Глава 2 Детство Кати
Катя была очень любопытным ребёнком.
- Непоседа наша Катюша, - говорила бабушка. А Аня, наоборот, была очень спокойной и послушной. Катя всё время попадала в какие-то истории. Однажды она ушла вместе с гусями со двора. Бабушка Зоя, не найдя ребёнка, позвала на помощь Веру.
Начало глава 1
- Вера, внучка пропала, я только на минутку отвлеклась, - чуть не плача говорила бабушка.
Вера заметила, что гуси странно гогочут.
- Мама, смотри, закричала Вера, - Катя наша с гусями идёт.
И действительно, Катя в белых штанишках шла вместе с гусями, они неестественно гоготали, но Катю не трогали.
- Понимают, ироды, - говорила бабушка Зоя, что ребёнок, не защипали. Катю изъяли из стаи. В следующий раз она потерялась в подсолнухах. В детстве у Кати волосы были жёлтые, блестели на солнце.
- Солнышко, -говорили знакомые и гладили Катю по голове.
Первые дни они с сестрой обследовали территорию дома. Дом и двор был большой. Ещё было много построек - баня, кухня, сарай. Неподалёку жила семья, в которой тоже были две девочки. Однажды они пришли к Кате и Ане познакомиться и вместе поиграть, но совместное времяпрепровождение закончилось печально. Во дворе стояла небольшая кладовка, заполненная всяким хламом. За ней они нашли коробки с каким-то порошком. Скорее всего это была старая детская смесь. Они высыпали этот порошок в таз, залили водой, размешали, и ничего не придумали лучше, как вылить получившуюся кашу на стену этой самой кладовки. Жёлтая масса, цвета детской неожиданности, украшала стену и была видна издалека. Мама Вера, увидев это всё, потеряла дар речи. Она заставила девчонок отмыть все, а потом вежливо проводила новых подружек домой. Так их дружба, не успев начаться, закончилась. Но это была не последняя шалость. Прошёл месяц. История со смесью забылась, и Лена и Марина снова пришли в гости. Они сначала ходили, не зная, чем заняться, а потом решили поиграть в «дочки-матери». За двором лежала металлическая духовка с дверцей. Такие духовки встраивали в стену возле печей. Когда печка топилась, то в духовку можно было поставить борщ, например, чтобы он оставался горячим. Духовку, которую обнаружили девчонки, вышла из строя и поэтому лежала за двором. Лена была старше всех. Она предложила нагреть воду не понарошку, а по-настоящему. Для этого подружки положили в духовку сена. Поставили кастрюльку из детской посудки с водой и подожгли. Сухое сено загорелось очень быстро. Повалил дым. И Лена, чтобы не увидели Катины родители, легла животом на духовку, закрывая собой источник дыма. Алексей, работал во дворе, он сразу заметил дым и побежал к детворе. Мгновенно оценив ситуацию, он схватил за шиворот Лену и оттолкнул от этой духовки. А мама уже несла ведро с водой. Огонь потушили. Катю с Аней наказали, проведя беседу, а Лену с Мариной они увидели не скоро.
В сентябре сестёр отдали в детский сад. Детским садом являлось двухэтажное кирпичное здание. В сад идти было далеко. Нужно было пройти все дома от четырнадцатого к одиннадцатому, потом по тропинке до реки, перейти речку через мостик, потом снова по дороге по улице Молодёжной. Дорога вела к больнице, где работала Вера, а перейдя через дорогу, можно было попасть в детский сад. Сад состоял из четырёх групп. Катю определили в среднюю группу. А Аню в подготовительную.
Первый день в саду Катя помнит до сих пор. Целый день она проплакала. Если кому-то воспитатель делал замечание, то она ревела ещё сильнее. В группе был мальчик Митька Решетников. Он сразу подошёл к новой девочке и стал жалеть.
- Ну что ты плачешь, - утешительным тоном говорил Митька, — это не тебя ругают. И Катя на некоторое время успокаивалась. Так продолжалось три или четыре дня. Потом она привыкла. Больше всего Катя не любила есть по утрам кашу. Она размазывала её по краям тарелки, чтобы подумали, что у неё была полная тарелка до краёв, и вот она сколько съела.
Так как мама Кати была фельдшером, воспитатели считали, что девочка не должна болеть вообще, и, если появлялся хоть намёк на насморк, недовольно высказывали:
- Мать врач, а ребёнка с соплями привела.
Эти слова, конечно, говорились между взрослыми, но Катя слышала и ей обидно было за маму. Ногти, почему-то надо было срезать под самый корень, или как ещё говорили «до мяса», если они были чуть длиннее, то сразу делалось замечание. Поэтому Катя без особого удовольствия ходила в детский сад. Дома её все любили, бабушка Зоя так вообще души не чаяла, Вера разговаривала с детьми как со взрослыми, выслушивала их мнение, Алексей напрямую не участвовал в воспитании детей. Он не сидел с ними, не разговаривал по душам, не наказывал, не читал нравоучений, но если надо было сделать какую-то поделку, то отец никогда не отказывался. Он всегда брал их в гости, привозил гостинцы и подарки, расцветал, когда дети бежали на встречу с раскрытыми объятиями. А в саду не чувствовала Катя доброты.
Однажды произошло неприятное событие, неприятным оно было для Кати.
- Катя, у тебя есть дома смола, - спросил Митька, садовский друг.
Катя помнила, что видела несколько кусков смолы у отца в гараже. Смола, она же гудрон, если кто не знает. Но в детстве Кати гудрон называли смолой. Гудрон можно было растопить. Нагретой жидкой субстанцией заливали крыши от протечек и много ещё где использовали. Твёрдый гудрон чёрного цвета жевали вместо жвачки. Нужно иметь крепкие челюсти чтобы разжевать даже небольшой кусок. Сначала жующие выплёвывали чёрные слюни, которые непременно накапливались во рту через какое-то время. Потом слюни приобретали естественный цвет и можно было жевать сколько душе угодно.
Вот таких несколько чёрных кусков Катя принесла в детский сад. Она угостила в первую очередь Митьку, а когда слух о такого рода гостинце распространился по группе, к Кате стали подходить другие ребята.
- Дай и нам по кусочку, - просили те.
Катя не жадничала, раздавала направо и налево, пока воспитатель не заметила жующих детей. Действо это она сразу прекратила. Выяснив виновника, очень удивилась. Как могла Катя, спокойная, воспитанная, принести смолу в сад и наградить чёрной жвачкой всех ребят. Вечером, когда за девочкой пришла мама, услышала о своей дочке нелестный отзыв. Всю дорогу пока шли от садика до дома Катя слушала воспитательную беседу. Ремня, конечно, она не получила. Просто такого метода Вера никогда не использовала. Папа посмотрел на дочь так неодобрительно, что Катя съёжилась под тяжёлым взглядом. Еще Катя узнала о вреде такой жвачки, о попадании в желудок грязных примесей и больше смолу не жевала.
Когда Аня выпустилась из сада, Кате стало еще труднее туда ходить.
- Мама, канючила Катя, – Аня не ходит в садик, и я не хочу.
- Аня в школу пошла. Ты подрастёшь и тоже пойдёшь.
- Можно я дома с бабушкой буду.
Но так как компромисса не было найдено, Катя продолжала ходить в детский сад.
Детский сад находился рядом со школой. Их разделял всего лишь невысокий забор. На перемене все ученики выбегали на улицу. А садовские тоже подходили к забору. И не только те, у кого старшие братья и сёстры учились, но и другие ребята. Аня иногда покупала в школьном буфете пирожок и угощала Катю. Тогда Катя чувствовала себя Мисс Вселенной, а ребята из группы ей завидовали.
- Дай попробовать, - просили они Катю. И Катя разрешала укусить пирожок, но не всем, а лишь тем, с кем она играла, ну, конечно, Митьке. Воспитательница иногда отгоняла ребят от забора, а иногда смотрела на это сквозь пальцы. Дети стояли минут 10, пока шла перемена, потом расходились. Воспитатель в это время мог передохнуть.
В августе умерла бабушка Зоя. Перед этим она почти год болела, не вставала с постели. Вера очень тяжело перенесла утрату. Катя думала, что бабушка ушла не навсегда и через какое-то время вернётся.
Быстро пролетело лето, и Катя пошла в первый класс. В классе она была самой маленькой и стояла последней на физкультуре. Ей очень не нравилось быть последней, но учитель физкультуры Александр Петрович заставлял строиться по росту. Из всех нормативов, что нужно было сдавать, Кате лучше всего удавался бег. Бегала она быстро и лазила по канату лучше всех. А вот прыгать в высоту боялась. Поэтому и получала иногда четвёрки. По остальным предметам проблем не было. В начальных классах она вообще была отличницей, а потом за год имела всего две четвёрки, одна из них была по физкультуре, а вторая по русскому языку. Все правила Катя знала, но, когда приходилось писать диктант, девчонку вдруг настигало какое-то сомнение, и она писала вместо буквы «е» букву «и» или наоборот.
Летние каникулы проходили как одно мгновение. Они купались в речке до посинения, и выходили из неё, когда от холода зуб на зуб не попадал, или когда Вера кричала, чтобы шли обедать. Речка находилась совсем рядом. Нужно было только перейти небольшой луг. Этот луг Катя очень любила, любила его запах, а пах он травами и цветами. На лугу росла пижма, похожая на жёлтые пуговицы, тысячелистник, имеющий горьковатый аромат, зелёный и фиолетовый чертополох, солодка, корень которого имел терпкий сладкий вкус. Любила бабочек, которые порхали над цветами, любила стрекотание кузнечиков, любила даже телят, которые паслись на этом лугу.
Летом отец часто их с подружками брал с собой. Они залазили в кузов и всю дорогу стояли, держась за борт, а ветер развивал их волосы в разные стороны. За семь километров от Ульяновки находилось что-то типа машинно-тракторной станции. Отец возил туда рабочих, потом в обед собирал их с полей, а вечером привозил трактористов и комбайнеров домой. На этой станции стоял сломанный комбайн.
- Маринка, пошли играть на комбайн, - кричала Катя. Она чувствовала себя здесь главной, ведь их привёз её отец.
После обследования всех уголков комбайна, они спускались вниз и шли в небольшую кладовую, в которой хранилась ветошь для рук. Ветошь состояла из разных кусочков ткани. Для девчонок здесь был рай. Кусочки ткани на их детском языке назывались клаптики. Они выбирали себе эти клаптики и шили потом одежду для кукол.
- Давай сходим в поход, - говорила Марина.
- А что будем брать с собой? У меня есть огурцы, - отвечала Катя, - а ты что возьмёшь?
- Можно еще сварить яйца, нарвать лук.
После сбора нехитрых провиантов, четыре подружки – Аня, Катя, Лена и Марина шли за огороды, садились в траву и все припасы с аппетитом съедали. После этого, поболтав еще минут двадцать, со спокойной душой возвращались домой.
Ближе к Маринке и Лене жил Стёпка. Был он младше Кати на два года. Мальчишек его возраста не было на улице, и он набивался в друзья к девчонкам. Стёпка заикался. Но Катя и Марина не поэтому не хотели с ним играть, а потому что он был мальчишкой и мешал им секретничать. В конце двора за стогом сена они устроили домик. Наносили посудки, кукол, из досок и ящиков устроили стол и скамейку. Домик никому не мешал, только куры иногда туда захаживали. Однажды девчонки пришли с речки, а домик был весь перевёрнут. Куры так не могли сделать, даже если бы постарались, и Марика выдвинула версию о разбойническом нападении Стёпки, потому что накануне они его не взяли играть.
- Стёпка, это твоих рук дело, - грозно спрашивала Маринка.
- Ты о чём? – Стёпка сделал вид, что не знает о чём речь.
- Ну подожди, мы тебе зададим ещё, - погрозила кулаком Маринка. Пришлось срочно эвакуировать дом в более безопасное место, чтобы никто не забрался. После этого случая, девчонки стали игнорировать мальчишку. Вскоре тому надоело гулять одному, и он признался в разорении домика. Подружки долго еще дулись на Стёпку, пока тот не пострадал от рогов быка. Каждый вечер подружки собирались вместе и шли на край села встречать стадо коров, которое возвращалось после выпаса. Стадо было огромное. В одном месте оно делилось на две части. Одна часть уходила на улицы, находящиеся справа. А вторая часть шла на их улицу. Надо сказать, что за коровами ходили бабушки и дети, остальным было некогда. И вот Стёпка спокойно подгонял свою корову хворостинкой, а сзади шёл совхозный бык. Что-то быку не понравилось, и он наскочил на мальчишку, тот упал, а бык стал поддевать его рогами. Хорошо пастух был рядом, он, громко ругаясь, бичом отогнал быка. Стёпка очень испугался и заикаться стал ещё сильнее.
- Бедный Стёпка, - жалостливо говорила Катя.
- Надо убрать быка из стада, - повторяла чьи-то слова Маринка.
- Нельзя его убирать, мне мама говорила, он нужен стаду, - отвечала умная Катя. Только для чего он нужен она толком не поняла.
Девчонки на этот раз долго дружили со Стёпкой, а потом опять из-за чего-то поссорились.
Катя перешла в седьмой класс. Она по-прежнему была маленькой и худенькой. Аня уже училась в девятом классе. Парни из класса Ани очень нравились Кате.
— Вот Андрей у вас, - жаловалась сестре Катя, - такой красивый и умный. А Женька чего стоит, настоящий спортсмен, а в нашем классе ни одного интересного мальчика. Лёшка плохо учится, Вовка дерётся. А Юрку ты видела? Как ему удаётся выпачкаться даже в сухую погоду?
И действительно, брюки на коленках у Юрки были всегда грязные, как будто он не ходил, а ползал на них, волосы всклоченные, да и учился он с двойки на тройку. К тому же он был самым сильным и самым задиристым в классе. Его даже многие побаивались. Катя сидела на второй парте, а Юрка на третьей. Кроме того, что он дёргал её за косы, развязывал банты, так еще ногами так задвигал бывало стул вместе с ней, что, когда Катю вызывали к доске, она не могла встать из-за парты.
- Юра мне не даёт встать, - чуть не плача жаловалась Катя.
- Юра, убери ноги, - строго говорила учительница. Юра убирал, но при первой возможности делал тоже самое. Катя ненавидела одноклассника. Как-то в классе они праздновали день именинника. Катя была очень удивлена поведением Юры.
- Катя, угощайся, - сказал Юрка, протягивая ей красное яблоко. А вечером напросился проводить её домой.
- Только до речки, - разрешила Катя. И Юрка проводил её до речки. Летом Кате купили туфельки с маленькими каблучками-рюмочками. Она их обула на первое сентября. Каблучки так звонко цокали, что все смотрели на Катины ноги, но ничего не говорили, а Юрка единственный сказал:
-Какие красивые у тебя туфли.
Катя ненавидеть Юрку перестала, но относилась к нему снисходительно. Ей приятно было внимание пусть даже такого балбеса как Юрка.
Катя закончила школу. Родители решили переехать. Сбывалась Верина мечта. Она никогда не хотела жить в Ульяновке, даже когда привыкла к кладбищу в центре села. Продав скотину, дом, погрузив мебель в три грузовика, они переехали в Кольцово.