Найти тему

Мир был так близко: Израиль и Палестина

В 2007 году состоялась конференция в Аннаполисе, на которой лидеры двух государств Израиля и Палестины, представили друг другу предложения по урегулированию конфликта. В 2011 году писатель Бернард Авишай взял интервью у обоих политиков и узнал детали переговоров. Итог: мир возможен, и даже по самым сложным вопросам, таким как раздел Иерусалима, можно найти компромисс. Что же рассказали политики Авишаю? Приводим далее полный текст статьи, которую автор выпустил на фоне потрясшей Ближний Восток арабской весны.

Жизнеспособный план существует: он ждет, чтобы его сформировали из предложений, которые премьер-министр Эхуд Ольмерт и президент Палестинской автономии Махмуд Аббас озвучили друг другу в 2008 году. В середине января мы получили представление об этих переговорах – это были "Палестинские документы", опубликованные в "Аль-Джазире", а затем в Израиле вышли отрывки из мемуаров Эхуда Ольмерта. Но картина, сложившаяся из этих материалов, была расфокусированной и запутанной, а достижения переговорщиков затерялись в ажиотаже, царившем на улицах Туниса и Каира. Тем не менее, израильско-палестинские переговоры 2007 и 2008 годов представляют собой бесценный шаблон для новых усилий по достижению мира под руководством Обамы. Как бы маловероятно это ни звучало, сейчас самое время. Рука Обамы в Израиле укрепилась благодаря событиям в Тунисе, Египте и Иордании. В то же время США все дороже расплачиваются за нынешний тупик в отношениях между Израилем и Палестиной и продолжающуюся оккупацию палестинских земель, за которую американцы несут большую часть вины. Урегулирование в Палестине не принесет хлеба на египетские столы, но оно изменит статус США в регионе. И, возможно, спасет судьбу Израиля.

В течение почти двух лет, с декабря 2006 года по сентябрь 2008 года, Ольмерт и Аббас встречались 36 раз. Кроме того, велись переговоры на более низком уровне под руководством министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни и одного из давних переговорщиков от Палестинской автономии Ахмеда Куреи. Лидеры так и не заключили сделку. Но оба зашли достаточно далеко, чтобы подготовить новые американские "промежуточные предложения", на которые, в частности, рассчитывал Аббас. В этом году 21 января я беседовал с Ольмертом в Иерусалиме и вечером того же дня с Аббасом в Аммане (Иордания). Лидеры подробно рассказали о том, что было предложено, что было негласно согласовано, в чем заключались пробелы и что, по их мнению, поддавалось компромиссу.

Каждый из них сказал мне, что если в Палестине вспыхнет новое насилие, что представляется вполне вероятным, историки будут с пафосом вспоминать, насколько ничтожными были пункты, которые отделяли обе стороны от окончательных договоренностей. "Мы были очень близки, - сказал мне Ольмерт, - как никогда в прошлом, к заключению соглашения о принципах, которое привело бы к прекращению конфликта между нами и палестинцами". Аббас сказал, что на переговорах было выдвинуто больше "творческих идей", чем когда-либо в прошлом. Он не преминул заверить меня, что проявил максимальную гибкость в отношении требований Израиля в области безопасности. Ольмерт, оглядываясь назад, соглашается с этим, говоря, что Аббас "никогда не говорил "нет"". Ольмерт настаивал на том, что уступил Аббасу все основные требования, которые палестинцы выдвигали на протяжении десятилетий: граница в строгом соответствии с границами 1967 года, палестинская столица в Иерусалиме и "признание проблемы" беженцев. "Я был готов взять на себя всю ответственность и решительно двигаться вперед", - сказал мне Ольмерт. "Я верил, да и сейчас верю, что преодолею все барьеры и завоюю общественное мнение в этой стране и во всем мире".

Оказалось, что по вопросам, которые представлялись неразрешимыми: демилитаризация палестинского государства, статус Иерусалима и право на возвращение палестинских беженцев, - можно было отыскать разные возможные опции решений. Даже в вопросе о границах Ольмерт и Аббас смогли договориться об основах: минимизировать вмешательство в уклад жителей и максимально увеличить территориальную целостность (а значит, и экономические возможности) палестинских городов. "Мы не теряли ни минуты во время многомесячных переговоров", - сказал Аббас.

Больше всего предложений по сближению позиций касались объема и характера земель, подлежащих обмену, - по сути, судьбы конкретных крупных израильских поселений. Позиция Израиля, где она расходилась с палестинской, не была принципиальной, а сводилась в основном к практическому вопросу о том, сколько поселенцев (часто радикальных) израильскому правительству придется вытеснить за "зеленую линию". Наиболее важные дискуссии велись по вопросам безопасности, границ, Иерусалима и "права палестинцев на возвращение".

ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ

В своей ключевой речи в Университете имени Бар-Илана 14 июня 2009 года преемник Ольмерта Биньямин Нетаньяху наконец-то пообещал начать работу над созданием палестинского государства и озвучил свое требование о демилитаризации Палестины. Но он должен был понимать, что стучится в открытую дверь: Ольмерт и Аббас уже выработали ряд принципов, согласно которым Палестина будет демилитаризована ("Я согласился с термином "немилитаризованная", - сказал мне Ольмерт) и при этом сохранит свой суверенитет.

Принципы безопасности Ольмерта заключались в следующем: Палестина будет иметь сильную полицию, "все необходимое для поддержания правопорядка". У нее не будет ни армии, ни военно-воздушных сил. Палестинская граница с Иорданией, через которую может осуществляться контрабанда ракет и тяжелого вооружения, будет патрулироваться международными силами, возможно, из НАТО. Предусмотрена процедурная гарантия того, что ни одна иностранная армия не сможет войти в Палестину, а ее правительству не будет позволено заключить какое-либо военное соглашение со страной, не признающей Израиль. Израиль, со своей стороны, имел бы право защищать себя за пределами границ палестинского государства - скажем, от сухопутных войск, сосредоточенных на восточном берегу реки Иордан. Предполагается, что Израиль оставит за собой право преследовать террористов за пределами новых границ. Израилю будет разрешен доступ к воздушному пространству над Палестиной, а Армия обороны Израиля получит право на непропорциональное использование телекоммуникационного спектра (хотя коммерческие права будут уравнены в соответствии с международным правом). Когда я разговаривал с Аббасом в Аммане, мне не пришлось освежать в его памяти эти основополагающие принципы. "Нам не нужна палестинская армия", - решительно заявил он. "Нам не нужны ни военно-воздушные силы, ни танки, ни ракеты". Он настаивал на том, что весь этот вопрос был проработан с генералом Джеймсом Джонсом, который в итоге стал советником Обамы по национальной безопасности.

Далее Аббас предложил Ольмерту выбрать международные силы для патрулирования границы с Иорданией и даже сказал, что проконсультировался с американцами, которые согласились участвовать в силах НАТО при условии, что они будут находиться под американским командованием. Иордания и Египет, чьи границы были затронуты, выдвинули свои условия: ни один иорданец или египтянин не будет участвовать в составе сил, и они будут базироваться только на палестинской стороне. "Вопрос безопасности был закрыт", - сказал мне Аббас. "Мы не утверждаем, что это было соглашение, но дело было завершено".

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ГРАНИЦ

Аббас начал переговоры о границах с карты, на которой было показано, как Израиль может аннексировать 1,9% территории Палестины в обмен на равные по размеру и качеству участки земли; Ольмерт представил карту с 6,3%, предложив, что за тот процент Палестины, который Израиль аннексирует, он компенсирует Палестине 5,8%, плюс 25-мильный туннель, который пройдет под Израилем от Южных Хевронских холмов до Газы. "Площадь застройки всех поселений составляет 1,1%, - сказал Аббас, - поэтому, когда я предложил им 1,9, этого было более чем достаточно". Предложение Ольмерта с самого начала было более гибким: "Я дал ему основания полагать, что снижусь до 5,9, но это будет окончательно". По идее, лидеры должны были обратиться к Соединенным Штатам, чтобы те помогли им разделить разницу; по крайней мере, Аббас ожидал именно этого. (После окончания переговоров группами, работающими в Институте Джеймса Бейкера при Университете Райса, были предложены различные компромиссы в диапазоне 4%).

Но разговоры о процентах могут вводить в заблуждение своей абстрактностью. Обмен картами никогда бы не состоялся, если бы не было взаимного согласия по поводу определения "оккупированной территории". И здесь американская дипломатия сыграла решающую роль, опередив любой возможный компромисс.

Исторически Израиль пытался исключить территорию расширенного Иерусалима, площадью около 25 квадратных миль, из числа территорий, подлежащих разделу. В 1967 году, вскоре после Шестидневной войны, Израиль принял закон, утверждающий, что вся эта территория является его собственностью. Однако госсекретарь Кондолиза Райс еще во время переговоров Ольмерта и Аббаса дала понять, что это требование Израиля противоречит политике США. По ее словам, под оккупированной территорией будут пониматься сектор Газа, Западный берег (включая Восточный Иерусалим), Мертвое море, долина реки Иордан и "ничья земля" - последние представляют собой небольшие участки, которые ни Израиль, ни иорданские войска не патрулировали до 1967 года. (Эти территории все еще имеют решающее значение, поскольку по "ничейной земле" вокруг монастыря в Латруне теперь проходит крупное шоссе, соединяющее Иерусалим с Тель-Авивом).

Поэтому, когда 16 сентября Ольмерт наконец показал Аббасу свою карту, в ходе переговоров было принято считать, что любая территория, которую Израиль попытается аннексировать в Большом Иерусалиме, должна быть компенсирована, как и любая другая оккупированная территория. Это было беспрецедентно. Ольмерт придерживался мнения, что ничейная земля также должна быть разделена 50 на 50, при этом Израиль, по понятным причинам, забирал больше территории вокруг своего шоссе и уступал больше в других районах. "Я сказал Аббасу, что эта земля никогда не использовалась, поэтому единственное разумное решение - разделить ее", - сказал Ольмерт. "Он, кажется, был вполне доволен".

Однако на самом деле спор шел о том, каким израильским поселениям будет позволено остаться, а какие придется убрать. Когда Аббас говорил о "застроенных поселениях", он признавал, что, да, не имеет смысла переносить еврейские пригороды Иерусалима (за исключением Хар-Хомы, строительство которой было начато первым правительством Нетаньяху после начала процесса Осло), а также поселения Гуш-Эцион и Альфей-Менаше, примыкающих к израильской границе. Согласно предложению Аббаса, более 60% поселенцев останутся на своих местах.

Ольмерт, в свою очередь, представил план, согласно которому самые малонаселенные поселения будут эвакуированы, но Эфрат (расширенный Гуш-Эцион), Маале-Адумим (город к востоку от Иерусалима) и Ариэль, 18-тысячный город между Рамаллой и Наблусом, должны остаться. С точки зрения Ольмерта, проблема заключалась не в том, чтобы помочь поселенцам осуществить их мечту о возвращении земли обетованной, а в том, чтобы помочь израильским военным избежать мучений, связанных с их выселением. Многие поселенцы являются фанатиками, вооружены и презирают израильскую демократию; некоторым даже нравится называть себя иудеями. Израильтяне, как полагает Ольмерт, не желают воевать с иудеями ради палестинцев; а его карта уже предусматривает удаление ультрафанатичного города Кирьят-Арба, примыкающего к Гробнице патриархов в Хевроне.

Не то чтобы Аббас был готов сделать проблему Ольмерта своей собственной. "У нас есть критерии, по которым поселения должны быть снесены", - рассуждает Самих аль-Абид, бывший министр Палестинской автономии и участник переговоров. "Мы не можем мириться с поселениями, которые нарушают нашу территориальную целостность, подрывают экономическое развитие палестинских городов или в которых остаются люди, способные стать угрозой безопасности" - либо потому, что они фанатики, либо потому, что само их присутствие будет провокационным для окружающих их городов. По этим критериям Ариэль - самая вопиющая проблема. Ольмерт сказал мне, что Аббас "постоянно возвращается к этой проблеме".

Ариэль, в конце концов, был построен на холмах между Наблусом и Рамаллой именно для того, чтобы продемонстрировать, что историческая Земля Израиля претендует на статус неделимой территории еврейского народа. У его жителей, многие из которых были с выходцами из СССР, доставленными прямо из аэропорта в Ариэль и получившими от Ариэля Шарона дешевые квартиры, нет никакой местной промышленности, о которой можно было бы говорить. Когда группы Института Бейкера предлагают компромиссные варианты в 3-4 процента, Ариэль почти всегда исключается. Один из вариантов, предложенных Аль-Абидом, - "пространство за время". Если Израиль согласится освободить крупное поселение, такое как Ариэль, что является сложной задачей, Палестина согласится дать ему значительное время для этого.

Ольмерт и Аббас признали необходимость совместного использования единой бизнес-экосистемы, интенсивного сотрудничества в области водоснабжения, безопасности, банковского дела, туризма и многого другого.

На этом переговоры о границах закончились: Ольмерт, среди прочего, сказал Аббасу, что ни один израильский премьер-министр никогда не сможет снести Ариэль, а Аббас сказал Ольмерту, что ни один палестинский президент никогда не согласится на сохранение поселения. Я сказал ему: "Подпиши", - сказал Ольмерт. Лучшего предложения вы не получите ни от одного израильского правительства в течение следующих 50 лет". Аббас не стал подписывать. Он попросил у Ольмерта карту, которую Ольмерт отказался ему дать, если он не подпишет ее. Ольмерт сказал мне, что, по его мнению, Аббас медлил отчасти потому, что надеялся получить более выгодное предложение по карте от администрации Обамы. Так или иначе, снос Ариэля оставался, пожалуй, самым тяжелым пограничным спором.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ИЕРУСАЛИМ?

Ольмерт и Аббас отказались от традиционных претензий на святое пространство и решили исходить из практической задачи управления святыми местами, чтобы обеспечить максимальный доступ для всех паломников из трех авраамических религий.

Лидеры договорились, что еврейские кварталы должны остаться под израильским суверенитетом, а арабские кварталы вернутся под суверенитет палестинцев. (Ольмерт даже показал мне архитектурный эскиз символического палестинского контрольно-пропускного пункта, ведущего к отелю American Colony в Шейх-Джаррахе). В то же время Аббас предположил, что Восточный и Западный Иерусалим станут муниципалитетами, но город в целом не будет разделен. "Будет общий орган, который будет координировать их работу", - сказал он.

По-настоящему творческие идеи касались вопросов распоряжения Старым городом и святыми местами - исламскими объектами Харам аш-Шариф (или Храмовая гора), Западной стеной, Храмом Гроба Господня и так далее, которые, по обоюдному мнению, действительно являются частью "священного бассейна". Ольмерт предложил, чтобы им управлял своего рода опекунский комитет, состоящий из пяти стран: Палестины, Иордании, Саудовской Аравии, США и Израиля. (Аббас полагал, что в состав комитета могут войти до семи попечителей, включая Египет и Ватикан).

Попечительский совет будет поддерживать святые места и гарантировать доступ для всех религий; управлять им будут некие международные силы. Аббас в принципе принял предложение Ольмерта, но при условии, что они смогут договориться о том, что именно представляет собой священный бассейн. И вот тут-то и возникла загвоздка.

Ольмерт хотел, чтобы священный бассейн включал в себя не только Старый город, но и Масличную гору, так называемый Город Давида (археологический комплекс) и значительную часть арабского района Силуан. Аббас был готов определить святой бассейн только как Старый город, поскольку Масличная гора включает в себя палестинский район А-Тур, и он не хотел исключать жителей А-Тура и Силуана из будущего палестинского государства. Он намекнул, но не сказал, что эти районы пострадали от еврейских поселенцев. Экстремистская поселенческая организация "Атерет Коханим" поселилась в экспроприированных многоквартирных домах.

Ольмерт понимал, что его предложение - это важная уступка, которая воплощала в жизнь план ООН от 1947 года, предусматривавший превращение древнего Иерусалима в международный город. "Нельзя уйти с переговоров без шрама, который будет кровоточить еще долгое время", - размышлял Ольмерт. "Я, мэр Иерусалима, человек, который стоял на передовой и отстаивал идею о том, что город является единой, неделимой, вечной столицей еврейского народа, первым недвусмысленно предложил не только разделить город, что в какой-то мере сделал [премьер-министр Эхуд] Барак, но и отказаться от суверенитета над всем священным бассейном. Это не то, что я сделал с радостью; это то, что я сделал с разбитым сердцем".

Аббас сказал мне (как и Ольмерт), что он предполагает сохранение статус-кво в отношении управления исламскими объектами палестинским религиозным органом и что он попытается получить одобрение этого плана со стороны Лиги арабских государств.

Таким образом, якобы невозможная проблема Иерусалима теперь сводилась к вопросу о том, будут ли А-Тур и часть Силуана исключены из состава Палестины, а пригород Хар-Хома - из состава Израиля. Я перезвонил Ольмерту по поводу вопроса о священном бассейне, и он ответил: "Точные линии не были проведены, но я полагаю, что об этом можно легко договориться".

ПРАВО НА ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ольмерт - юрист. И как он мне сказал, он ценит полезность "конструктивной двусмысленности". По его словам, в отношении палестинских беженцев - а их насчитывается около пяти миллионов человек, происходящих в основном от тех 750 000, которые потеряли свои дома во время войны 1948-49 годов, - было крайне важно "выработать формулу, которая позволила бы каждой стороне интерпретировать ее по-своему". Ольмерт согласился разрешить 5000 палестинцам вернуться в Израиль, и по 1000 в год в течение пяти лет - каждый заявитель будет рассматриваться Израилем, и каждый будет принят "по гуманитарным причинам". По словам Ольмерта, "неотъемлемой частью" этого предложения станет подписание заявления, в котором будет четко указано, что репатриация беженцев будет осуществляться "в духе мирной инициативы Лиги арабских государств от 2002 года". Эта инициатива предусматривает "справедливое решение проблемы палестинских беженцев, которое должно быть согласовано в соответствии с резолюцией 194 Генеральной Ассамблеи ООН". В резолюции 194 говорится, что "беженцам, желающим вернуться в свои дома и жить в мире со своими соседями, должно быть разрешено сделать это в кратчайшие возможные сроки, и что должна быть выплачена компенсация за имущество тем, кто решил не возвращаться, а также за утрату или повреждение имущества".

Кроме того, Ольмерт предложил включить в мирный план жесткую формулировку о том, что "Израиль относится с пониманием и не безразличен к страданиям палестинцев, которые жили на территории, ставшей Израилем, и были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликта и затем долгие годы жили в нищете". Он добавил, что в документе должна быть формулировка, признающая также страдания евреев из арабских стран, которые были вынуждены покинуть свои дома после 1948 года. Не менее важно, что Ольмерт предложил всем сторонам работать с международными организациями и финансовыми институтами над созданием международного фонда, который бы "щедро компенсировал" беженцам потерю их имущества. Он дал понять, что Израиль поможет организовать этот фонд. "В обмен на это, - сказал Ольмерт, - я ожидал письменного обязательства, что это конец всех претензий и конец конфликта".

Таким образом, Ольмерт не совсем признал право палестинцев на возвращение, но согласился сделать все, что сделал бы тот, кто его признает. Он предложил вернуться 5 000 беженцам, но оставил точное число предметом дальнейших переговоров. (Ольмерт сказал, что окончательное число будет лишь "символическим" и не превысит 15 000 человек). Аббас в этом контексте приветствовал принципы, но не число: "Я сказал Ольмерту, что у меня есть пять миллионов беженцев, все они изгнаны с израильских территорий - все. Если я попрошу вас согласиться с тем, что все пять миллионов должны вернуться в Израиль, вы скажете мне, и вы будете правы, что я уничтожу Израиль. Я сказал: "Хорошо, давайте поговорим о том, как найти решение. Но не говорите мне, что ни один палестинец не может вернуться в Израиль", - таким образом он намекнул, что 5000 человек - это ничтожно малое число.

Палестинские переговорщики в целом приняли "условия компенсации", которые были согласованы во время раунда переговоров в Табе (Египет) и опубликованы позже: беженцы могли иммигрировать в Палестину или остаться в государствах, в которых они сейчас живут (особенно в Иордании), или уехать в третью страну. В исключительных случаях беженцы могли бы отправиться в Израиль. В любом случае им будет выплачена компенсация и оплачено их переселение.

Другими словами, оба лидера согласились с принципом, что определенное число палестинцев должно вернуться, но главный вопрос должен заключаться в том, как ограничить это число таким образом, чтобы сохранить Израиль как государство с еврейским большинством, но не ущемлять прав арабского меньшинства. Как и в случае с территориальным вопросом, лидеры согласились с принципом, но разошлись во мнениях относительно числа.

Аббас не сказал мне, какое число репатриантов он имел в виду. Женевская инициатива, в которой участвовали близкие к нему люди, в 2009 году предусматривала, что Израиль должен "рассмотреть среднее значение беженцев", которые примут другие страны. Но это давало лишь расплывчатые ориентиры.

ОЛМЕРТ ЗНАЛ, что если он и Аббас - с американским "пальцем на чаше весов" - заключат сделку, ему придется нелегко. Именно поэтому, по его словам, он выдвинул свое всеобъемлющее предложение в сентябре. Он знал, что приближается ежегодная Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Он хотел подготовить всемирно-историческую дипломатическую драму.

"Моя идея заключалась в том, что, прежде чем представить это предложение нашим собственным народам, мы сначала обратимся в Совет Безопасности ООН и получим единогласную поддержку", - сказал мне Ольмерт. Затем мы попросим Генеральную Ассамблею поддержать нас, и вы можете себе представить, что если мы оба попросим, то только Иран или Сирия могут сказать "нет". Затем мы бы отправились на совместную сессию Конгресса, затем в Европейский парламент, затем на большую церемонию на лужайке Белого дома с 25 000 человек, со всеми лидерами региона, где мы бы это анонсировали".

По его словам, Ольмерт и Аббас вернутся в регион и пригласят всех лидеров мира: "Полагаю, там будут все. Китайцы, русские, японцы, европейцы, американцы, канадцы австралийцы – все, кто только может. И они встали бы в той точке, соединяющей западную часть Иерусалима с восточной, и заявили бы о своей готовности поддержать соглашение во всех его аспектах. А потом мы пошли бы на выборы, имея за спиной накопленный эффект от этого процесса".

Ольмерт озвучил свое всеобъемлющее предложение Аббасу 16 сентября 2008 года, в день открытия Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке. После этого Аббас "замолчал" (по выражению Ольмерта), обдумывая ответ на фоне обострения ситуации на границе с Газой, не зная, с каким американским президентом столкнется палестинское руководство, а также сомневаясь в целесообразности продолжения переговоров с премьер-министром, находящимся в подвешенном состоянии. (Ольмерт находился под следствием по обвинению в коррупции и в конце июля объявил, что уйдет в отставку, как только его партия "Кадима" выберет нового лидера). Однако переговоры были официально приостановлены только в январе, после того как Израиль атаковал Газу. Райс пригласила стороны встретиться в Вашингтоне. Ольмерт, которому грозила политическая ссылка и который был занят войной, не смог отправить на встречу своего главного дипломатического помощника Шалома Туржемана. Но Аббас все еще был уверен, что американская дипломатия сможет преодолеть разрыв, и был готов рискнуть, отправив Саиба Эраката, давнего главного переговорщика палестинцев, на встречу с израильскими представителями, пока жители Газы находились под израильским огнем. "Я обещал Бушу", - объяснил Аббас. "Я думал: Эта встреча принесет плоды. Давайте воспользуемся этой возможностью".

Аббас и по сей день надеется, что Америка одобрит сделку. Разногласия кажутся такими ничтожно малыми: Ариэль и несколько других поселений, вопрос о том, будет ли часть Силуана частью священного бассейна, компромиссное число беженцев? "Нам все еще нужны промежуточные предложения", - сказал мне Аббас, добавив: "Мы хотим, чтобы Америка была серьезным посредником".

Без соглашения Иерусалим и Западный берег почти наверняка снова вспыхнут, на этот раз, возможно, спровоцировав локальную войну, которую мы видели в Боснии: насилие распространится на израильские арабские города и привлечет как поддерживаемую сирийцами "Хезболлу" из Ливана, так и ХАМАС из Газы, каждый из которых вооружен тысячами ракет. Иерусалим превращается в "пороховую бочку"; он может взорваться в любую минуту", - сказал мне недавно палестинский исследователь Халил Шикаки. "Сейчас мы видим крах концепции мирного урегулирования, но не видим ей замены. . . . Любой односторонний шаг Палестины [к государственности] будет бессмысленным - в этом никто не сомневается. Налицо усталость. Они не хотят возвращаться к кровопролитным временам. Я думаю, когда они придут к выводу: "К черту все это", мы вернемся к тому мрачному периоду, и тогда начнется настоящий ад".

Но Аббас в любом случае может скоро уйти. Он сказал мне, что ожидает от Америки действий, направленных на достижение плана к осени этого года. Именно это и обещала администрация Обамы, которая будет работать над достижением соглашения о палестинском государстве к сентябрю 2011 года. "Если ничего не произойдет, я приму очень, очень болезненное решение", - сказал Аббас. "Не спрашивайте меня об этом". Он погрузился в тоску. "Мы должны жить друг с другом. Мы должны разговаривать друг с другом. Мы должны знать друг друга. Многие критиковали меня с 1970-х годов, но до сих пор я привержен миру. Но не навсегда. Я не имею в виду, что вернусь к насилию - никогда! В своей жизни я никогда этого не сделаю. Но я не могу вечно сидеть в своем кабинете и ничего не делать".

"Есть опасность, что события в Египте введут некоторых в заблуждение, и они потеряют надежду на мир", - сказал мне Ольмерт в своем электронном письме. "Я считаю наоборот, что событиям, происходящим рядом с нами, можно бросить другой вызов. Сейчас самое время двигаться вперед, быстро, принять мою мирную инициативу с палестинцами и заключить сделку. Это мой совет премьер-министру Нетаньяху. Не ждите. Двигайтесь, ведите за собой и творите историю. Сейчас самое время. Более подходящего момента не будет".

Наш телеграмм-канал MENA: https://t.me/menapolicy