Найти тему

Опыт использования Steels - 170

Внешний вид с доработками, но без багажника
Внешний вид с доработками, но без багажника

В 2011 году мне подвернулась возможность покупки Стелса модели Навигатор – 170 менее чем за 10 ка рублей. Мне давно было интересно реально испробовать ходовые качества гибрида, кроме того, интересовала возможность сборки велосипеда для езды в пределах 10 т.р. Дома у меня в тот момент уже стояли Specialized Hardrock SS 2005 для жёсткого катания и кастомный Specialized Rockhopper 2010 для походов и легкого кросс-кантри.

Вид на руль и манетки. Грипсы уже заменены
Вид на руль и манетки. Грипсы уже заменены

Я произвел настройку данного аппарата в магазине, заплатил 9580 рубликов и поехал с проспекта Науки к себе в Купчино. По пути было 2 проблемы: при старте со светофора один из колесных катафотов перекосился и с хрустом разлетелся в дребезги, что и сподвигло меня там же выкинуть все остальные. Вторая проблема была покруче – все болты на псевдорегулируемом хламовыносе руля были лично мной затянуты, но после 15 км пути они открутились, а зубчатая регулировка сорвалась, что едва не привело к аварии. Закрутил опять, понимая, что даже врагу такого не поставлю. Было замечено, что при повороте руля колесо реагирует ме-е-е-дленно и неторопливо.

Доехал. Первым делом разбираю Стелса до последнего винтика. Колеса собраны вяло и без смазки ниппелей (естественно). Смазываю ниппеля, а кресты на колёсах смещаю на 2 спицы, чтобы отверстие и шов обода стягивались, а не разрывались натяжением спиц. Во втулках небольшое количество полузасохшей смазки, заменяю на нормальную. Обода Alex DH-19 вполне меня устраивают по ширине и прочности. Полуслик явно не страдает накатитостью, но оставляется из соображений экономии. Чудо-вынос идёт в утиль, заменяется на длинный жесткий с надписью Nishiki также с гибрида. Геометрия рамы специфичная: углы наклона вилки и подседельной трубы ближе к горнику, чем к шоссеру, пересаживаться с МТБ удобно. Рама по высоте мне идеальна, но более короткий вынос не встал бы – верхняя труба очень короткая. Видимо, вел затачивался под комфортную вертикальную посадку. Рама дорабатывается внешне: чёрной матовой самоклейкой заклеиваются надписи STEELS и белые полосы. На вилке та же милихлюстика выполнена в виде наклейки – отдираем! Вилка RST проста до примитивности, но работает вменяемо. Из сальников вытекает что-то ядовито зелёное. Имеет блокировку, которую я, кажется, так ни разу и не применил. Подливаю масла и оставляю в покое.

Тормоза разбираю, смазываю и собираю заново. Острой необходимости нет, но заменяю при этом тормозные рубашки и колодки на более симпатичные, благо были в наличии. Шимановские блоки работают удобно и вполне надежны. Переключатели Acera со своей работой справляются, хотя и не торопятся никуда. Промасливаю рубашки и перенастраиваю переключение. Шатуны под квадрат кондовые, но вполне надежные. Заменил только грубые болты с шестигранной головкой на более современные под 8-й шестигранник. Седло широкое и мягкое, довольно удобное, но я поставил сидушку со Specialized Stumpjumper 2006, которая жестче, легче и анатомичнее. Со стелсового седла выжигаю название сей фирмы каленым железом хлороформом, чтобы готичность образа не нарушало. Руль широкий и толстостенный, удобной МТБшной формы, на нём грипсы, якобы боди-геометри. Оставляю их, о чём ещё пожалею. Креплю переднее крыло и багажник и можно испытывать.

Кассета 7-скоростная под укороченный барабан. Это лучше, чем трещётка. Видны отверстия для крепления багажника
Кассета 7-скоростная под укороченный барабан. Это лучше, чем трещётка. Видны отверстия для крепления багажника

Первое испытание на Колпинской велодорожке. Вел нормально рулится, не испытывает проблем с поребриками, вилка не тупит и не лязгает. Я думал, что после протяжки колёс «до дуба» ощущение станет жестким, но ничего подобного! Куда-то уходят вибрации и удары средней силы, Стелс едет гораздо мягче моих хардтейлов МТБ. Выезжаю на асфальтовый прямик. Чёткое ощущение, что вел не способен разогнаться, как ни крути, езда мягкая и спокойная. Проверяю по секундомеру: иллюзия! В одну сторону дистанция пройдена за 22, в другую – за 24 минуты, а мой рекорд на МТБ 20 и 24 соответственно. Видимо, странная мягкость рамы, наряду с 28-ми колесами сбивает с толку мои ощущения, привыкшие к байкам.

После парочки выездов по городу Стелс едет в поход, ради которого и приобретался. Нагружаю багажник и еду поездом до Пскова, откуда предстоит 160 километров по асфальту разной степени убитости и песчаным гравийкам. Езда на нем скучновата: разгонятся с места вел отказывается, скорость набирается плавно и держится на уровне 20 кмч. Посадка удобная и ненапряжная, действует только на нервы шимановское переключение, задумчивое даже в чистом виде, а в песке откровенно тупящее. При заездах в горку приходится отлавливать рычажками нужную скорость. И не говорите мне, что не умею настраивать – не одну сотню таких настроил, просто особенность дешёвого шимано, сравнения с Х-5-м срамом никакого! По мере езды, грипсы выходят из под контроля и начинают ездить по рулю, выкручивая запястья. Ругательски ругаюсь, чего тут ещё поделаешь? Допиливаю до конца асфальта и сворачиваю на финальную гравийку. Попадаются весьма крутые холмики, покрытые сыпучим песком. Ползучесть велика на первых передачах вполне удовлетворительна, хотя МТБ взлетел бы тут птицей. Ямы, колдобины и гребёнка амортизируются рамой и вилкой вполне прилично, даже после 160-ти км по Нашим дорогам нет ощущения участника родео. Приехал.

Далее проходят испытания по лесным тропам. Покрышки на удивление хорошо катят по песку и грязи, буксуя лишь в глубоких залитых водой колеях (где себя хорошо чувствовала только Maxxis Medusa), управляемость хуже МТБ, зато увеличенные колеса позволяют ломиться напролом, обычно вывозят там, где 26е могли бы застрять. В целом, вел гораздо более проходимист, чем можно заключить из его внешности. Проклятые грипсы я накручиваю на толстый слой изоленты. Держит намертво! Вообще же, возникло ощущение, что Питер для аппарата не место – слишком задумчив, а вот в деревне он как родной!

Через пару недель еду в обратный путь. Хочу добраться своими силами. Не выходит. Мерзкие псевдободи-геометрические грипсы пережимают мне нервы обеих рук, особенно правой. Допиливаю до Луги и еду электричкой. Правая рука болит при сжимании кулака ближайшую неделю…

Избавляюсь от грипс и ставлю что-то дешевое с лок-онами нормального круглого сечения. На этом переделки кончаются. Еще пару раз выезжаю на велодорожку. Людей на ашанах обгоняю, как стоячих. Скучно.

Спеш Рокхоппер для сравнения. Позже и его сменю, так как хороший велик для кросс-кантри и туристический велик это всё-таки разные вещи
Спеш Рокхоппер для сравнения. Позже и его сменю, так как хороший велик для кросс-кантри и туристический велик это всё-таки разные вещи

Последний трип стелса был на дистанции чуть менее сотни, Купчино-Петяярви. Мой рекорд на Specialized Rockhopper составил чуть более 5-ти часов. Еду. Когда достигаю Лемболовской возвышенности, переключение начинает конкретно действовать на нервы. На обратном пути гоню на максимуме. Шесть часов! При той же, если не большей, скорости на прямике, ашан-переключение провтыкивает час времени на сто километров. Многовато.

Осенью понимаю, что три велосипеда в одной квартире – многовато, а на ремонт байков требуются деньги. Продаю Стелс со всеми доработками, но родным седлом, за 7 ка рублей.

Выводы:

  • За 10 ка рублей реально (напоминаю - это было в 2011-м!) собрать приличный гибрид
  • Руки для этого надо приложить почти ко всему
  • Грипсы и вынос – врагам, остальное вполне жизнеспособно
  • Вел чрезвычайно мягок, возможно, даже излишне. Но ведь не разваливается!
  • Я привык к другому качеству переключения, но если Стелс – 170 первый велик, то претензий может и не возникнуть
  • Замена трансмиссии с задней втулкой на 8-9 скоростей, цепью, системой и переключателями может потянуть по деньгам на второй такой же Стелс
  • Кто хочет ураганной динамики, пусть поищет что-то другое

P.S. Очень интересно, как у этого гибрида с живучестью.

PP.S Учитывая нынешнюю моду на колёса увеличенного диаметра, Стелс - 170 был бы отличной рабочей лошадкой... Жаль, что эта модель давно снята с производства.