Статья Ольги Николаевны Туаевой, первой осетинки, получившей звание профессора. Статья была опубликована в сборнике «Нартский эпос» в 1949 году.
Осетинский нартский эпос, созданный трудовым народом, является гордостью не только осетинского народа; как выдающееся произведение фольклора, он имеет всесоюзное и даже мировое значение. Нартские сказания представляют собой ценнейший материал для истории осетинского устного народного творчества, для изучения главнейших мотивов и характерных черт в нем. Ценным вспомогательным материалом являются они и для самой истории осетинского народа в отношении моментов, не нашедших своего отражения. в письменных источниках, в частности в отношении быта и нравов создателей эпоса.
Интересные материалы дают нартские сказания в отношении положения женщины. Как это видно из сказаний, роль женщины в нартском обществе была огромна. В эпосе женщина окружена большим почетом и уважением. Она занимает высокое общественное положение, участвует в решении общественных вопросов, она сама свободно располагает своей судьбой.
Женщина у нартов выходит замуж по своему желанию. Она самостоятельно, без участия родителей, публично выбирает себе жениха. Когда женщине делают предложение и жених ей не нравится, то она открыто, гордо отвечает: «Нет, ты не годишься мне в мужья».
В сказании о нарте Ацамазе, например, рассказывается о том, что красавицу Агунду сватали лучшие женихи из нартов, но она всем отказывала. Покорил ее сердце только удалой нарт Ацамаз, когда он заиграл на своей свирели чудесные песни. Узнав, что отец ее, Сайнаг-алдар отказал сватам Ацамаза, красавица Агунда открыто заявила отцу, что ей нравится Ацамаз и она согласна выйти за него замуж.
Аналогичный пример имеется и в сказании «Женитьба Батрадза». Нартские герои собрались на Черной горе и танцуют танец симд в надежде, что к ним выйдет красавица Акола, которая обитала в железной башне меж двумя морями. Но красавица Акола не замечает танцующих и не выходит к ним. Изобретательному Урызмагу удалось заманить красавицу на симд нартов. Лучшие из нартских героев по очереди подходят к ней и приглашают ее станцевать с ними, но она всем отказывает, открыто указывая каждому на его недостатки. Даже с мудрым Урызмагом не захотела она станцевать.
Наконец, подошел к ней младший из нартов Батрадз, сын Хамыца, и сказал: «Тогда станцуй со мной, девушка!» Красавица Акола ответила ему: «Среди нартов один ты только без недостатков! Но и у тебя есть небольшой изъян, и если бы ты смог его устранить, то тогда подобало бы мне станцевать с тобой: крылатый семиглавый великан Кандзаргас унес твоего дедушку за горы и сделал его табунщиком коней; твой дедушка давно уже томится у него в плену; шуба его из кожи жеребят; в дождливый день вытягивается она на нем, а на солнце коробится. Если ты выведешь его оттуда, то тогда лишь мне подобает станцевать с тобой!»
Как видно из этого сказания, красавица Акола, выбирая себе жениха, ставит этот выбор в зависимость от того, как жених выполнит свой долг перед народом. И только после того, как Батрадз выполнил свой долг – освободил своего дедушку из плена, она стала его женой.
Характерно отметить, что когда Акола критиковала нартов и отказывалась с ними танцевать, то нарты, получая отказ, не обижались на нее.
Главной героиней нартского эпоса является мудрая Шатана. Это, вне всякого сомнения, самый замечательный образ в нартских сказаниях. В. И. Абаев пишет, что тщетно было бы искать к каком- либо ином эпосе женский образ такой мощи, такого значения, такого размаха, такой жизненности, как нартская Шатана. Во многих эпосах женщинам отведена очень большая роль. Но при всем: том они остаются в большинстве носительницами чисто женского или семейного начала, чем, в конечном счете, определяется сфера их деятельности. Поэтому в других эпосах одну героиню можно легко заменить другой без ущерба для психологической и художественной правды. Нартскую же Шатану никогда и никем заменить невозможно, равно как нельзя ее удалить из эпоса без того, чтобы не ощутить зияющую пустоту. Сфера ее деятельности – не узкий круг любовных и семейных отношений, а вся жизнь народа в целом. Можно мыслить нартов без любого из героев, даже главнейших, но нельзя их мыслить без Шатаны. Не этим ли объясняется, что нигде в эпосе мы не находим никаких указаний или намеков на смерть Шатаны? Она – бессмертна, или точнее, она жива до тех пор, пока живет весь нартский народ.
В нартском эпосе создан монументальный образ женщины – образ Шатаны. Ее эпитет «наша мать» целиком возводит нас к первичным формам семьи. Но больше того, Шатана – один из древнейших художественных образов. Это образ мудрой женины, принимающей активное участие во всех крупных событиях общественной жизни своего народа, во всех подвигах нартов. Нет такого героя в нартских сказаниях, который бы в трудную минуту не обращался к нартской Шатане за советом, и эта умная женщина своими мудрыми советами всегда выручает нартов.
Сказание «Тотрадз и Сослан» повествует о том, что знаменитый герой Сослан обратился к Шатане и рассказал ей о своем безвыходном положении. Однако Шатана успокоила его и дала ему такой совет, благодаря которому Сослан победил своего могучего врага – Алымбегова сына Тотрадза.
К имени Шатаны прилагается эпитет «вещая», ей приписывается способность угадывать будущее. С Шатаной связывается в эпосе изобильная жизнь народа. Много о ней сложено песен среди осетин. В одной из таких песен поется¹:
Выносливая, хорошая хозяйка,
Помолимся ей.
Она устроит наши дела.
Она несет в кувшине
Черное пиво.
Его вручим Урызмагу.
Он - наш старший - избавитель,
Он выпросит для нас изобилие.
О Шатане сложена и песня «Онай». Поют ее женщины, когда валяют шерсть.
Много важных явлений в жизни осетин связано с именем Шатаны, как, например, появление первого и лучшего из напитков – пива, любимого напитка осетин. Этнографические и лингвистические данные указывают на древность и исключительную распространенность культуры пива у осетин. О появлении пива в народе поют такую песню:
Птичка на дерево села,
Там она хмель сорвала,
Оттуда слетела,
На хуртуан² опустилась.
Ухватила солодовое зерно.
К Шатане их принесла,
Шатана пиво сварила.
Когда осетины заквашивают пиво, то обыкновенно говорят: «Да заквасит тебя Шатана и да пьет тебя Урызмаг».
Как образцовую хозяйку, народ воспевает Шатану во всех сказаниях. У осетин существует поговорка: «Она гостеприимна, как нартская Шатана». Шатаной и по сей день называют хорошую хозяйку и умную женщину. Это высшая похвала для осетинки. В нартских сказаниях часто упоминается о гостеприимстве Урызмага и Шатаны. До сих пор осетины еще поют такую песнь:
Вон у дверей гости
Урызмага позовите.
Урызмага кличут,
Урызмаг к ним выходит,
В дом он их заводит:
Тогда он младшим говорит:
«Бурого барана ведите,
Бурого барана заколите.
Шатану позовите -
Кувшин с четырьмя ручками несите».
Бурого барана закололи.
Кувшин с четырьмя ручками принесли...
Об этом рассказывается, например, в сказании «Безымянный сын Урызмага». Когда у нартов наступил голодный год, Шатана раскрыла свои знаменитые кладовые, которые были полны разными яствами и напитками. Она угощала нартов «от одного сегодня до другого сегодня», т. е. целую неделю, и таким образом спасла нартов от гибели.
Шатана проявляет всегда большую проницательность, мудрость, находчивость. В сказании о схуалийском князе, не вошедшем в сводный текст сказаний, говорится о том, как Шатана спасла скот нартов. Наступил голодный год. Скот нартов погибал. Негде было пасти их. Тогда нарты бросили жребий – кому из них погнать пасти скот. Жребий выпал Урызмагу, но так как он был стар, то Шатана взялась за выполнение этой задачи. Она одела мужской костюм и погнала скот пасти в знаменитые пастбища схуалийского малика (князя). Князь, узнав об этом, разгневался и приказал привести к себе пастуха. Представшей перед ним в образе пастуха Шатане он сказал: «Паси скот, только сделай так, чтобы нартская Шатана попала в мои руки». Шатана не растерялась и благодаря своему уму и находчивости сумела расправиться с этим князем – она дала возможность Урызмагу убить князя и спасла скот нартов.
Аналогичный эпизод описывается и в сказании о борьбе с великанами Мукара и Бибыцом.
Сказание повествует, что нартов опять постигло несчастье. Выпал глубокий снег. Скот нартов погибал от бескормицы. Посоветовавшись предварительно с Шатаной, Сослан погнал скот нартов на роскошные пастбища братьев-великанов Мукара и Бибыца. Великаны, узнав об этом, разъяренные, один за другим прискакали, чтобы узнать, кто это осмелился самовольно пасти скот на их земле. Сослан, поступая так, как научила, его Шатана, с помощью хитрости одержал верх над обоими великанами и умертвил их. Шатана знает силу врагов, силу их оружия. Она учит нартов методам борьбы с насильниками, учит, как наносить врагу сокрушительные удары. Значительна роль Шатаны в сказании «Последний поход Урызмага». Урызмаг начал стареть. Он перестал бывать в нартских наездах. И решил он оказать последний раз услугу своему народу. Применив хитрость, он сделал так, что попал в плен к давнишнему врагу нартов – Черноморскому алдару. Через некоторое время, пообещав Черноморскому алдару большой выкуп за себя, он попросил дать ему двух мужчин для того, чтобы послать их за выкупом. Через этих посланцев Урызмаг в иносказательной форме, под видом перечисления стоимости выкупной платы, сообщил нартам, чтобы они явились во владения своего исконного врага с войском и разгромили его. Но иносказательные слова посланца Урызмага были настолько замысловаты, что ни нартские старики, ни посланцы алдара Черноморского ничего в них не понимали. Шатана сразу же разгадала смысл Урызмагова послания, и, благодаря ее сообразительности нарты легко одолели своего врага и вернулись к себе с богатой добычей.
Дружба между Урызмагом и Шатаной, их взаимопонимание, сообразительность Шатаны помогли нартам одержать победу над врагом. Быть супругом такой выдающейся женщины, как Шатана, дело нелегкое, связанное с риском обезличиться, затеряться, отойти на задний план. Однако с Урызмагом этого не случается. С большим достоинством и честью он поддерживает супружеский «ансамбль». Рассудительность, выдержка. находчивость в минуту опасности – таковы отличительные черты старейшего из нартов. В щедрости и хлебосольстве он не уступает своей супруге. Отношения их друг к другу проникнуты неизменной любовью и заботой. Народ воплотил в них образ идеально супружеской пары. «Уадзӕн афтӕ аканынц, Уырызмӕг ӕмӕ Сатанайы зӕронд баут»³.
Возьмем еще один эпизод из варианта сказания «Как Урызмаг отомстил за убийство сына», где Шатана, благодаря своей находчивости и изобретательности, опять выручает нартов.
Агуровы войска окружили нартов. Сослан, Батрадз и Хамыц были в походе. Надо было обязательно узнать количество вражеских войск, ставивших своей целью опустошить Страну Нартов. Количество вражеских войск было известно только одному Сырдону, который никому не хотел открывать секрета. Тогда Шатана сшила брюки с ремя штанинами и повесила на плетне. Сырдон, увидев эти штаны, очень удивился и проговорил вслух, что он видел агуровы войска, количество которых «сто раз по сто и еще тысяча сотен», но даже среди них не встретил он трехногого человека. Таким образом Шатана узнала о количестве агуровых войск и этим избавила нартов от лишних жертв в бою с врагами.
Наконец еще один эпизод из сказаний о Батрадзе. Сын Гаппаг-алдара приходил к нартам и наносил им всевозможные обиды. Тогда Шатана написала письмо по-хатиагски и послала его с ястребом к Батрадзу. В этом письме она писала: «Разве тебе не стыдно, что сын Гаппаг-алдара приходит и издевается над нартской молодежью». Батрадз, получив это письмо, мигом очутился в родной стране и расправился с врагом нартов. Из этого сказания видно, как Шатана любит свою родину, как она заботится о благе и чести своего народа.
Из большинства сказаний явствует, что Шатана являлась полновластной хозяйкой нартского домашнего хозяйства. Это служит несомненным свидетельством высокого общественного положения женщины у предков осетин в те отдаленные времена, когда складывался нартский эпос.
Шатана, являясь нартской хозяйкой, играла руководящую роль в повседневной жизни нартов. Она искусная рукодельница, она изобретательница пива, она советчица нартов. Не было у нартов ни одного крупного общественного вопроса, который бы решался без руководящего участия Шатаны. Там, где нужно было проявить находчивость, изобретательность, проявить знание жизни, нарты всегда обращались за советом к Шатане, и она не скупилась награждать нартов своими глубокими и остроумными советами.
Кроме монументального образа Шатаны в нартском эпосе имеются и другие содержательные женские образы, например: образ красавицы Дзерассы, от которой произошел род виднейших нартов – Ахсартаггата, своевольная красавица Агунда, острая на язык красавица Акола, мать знаменитого героя Батрадза – Бценон, дочь Алымбега Алагати и др. У каждой из них имеются свои отличительные черты.
Такова, например, Бценон, непревзойденная рукодельница, которая одной рукой кроила, другой шила и, таким образом, за несколько часов сшила столько одежды, чтобы одеть нартов от мала до велика, с ног до головы.
В сказании «Урызмагов сын Айсана» дан образ жены Сослана, гордой и умной красавицы, преданной своему народу, которая поручала трудные, но полезные для нартского народа задания одному из нартских героев – Айсана. По ее совету Айсана, сын Урызмага, разгромил агуровские войска, которые окружили селение нартов. По ее же совету Айсана доставил в Страну Нартов чудесное дерево, которое от захода солнца до полуночи цвело, а от полуночи до утра давало зрелые плоды, наконец, по ее совету Айсана добыл себе в жены знаменитую красавицу Саумарон Бурдзабах.
Что женщины в нартском обществе пользовались высоким почетом и уважением, это видно из сказания «Урызмаг и кривой уаиг», где говорится о том, что право разрешить спор нартов из-за первенства было предоставлено женщине.
В другом сказании «Как Батрадз спас Урызмага» рассказывается о том, что кровники Урызмага замыслили убить его, и с этой целью в качестве хонаг (приглашающий) прислали к нему молодую женщину. Урызмаг, зная, что кровники затеяли что-то плохое в отношении его, все же пошел на пир, так как, говорит сказание, по обычаю нартов, приглашающей молодице нельзя было отказывать. Этот обычай также говорит о том, что Женщина у нартов пользовалась большим почетом и уважением.
Возьмем еще вариант сказания «Алымбег Алагати». Нартским судьей был Алымбег Алагати. Он имел шесть жен. От последней жены у него была дочь. Когда умер Алымбег, то дочь его оделась в мужской костюм и заняла среди нартов место своего отца (сделалась судьей). Она объявила нартам, чтобы они не проводили время без дела, чтобы они отправились по домам и взялись за работу. Работа – родительница благополучия человека. Кто не трудится, тот в жизни счастья не найдет. После этого нарты взялись за работу. Кладовые их уже не пустовали, а наполнились разными яствами.
Сказание говорит, что дочь Алымбега Алагати объединила силы нартов против врага. Их знаменитые кони – черные Аласа – устремились в бой. Оружие их засверкало как алмаз. Она – судья нартов, одела нартскую молодежь так, что их селения заблестели подобно жемчугу и сапфиру.
Нартские женщины. наравне с мужчинами, были лихими наездницами. Та же дочь Алымбега отличалась, помимо всего прочего, тем, что была прекрасной наездницей. Это видно из сказания «Дочь Алымбега», где говорится о том, что она верхом на лошади прыгнула в одно окно и выскочила в противоположное, не задев их даже ногой.
В нартском эпосе женщина – это патриотка своей родины, она предана делу трудового народа. Она ведет борьбу против врагов народа вместе с мужчинами. Женщина сама посылала своего любимого сына на борьбу с врагами нартов. И она имела нравственную силу отказаться от любимого сына, если он оказывался трусом и бежал с поля битвы. В случае смерти сына на поле битвы, она обычно говорила: «Идите, добрые люди, и если он, сын мой, окажется раненным в спину, то не приносите его сюда – он трус и недостоин того, чтобы с почетом хоронили его на кладбище. Если же он окажется раненным в грудь, то несите его сюда – он настоящий нарт, он храбро шел на борьбу с врагами».
Все эти женские образы занимают большое место в нартском эпосе. Есть еще ряд других героинь в нартском эпосе, которые играют относительно малую роль. Но даже наличия величественного образа Шатаны достаточно, чтобы говорить о высоком положении и большой активности женщины в нартском обществе. Образ Шатаны стоит в ряду лучших женских образов мировых эпосов, таких как образ Андромахи в «Илиаде», образ Пенелопы в «Одиссее». Патриотизм Шатаны, ее находчивость, инициатива, преданность и любовь к своему народу всегда вдохновляли горянку-осетинку.
Еще в давние времена в эпоху крепостничества, женщина-осетинка мечтала быть такой же полноценной, активной участницей жизни своего народа, но ее мечтам в тех условиях не суждено было осуществиться. Только теперь, после Великой Октябрьской социалистической революции, мечта женщины-осетинки претворилась в действительность, ей так же, как и всем женщинам СССР, предоставлены равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни!
¹ Эта и последующие песни приводятся в подстрочном переводе.
² Хуртуан – это место, где рассыпано зерно для просушки на солнце.
³ Принято говорить: «чтобы Вам (супругам) состариться (в мире и согласии), как Урызмаг и Шатана». Абаев, «Нартский эпос», стр. 37.
#СОГУ #Владикавказ #Осетия #ЖенщиныУченые