Найти тему

"Это же велосипед! За что тут такие деньги!"

Оглавление

Небольшое психологическое исследование про велики и цены на них.

Санта-Круз в-10 начала нулевых. Цена около 10 000 долларов
Санта-Круз в-10 начала нулевых. Цена около 10 000 долларов
Дисклеймер: у людей без чувства юмора возможно самовозгорание мебели, предназначенной для сидения! Немедленно перестаньте читать эту статью!
Автор не призывает вообще ни к чему

Итак: горные велики, сколько они стоили РАНЬШЕ и сколько - СЕЙЧАС.

"Если человек желает заниматься экстремальным джипингом, он должен иметь деньги на то, чтобы купить себе штаны" Борис Гадасин.

Когда МТБ возникал методом проб и ошибок в солнечной Калифорнии, держалось это явление на чистом энтузиазме. Потом отдельно взятые "лица американской национальности" решили сделать своё увлечение бизнесом (их фамилии слишком известны, чтобы я их называл*. *Голосом Жоржа Милославского)

И сколько же стоили те корявенькие самоделки?

  • Порядка 2500 долларов!

А доллар тогда и сам стоил заметно больше. Переводим в рубли и получаем нынешние 300-500 ка за... э-э-э Уникальность и модность! Во!

И кто же эти велики покупал? Логично - те, кто мог это себе позволить. Тиражи производства были соответствующими.

Цифры я не искал (потому что лень), однако общеизвестно - МТБ долгое время был спортом только для богатых. Всё. Точка. Но...

Но люди среднего заработка тоже захотели кататься. И те из производителей, которые первыми поняли, что продав 10 великов по 1200 денежных знаков можно заработать больше, чем с одного за 2500 отлично наварились!

Остальные продаваны либо прогорели, прохлопав ушами, либо начали стремительно разрабатывать модели попроще, зато массовые!

Собственно, с тех пор мало что изменилось - если кому-то нужен ГОРНЫЙ велосипед, то его цена будет где-то между 1200 долларов и стратосферой.

Разумеется, можно купить какой-нибудь "Маунтейнер" и за 200 долларов. Вот только этот неплохой аппарат для прогулки в парке НУ НИКАК не предназначен для гор. Специально для тех, кто этого почему-то не понимает, производитель наклеивает специальные стикеры на раму и вилку:

Warning: do not ride this bicycle on Downhill, Freeride, Dirtjumping or any agressiv...

И прочее бла-бла, чтобы жадина, переломав себе руки-ноги не засудил крупную фирму.

Теперь из солнечной Калифорнии перемещаемся в снежную Россию. Смотрим на историю последних 30 лет...

Что мы помним о МТБ в 90-х? Я вот, к примеру, почти ничего. За исключением рекламы шоколадного батончика: " Рама - карбон, Задний амортизатор, 27 скоростей: БЕШЕНЫХ БАБОК стоит!!!"

У нас на раЁне никаких МТБ в 90-х не было. Если бы каким-то ветром занесло, недолго бы они принадлежали своему владельцу...

Как я уже потом узнал, некоторые спортсмены (Ирина Каленьтьева, к примеру), всё-таки видели МТБ в 90-х. И даже катались на них. Тренировались, правда, по-старинке на шоссерах, чтобы не угробить в буераках дорогую технику )))(Подробнее об этом читайте у В.Н. Краснова "Кросс-кантри: спортивная подготовка велосипедистов." 2006 год)

Далее примерно в 2001 году МТБ всё-таки пошёл у нас в массы. Стало можно просто придти в магазин, заплатить деньги и ехать себе... Безо всякого "достал" эпохи развитого дефицита.

Желание прикупить было. С возможностью - похуже дело обстояло. Помню, как раз в 2001 мне очень нравились велосипеды "Джип Чероки" и "Грандчероки". А позже, в 2002-2003 вызывали большую "хотелку" К-2 "Бампи манки"

Бампи манки
Бампи манки

Теперь про это можно вспоминать только с улыбкой. Я тогда считал, что: 1) вилка у велосипеда быть амортизационной не обязана, главное, чтобы была пружинка сзади 2) седло должно быть мягким и широким 3) а подседельник лучше иметь с пружинкой 4) ножной тормоз работает лучше ручного, потому что ноги сильнее...

И ещё много всякой чуши я тогда думал. Потому что понятия не имел о том, что такое МТБ и как его использовать! Коё-кто и сейчас может что-то в этом стиле на полном серьёзе выдавать...

И вот в 2004 я приобретаю свой первый МТБ. УРА!

И как следует брякаюсь с косого заезда на поребрик. Потому что (кто-бы мог подумать!) МТБ не будет ехать ЗА тебя, заплатил ты за него деньги или нет. Потому что МТБ это просто неодушевлённый предмет из металла и резины (сейчас мои велики узнают и рассердятся!).

Короче - кататься уметь надо! Баян - да, баян! Так ведь НЕ ВСЕ ЭТО ЗНАЮТ!!!

"А чё там сложного играть на электрогитаре? Она ж сама звенит! Вот на акустической...!
Обалденно ценное мнение "знатока"

Далее - перехожу в профессионалы. К сожалению не в гонщики. А в категорию "продавец-механик". Насмотрелся на разные велосипеды. И на людей тоже:

Анекдот про Хама

Сидим в магазине. Заходит «клиент». А на самом деле охранник ТРК — тяжёлая работа у мужика, по 12 часов в день бездельничать в берцах с рифлёной подошвой.

Спрашивает у меня на предмет наличия ниппельной резиночки. Мне бы просто сказать, что товара такого нет (на «нет» и суда нет!), но я по молодости и неопытности предложил мужику, ещё не спалившемуся на грубиянстве, простейший апгрейд — поставить на его велик камеру под автониппель Шрёдера (ценой аж целую сотню рублей!) вместо морально устаревшей ещё полвека назад камеры с сосочком Данлопа. И постоянных проблем с резиночками как не бывало!

Вот тут усатый дядя в чёрном начал с места в карьер скипидарить мне мозги! Типа — магазин у нас г@вно, даже простейшей резиночки предложить не можем. А я — жулик и быдло! Потому что пытаюсь его кинуть на честно заработанные бабки, предлагая на фиг не нужные вещи!

Почувствовав себя НАСТОЯЩЩИМ МУЖИКОМ, отстоявшим свои права, охранник гордо удаляется.

А я сижу с бровями на лбу и пытаюсь вкурить в суть наезда. Чем я этого к@зла умудрился обидеть? Честно ведь помочь пытался.

Тут Старший Продавец, молчавший все эти три минуты, флегматично произносит:

- Если бы этот мужик был повежливее, я бы ему сказал, что нужная ему резиночка продается тут же за углом в отделе «Рыбалка» и стоит 20 рублей. А раз он такое хамло, пускай себе дальше ищёт!

Продолжаем:

Так что в магазине я многому научился) Куда более актуальному, чем в ВУЗе.

Велики в те времена стоили недорого. За 9-11 ка можно было приобрести вполне приличный аппарат:

А уж за 20-25 ка тем более.

Норко Торрент в 2005 году стоил порядка 50 ка... Велики подороже тоже находили своих владельцев, таких было мало, но встречались

Вотек
Вотек

К примеру, если у человека много денег, он мог купить себе не Норку, а Вотек)

Едет ли Вотек лучше Норки... Честно скажу - не проверял.

Джош Бендер
Джош Бендер

А ещё появились фильмы про МТБ. В частности с неподражаемым Джошем Бендером. У него появилась масса подражателей! 🤣😂🤣

Про "Банана-папу Бендерони" пусть москвичи рассказывают. У нас, в Питере был Илья Бибин)

Спеш ЭсИкс 2009 года. Круче - только Чак Норрис!
Спеш ЭсИкс 2009 года. Круче - только Чак Норрис!

А что же было для "простых смертных?"

ДжиТи Аваланч нулевых
ДжиТи Аваланч нулевых
Ямис Дуранго нулевых
Ямис Дуранго нулевых
Спеш Мика нулевых
Спеш Мика нулевых

Вот такие аппараты можно было купить в пределах 500 у.е. Что тогда составляло порядка 20 ка.

Можно ли себе такое позволить? Я тогда был бедным студентом без отца и без постоянной работы. И отвечаю: ОДНОЗНАЧНО МОЖНО!

А если всё так плохо, что кушать совсем нечего - то какой уж тут МТБ?!

Теперь

И вот настало "теперь". К сожалению, с велосипедами всё стало намного хуже. По ряду причин.

Прежде всего - финансы. Курс доллара заметно упал. Про курс рубля писать ничего не буду.

Если в 2004-м я за 11 ка купил вполне приличный ХАРО, то человек с 11 ка в кармане сейчас в магазине получит... Лучше уж, пусть сразу идёт на АВИТО с человеком, разбирающимся в теме.

Можно ли поддержать отечественного производителя? Да, можно и нужно. К примеру Антона Степанова - не люблю его, но при всей моей нелюбви чел хорошее дело делает. (Хорошее, но не дешёвое.)

Да, прямо-таки предчувствую, сейчас мне кто-нибудь начнёт: "А почему это у тебя всё доллары, баксы да у.е? Почему не в рублях?"

Может быть, человек мне назовёт хотя бы один МТБ полностью спроектированный и сделанный в России без применения китайских запчастей? Стритовые байки ещё может быть, но МТБ по определению имеет переключатели скоростей. Я только ЗА! Но ведь нетути...

За товары из-за рубежа платятся деньги. И за пересыл. И за сборку. И за аренду помещения...

Короче, современный хоть на что-то годный велосипед перевалил за психологический рубеж в 40 ка. И даже на нём вилка будет просить каши и может сгнить после пары-тройки дождей. Реально нормальная техника (нормальная, а не элитная) перевалила за 100 ка, включая гревелы, даже не имеющие амортизаторов.

Фэт с рынка за 20 ка
Фэт с рынка за 20 ка

Кульминация наступает при покупке "я жеребёнку".

-10

Тут берут что-то такое, что даже близко не собирается в кучку, не говоря уж "в велосипед"

Короче "теперь" всё достаточно грустно. С великами.

Многие просто пользуются восстановленными аппаратами 70-х 80-х годов из огромного наследия СССР.

Или теми весьма многочисленными великами из нулевых, которые не посгнивали в гаражах и на открытых балконах.

Производители отвечают на это тем, что запчастей в продаже на старые стандарты либо нет совсем, либо они уж совсем жуткие. К примеру то ли индийские, то ли китайские клинья для шатунов - стоят они копейки, но толку от них, как от кукурузных палочек.

Рулевые колонки, втулки, нормальные переключатели на 8 скоростей: на всё это становится всё сложнее найти запчасти.

Короче, господа маркетологи заботятся о техническом прогрессе и не дадут нам зашквариться ездой на всяком старье.

По сути ничего не изменилось принципиально с того момента, как кто-то в Калифорнии придумал велик за 1200 американских денег. У кого-то они есть. У кого-то нет.

ВСЁ

-11