С Венецианова в русской живописи начинается широкое развитие бытового жанра. Ему и художникам его школы принадлежат картины из русской народной жизни, замечательные своей искренностью и большим мастерством. До Венецианова эта область в русском искусстве почти не существовала. Он основал школу, действовавшую на протяжении двух с половиной десятилетий. Венецианов и его школа подготовили появление Федотова и отчасти передвижников.
Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве. Его отец, Гавриил Юрьевич, в молодости переселился сюда из Нежина и открыл торговлю плодовыми деревьями, ягодными кустами. В объявлениях "купца Венецианова" в "Московских ведомостях" 1794-95 гг. говорится о плодовых деревьях, но в конце неожиданно сообщается, что "в сем доме продаются хорошие картины, писанные en pastel, за весьма сходную цену". Предполагается, что это были картины сына, вероятно копии с картин. Пастельная техника была свойственна его ранним работам.
Неизвестно кто руководил его первыми шагами в искусстве. Возможно это был Ф.С.Рокотов, который жил тогда в Москве.
В 1807 году Венецианов переехал в Петербург. Работ московского периода почти не сохранилось, они сгорели в доме отца в пожар 1812 года. Двери Академии были для Венецианова закрыты. Ему уже исполнилось двадцать семь лет, в Академию в этом возрасте не принимали. Он писал о себе:
"В 1807 году вступил в штатную службу, а между тем в свободное время ходил в Эрмитаж и там, копируя пастельными красками, обучался живописи".
Эта работа пастелью не была случайной и дала в дальнейшем значительные результаты. Она приучила рисовать, работая одновременно с красками, не отрывая рисунка от живописи. Работа с пастельными карандашами воспитала в нем любовь к чистому цвету, мягким сочетанием красок, любовь к калориту, что потом отразилось и на масляной живописи. Он начал заниматься у В.Л.Боровиковского, а также подготовил и выпустил в свет в 1808 году "Журнал карикатур". Журнал был запрещен, номер уничтожен из-за иллюстрации к "Вельможе" Державина.
Венецианов продолжал работать над бытовыми сюжетами, сценами из городского быта. Внимание художника привлекает офорт и литография, так как благодаря им произведения искусства становились доступны народным массами. Венецианов заботился о популяризации искусства.
Начав учиться у Боровиковского, живя у него на квартире, Венецианов естественно больше всего занимался портретом. Известно с каким уважением и восхищением относился он к своему замечательному учителю. В 1825 году Венецианов писал своему другу Милюкову:
"Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников его чистой, истинной славы".
Скульптурная трактовка формы, характерная для картин Боровиковского, у Венецианова становится более реалистичной. Его портрет передаёт действие, душевное движение, что вовсе не свойственно чистому портрету.
Особенной привлекательностью обладает портрет В С.Путятиной. Как и у Боровиковского, модель изображена сидящей, на фоне пейзажа. Взгляд её обращен на зрителя. Она держит маленькую книжку в потрепанном переплете с загибающимися углами. Она только что её читала и большим пальцем правой руки заложила читаемую страницу. На мизинце левой руки надет перстенек. Сильно подчеркнута худоба и даже хрупкость молодой девушки. Столь же своеобразен и пейзажный фон с тощей рябинкой, которая всему портрету придает совсем особую конкретность и трепетную взволнованность, тонко соответствующую образу.
Пользуясь уже известностью как портретист, Венецианов решил добиваться академического звания. В 1810 году он написал "Автопортрет", который представил на суд Академии.
Художник представил себя таким, каким он себя видел, каким себя знал. Автопортрет Венецианова прежде всего поражает своей простотой, серьезностью и правдивостью. Он свободен от подражания кому-либо. Освещение сильное, наполняющее собой все пространство картины. Морщинки на лбу, плотно сжатые губы и пристальные глаза, смотрящие через стекла очков, непрестанно проверяющие работу, и рука, держащая над небольшой палитрой тонкую кисть, готовая продолжать работу, - всё это так правдиво и характерно для художника, пишущего автопортрет. Это портрет человека, поглощенного своим трудом. Все внимание, вся напряженность рабочего момента сосредоточена в глазах, которые и составляют центр портрета. В них выражена огромная наблюдательность и ум, душевная собранность.
Академия признала Венецианова за этот "Автопортрет" "назначенным", то есть кандидатом в академики, и как "программу" на звание академика задали ему написать портрет К.И.Головачевского. Друг Рокотова, Головачевский был одним из самых любимых воспитателей Академии.
Венецианов изобразил Головачевского, окруженного юными академистами, которым он ласково и серьезно разъясняет что-то по книге, лежащей у него на коленях. Он одет в парадный мундир с орденом, поверх мундира накинут плащ, прикрывающий колени и делающий всю фигуру монументальной.
Три фигуры мальчиков имеют характер аллегорический. Держа в руках соответствующие принадлежности, мальчики олицетворяют "три знатнейшие художества", которые преподавались в Академии: архитектуру, скульптору и живопись. Введение в портрет этой аллегории ещё более возвышает значение центральной фигуры. В 1812 году за этот портрет Венецианов получил звание академика, но на этом и остановилась его академическая карьера. Вскоре его живопись приняла направление, которое Академией не поощрялось. Несмотря на настойчивые попытки получить возможность преподавать в Академии, Венецианов так этого и не добился.
В начале второго десятилетия XIX века Венецианов женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой. После женитьбы отец купил художнику маленькое имение на севере Тверской губернии. Жизнь в деревне Сафоновке доставила художнику широчайшее поле наблюдений. В этот период им написаны многочисленные и очень типичные головки крестьян и крестьянских детей. Часто они изображены с граблями, серпами, топорами.
Во всех этих работах Венецианова выразились глубокий интерес и горячая любовь художника к народной жизни, стремление выйти за рамки портретной живописи.
В 1820 году Венецианов начал работать над своим первым произведением, открывшим путь к бытовой живописи. Вот что сам он писал об этом:
"В 1820 г. явилась в императорском Эрмитаже картина: внутренность храма костела, писанная Гранетом. Сия картина произвела сильное движение в понятии нашем о живописи... Увидели изображение предметов, не подобное или точное только, а живое... а изображавшуюся самую натуру... Я решился победить невозможность, уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было... приняться за средства, употребляемые Гранетом. И они мне открылись в самом простом виде. Дело состояло в том, чтобы ничего не изображать иначе, как только в натуре... и повиноваться ей одной... Избрав такую дорогу, принялся я писать "Гумно".
Для того чтобы более полным светом осветить первый план картины, Венецианов приказал выпилить переднюю стенку амбара. Благодаря этому все освещение внутренности стало более широким и мягким, ещё лучше обозначилась глубина картины с людьми, телегой, лошадью, рельефно рисующимися на тёмном фоне стен, уходящих от зрителя. В 1824 году, когда картина была выставлена, художник писал своему другу Н.П Милюкову:
"Гумно" моё всеми принято очень хорошо, кроме художников".
Сотни художников видели картину Гране, но только Венецианова она натолкнула на открытие живописного закона, связующего пространство и форму.
Возможность изображать пространство живописными средствами настолько захватила Венецианова, что он вышел в отставку, обосновался в деревне и начисто отказался от портретной живописи.
Он делает надпись на обороте портрета М.М.Философовой:
"Венецианов в марте 1823 году сим оставляет свою портретную живопись".
В эти годы его творчество достигает полного расцвета. Около 1823 года он пишет "Очищение свёклы", "Утро помещицы", затем "Спящий пастушок", "На пашне" и "На жатве".
Три последние картины изображают открытый пейзаж, залитый свободно льющимся светом. Их колорит необычайно светел. Краска Венецианова - всегда густая и полнозвучная, пронизанная светом, ожившая в свете. Он особенно любит вводить голубой цвет, звучащий в его картинах празднично и нарядно.
Исследователь творчества Венецианова Н.Г.Машковцев считает, что он понял связь между формой и пространством, между предметом и атмосферой. Он разгадал магическое действие света, которое реет в воздухе и проявляет форму. Он понял, что, только научившись изображать пространство, он сумеет изобразить жизнь в её полноте. Он понял, что эти свойства пространства и воздуха, формы и света составляют суть живописи, её сферу, т.к. только живопись может выразить эти свойства природы, недоступные для других искусств.
Среди изображений детей особенное внимание привлекает "Захарка". Недетская забота выражена на его лице. Резкие и даже грубоватые черты одухотворены внутренней жизнью, взгляд его слишком серьёзен.
Чудесны образы деревенской молодёжи. В них есть красота и чувство молодости. Часто они полны тихой поэзией, как "Крестьянка с васильками".
Девушка погружена в свои чувства и мысли. Это выражено и в тонком колорите картины.
Мечтательность написана на лице "Девушки с теленком" - одним из самых обаятельных образов, созданных Венециановым. Густой цвет, плотная форма, мягкость композиции. Иногда образы крестьян достигают полного величия, как в "Весне". Не менее замечательны старики.
Выразительна "Старая крестьянка с клюкой", сгорбившаяся, опирающаяся на костыль, худая, морщинистая. Её скромная одежда опрятна, она словно несёт отпечаток длинной и честно прожитой жизни. Горечь жизненного опыта отложилась глубокими складками в уголках рта.
В "Утре помещицы" пространство комнаты обрело теплоту и уют конкретной жизни. В эту картину Венецианов вложил всю свою любовь к жизни, понимание всех мелочей быта, всей обстановки. Нужно, наверное, быть человеком той эпохи, чтобы так понять стиль мебели, ампирных столов, стульев и ширмы красного дерева, уместность таких деталей, как статуэтка Венеры, стоящая на шифоньерке между бюстиками Руссо и Вольтера, модный покрой утреннего платья помещицы и нарядные сарафаны крестьянок. Картина нас переносит в ту эпоху силой своей убедительности. Она навсегда останется достоверным памятником национального искусства.
Сознание необычайной важности открытия пробудило в Венецианове стремление научить других художников тому, чего достиг. В Академии, единственной школе России, не имели права обучаться крепостные. Талантливые крепостные художники оставались самоучками. Жанровый род живописи считался низшим. Новый род живописи Венецианова встретил резко отрицательное отношение приверженцев Академии. Возглавил врагов Венецианова портретист В.Г.Варнек. Двери Академии оказались наглухо закрыты для Венецианова.
Венецианов задумал и создал собственную школу. Он привлекал в свою школу учеников-крепостных. В 1824 году произошло событие, позволившее осуществить мечту о школе: "Гумно" было приобретено за 5000 рублей.
Венецианов разыскивал учеников во время поездок по Тверской губернии. Поддержало Общество поощрения художников. Образовалась венециановская школа в Сафоновке. Когда сам Венецианов переезжал в Петербург, вместе с ним переезжали ученики. Многие из них жили на его квартире и питались за его столом.
Методику Венецианова довольно подробно изложил в своих воспоминаниях Аполлон Мокрицкий. Здесь приведу небольшой отрывок:
"Когда ученик Венецианова приступал к писанию красками, то те же самые несложные предметы служили ему образцами: гипсовые головы, ленты, фрукты, стеклянные и металлические вещи... Для большей занимательности составлялись небольшие группы из разных мелочей: кабинетных вещиц, дамского туалета или цветов и фруктов; на этих маловажных предметах ученик приучал свой глаз различать не только их цвета, но и вещественную разницу: лента атласная, кусок бархата, белый холстяной платок, черепаховая гребенка или французская перчатка, золото и серебро, - все это предметы, которых материальное различие должен осязательно чувствовать и передавать живописец... Ученика, ознакомившегося таким образом с красками, сажал Алексей Гаврилович в Эрмитаже или во дворце для написания перспективы. Ученик делал сперва точный рисунок на бумаге или на холсте, смотря по сложности сюжета, и начинал писать красками, не торопясь, осторожно, рабски копируя натуру... Ученики, писавшие перспективы в Эрмитаже были: Крылов, Плахов, Алексеев, Крендовский, Денисов, Тыранов, Зарянко и глухонемой Беллер. Почти все комнаты Зимнего дворца и многие галлереи были написаны учениками Алексея Гавриловича..."
Мокрицкий весьма тонко описывает как добивались художники жизненности и полноты характеристики предметов, очень верно передаёт ощущение от натюрмортов и особенно интерьеров.
Художники школы Венецианова писали скромные комнаты небогатых людей, мастерские. Большим вниманием проникнуты жанровые сцены венециановской школы. Здесь все бытовые атрибуты изображались художниками с той же серьезностью, как и лица.
Изображение русского человека в той одежде и той обстановке, в которой он живёт, - вот второе открытие Венецианова, которым он так же щедро, как и первым, делился со своими учениками. Благоговейная любовь к своему народу, глубокое уважение к его национальному характеру, внимание ко всем мелочам его быта - вот что создало венециановский жанр. У Мокрицкого вы найдёте целый трактат о русской национальной одежде и обуви.
Начиная с середины 20-х годов и вплоть до смерти забота о школе и многочисленных учениках составляет главное содержание жизни Венецианова. За двадцать лет существования школы через неё прошли свыше семидесяти учеников. Их картины, собранные в наших музеях, представляют собой одну из самых привлекательных страниц русского искусства.
Источник: материалы с официальных сайтов "Моя Третьяковка" и ГРМ;
Биографический очерк "А.Г.Венецианов", Н.Г.Машковцев, издательство "Искусство", Москва, 1954
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.