Найти тему
Мороженые сказки

Русалочья нежить в представлениях древних славян. Кем русалки были при жизни?

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!

        Нет, наверное, ни одного русского человека не очарованного бы образом романтичной русалки, качающейся на ветвях дерева, чей образ подпитан и стихотворениями солнца отечественной поэзии А.С. Пушкина и подкреплен детскими мультфильмами.

Русалочка из одноименного м/ф Дисней.
Русалочка из одноименного м/ф Дисней.

Однако образ русалки, не так чист и романтичен, и, как и следовало предполагать, уходит корнями далеко в глубь веков.

Русалка это книжный литературный вариант собирательного образа водяной нежити, которую в разных регионах России, а точнее Восточной Европы, называли по разному. Мавками в южных губерниях и на Украине; водяниха или водяница на севере; шутиха, щекотиха на территориях центральной России. Название мавка, как считают некоторые ученые, это видоизмененное название от навки (названия, бытовавшее у юго-западных славян) представительницы загробного мира. Напомню для непосвященных в тему славянской космологии, что Навью у древних славян был мир мертвецов, злобных духов, разного рода сущностей, как добрых так и злых, и темных божеств.

Навка. Фото из интернета
Навка. Фото из интернета

Сам же термин «русалка» согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, более позднего происхождения (Х1Х столетия) и произошел от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»). Сторонники же славянофильства, считают, что термин восходит к древнему языческому весеннему празднику русалии (русальные дни), в котором так же отдавались дань памяти умершим родственникам, поминальные дни, приходившиеся обычно Зеленые святки, недели, предшествовавшей празднику Троицы Живоначальной. По средневековым летописям XIV – XV веков русалии характеризовались как «бесовские игрища» и «потехи с бесовскими плясками», песнями, с ряжением в маски животных и т. п.

Однозначная связь русалок с культом умерших родственничков, самых маленьких и беззащитных его членов детей и юных девушек. Фото из интернета
Однозначная связь русалок с культом умерших родственничков, самых маленьких и беззащитных его членов детей и юных девушек. Фото из интернета

 Навки, мавки, водяницы и другие были в разряде славянской демонологии низшими злобными демонами или злыми духами. По народным поверьям они появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью» и вода очищалась от всякого льда. У южных славян также считается, что мавками становятся души умерших некрещёных детей. На западе Болгарии и востоке Сербии верили, что они появляются в облике птицы (в стае) и опасны для человека, особенно для роженицы и её ребёнка. Представление об умерших некрещёных детях, как о птицах, восходит к праславянскому представлению о том, что покойники навещают мир живых людей в образе птиц. В южной Сербии и в Македонии нави, наве, навои являются по преданиям в облике женщин: они появляются в вихре, и если вихрь налетит на роженицу, она сразу заболеет и возможен неблагоприятный исход беременности.

Наши предки верили, что, что на Семик (седьмое воскресенье после Пасхи) или в Троицын день (в некоторых губерниях с Вознесенья) русалки выходили из воды и пребывали на суше. В мае-июне, когда становится окончательно тепло, русалки появляются уже на берегах рек и озёр, в лесах и рощах, водят по ночам хороводы на засеянных полях откуда круги появляются. Самое же любимое их развлечение было чесать волосы сидя над водой и качаться на ветвях деревьев.

Русалки уже а более поздней традиции становятся прекрасными девушками. Раньше все было по другому. Фото из интернета
Русалки уже а более поздней традиции становятся прекрасными девушками. Раньше все было по другому. Фото из интернета

В течение всего теплого периода времени, когда русалки находились в непосредственной близости от человека, и могли вступать с ним в контакт на Руси действовали многочисленные негласные запреты и обычаи. Так например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём и рукоделием. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание вводе, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают в это время к себе в подводные чертоги.

Однако, в Русальную неделю можно было задабривать русалок — тогда можно было рассчитывать на их помощь. Во время Русалий празднование и гулянья затягивались далеко заполночь.

Чаще русалки представлялись шаловливыми проказливыми созданиями, ответственными за плодородие, фото из интернета
Чаще русалки представлялись шаловливыми проказливыми созданиями, ответственными за плодородие, фото из интернета

По мнению признанного авторитета в области истории фольклора В.Я. Проппа, русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни), поэтому и появлялась на Зеленые святки.

У южных славян существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считалось, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества, а также те, кто умер на Троицкой неделе (в особенности некрещеные младенцы).

Бледность и синюшность русалок от мертвецов и утопленников. Фото из интернета
Бледность и синюшность русалок от мертвецов и утопленников. Фото из интернета

По представлениям наших предков, русалки имели облик юных девушек очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (и местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин с преувеличенными чертами пола. Однако какого то определённого образа русалки у наших предков не существовало. Широко распространённое было у всех русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой зеленой (синюшной – подчеркивается связь с утопленником) женщине с огромной грудью, относящееся к жене водяного или к женскому духу воды— образ, близкородственный русалке.

Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно были достаточно редки (как же они хороводы водить тогда будут) и, по-видимому, появились под книжным влиянием.

Длинные распущенный волосы один из обязательных атрибутов русалки, фото из интернета
Длинные распущенный волосы один из обязательных атрибутов русалки, фото из интернета

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде всех представителей русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для приличной девушки — типичный и значимый атрибут, подчеркивающий связь с астралом и потусторонним миром (поэтому баба-яга, ведьмы, русалки представлялись часто нечесаные и лохматые).

В русской мифологии русалки описывались преимущественно как опасные для людей и домашнего скота существа, отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями, ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, в других случаях - соблазняли молодых людей, заманивая их на опасную глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту дурную привычку. Согласно народным поверьям, русалки так же пугали всадников и тех кто оказался ночью рядом с рекой ночным «плеском, хохотом и свистом».

Русалки любят пугать ночных прохожих. Фото из интернета
Русалки любят пугать ночных прохожих. Фото из интернета

Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Существовали так же различные заговоры от «приставаний» русалок.

Согласно народным поверьям, несмотря на свой не слишком добрый нрав, русалки могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки могли спасти утопающего человека. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут», устраивают свои развлечения ночью. Русалки считались покровительницами плодородия. Крестьяне в то, что где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай: в частности, там, где плясали русалки, лучше росли трава и хлеб; сами русалки защищали поля от всякой беды. По некоторым поверьям, если человек в Русальную неделю заметит русалок и скажет «Чур моя!», одна из них пойдёт за ним в дом и будет исполнять всю грязную работу по дому вплоть до следующей Русальной недели, то есть целый год.

Русалочья обитель практически целый год. Фото из интернета
Русалочья обитель практически целый год. Фото из интернета

        Пишите в комментариях рассказы о какой еще нежити в верованиях наших предков вы хотели бы узнать подробнее.

Засим раскланялась и убежала на поиски новых историй.

Всегда ваша Морозова.