к себе в подводные чертоги.
Однако, в Русальную неделю можно было задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь. Во время Русалий празднование и гулянья затягивались далеко заполночь.
По мнению признанного авторитета в области истории фольклора В.Я. Проппа, русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни), поэтому и появлялась на Зеленые святки.
У южных славян существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считалось, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто умер на Троицкой неделе (в особенности некрещеные младенцы).
По представлениям наших предков, русалки имели облик юных девушек очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (и местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин с преувеличенными чертами пола. Однако какого то определённого образа русалки у наших предков не существовало. Широко распространённое было у всех русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой зеленой (синюшной – подчеркивается связь с утопленником) женщине с огромной грудью, относящееся к жене водяного или к женскому духу воды— образ, близкородственный русалке.
Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно были достаточно редки (как же они хороводы водить тогда будут) и, по-видимому, появились под книжным влиянием.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде всех представителей русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для приличной девушки — типичный и значимый атрибут, подчеркивающий связь с астралом и потусторонним миром (поэтому баба-яга, ведьмы, русалки представлялись часто нечесаные и лохматые).
В русской мифологии русалки описывались преимущественно как опасные для людей и домашнего скота существа, отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями, ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, в других случаях - соблазняли молодых людей, заманивая их на опасную глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту дурную привычку. Согласно народным поверьям, русалки так же пугали всадников и тех кто оказался ночью рядом с рекой ночным «плеском, хохотом и свистом».
Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Существовали так же различные заговоры от «приставаний» русалок.
Согласно народным поверьям, несмотря на свой не слишком добрый нрав, русалки могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки могли спасти утопающего человека. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут», устраивают свои развлечения ночью. Русалки считались покровительницами плодородия. Крестьяне в то, что где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай: в частности, там, где плясали русалки, лучше росли трава и хлеб; сами русалки защищали поля от всякой беды. По некоторым поверьям, если человек в Русальную неделю заметит русалок и скажет «Чур моя!», одна из них пойдёт за ним в дом и будет исполнять всю грязную работу по дому вплоть до следующей Русальной недели, то есть целый год.
Пишите в комментариях рассказы о какой еще нежити в верованиях наших предков вы хотели бы узнать подробнее.
Засим раскланялась и убежала на поиски новых историй.
Всегда ваша Морозова.