Вы наверняка замечали: купили билет на самолет туда и обратно, но в обоих случаях написаны разные отрезки времени на полет.
Допустим, рейс «Москва–Красноярск» на борту одной и той же компании, по одному и тому же маршруту длится в одну сторону 4 часа 20 минут, а обратно – 4 часа 50 минут.
И это при том, что расстояние от Москвы до Красноярска равно стабильно 3352 км.
Да, если измерять дальность по автомобильным дорогам, расстояние от Москвы до Красноярска составит гораздо больше: порядка 4100 км.
Однако наземная и воздушная трассы – как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Так почему же по одному маршруту самолеты обязательно летят разное время: в одну сторону дольше, в другую – быстрее?
Сами летчики говорят о таком важном факторе, как сила и скорость ветра.
Но не только. Значима еще высота полета.
На большой высоте существенное влияние на движущиеся объекты оказывают струйные течения – зоны сильного ветра. Скорость их перемещения может вызывать зависть у водителей наземного транспорта: до 300 км/ч!
Такие воздушные массы практически в любой момент перемещаются в одном и том же направлении: с запада на восток.
Этим и объясняется загадочное для многих обстоятельство разницы во времени при полетах туда и обратно.
Многие наверняка спросят: ну, а что с севером и югом? А с ними всё проще. В этих направлениях подобной специфики перемещения воздушных масс нет.
В результате получается, что:
- разница при полетах туда и обратно имеется только в случае, если самолет летит и возвращается с запада на восток или наоборот;
- а если он направляется с севера на юг либо обратно – время в полете остается приблизительно одинаковым в обоих ситуациях.
Но возникает и другой вопрос: а оказывают ли какое-то воздействие часовые пояса?
Как выясняется – да, оказывают. Самое непосредственное. Но опять-таки в связи со сторонами света.
Так, когда во время рейса самолет перелетает из одного пояса в другой, он словно бы оказывается в прошлом. Или в будущем. В зависимости от того, в каком именно направлении он летит:
1) если на запад – значит, он попадает в регионы, местное время в которых имеет, говоря условно, меньшее значение. То есть пассажиры вместе с экипажем будто бы оказываются в будущем.
В итоге, допустим, если мы возьмем уже рассмотренный выше пример с Сибирью и столицей, то получим такой расклад:
- самолет вылетает из красноярского аэропорта в 21:30 по местному (красноярскому) времени, =>
- находится в воздухе 4 часа 35 минут, =>
- в Москве приземляется в 6:05 также по местному (теперь уже московскому) времени. Вуаля, добро пожаловать в следующий день;
2) если на восток – значит, он попадет в регионы, где местное время, вновь условно говоря, будет с бОльшим значением. И тогда все находящиеся на борту как бы окажутся в прошлом.
В случае с теми же городами это будет выглядеть так:
- самолет вылетает из московского аэропорта в 7:10 по местному (московскому) времени, =>
- находится 5 часов 5 минут в пути, =>
Вы помните: время полета туда и обратно не равно, отсюда разница в показаниях...
- в Красноярске приземляется в 8:15 также по местному (теперь уже красноярскому) времени. Вэлкам в день прошедший.
Ах, да, напоследок – небольшое «лирическое отступление». Конечно же, самолеты разных авиакомпаний летают по-разному. Поэтому не удивляйтесь, что в билетах будут бОльшие либо меньшие временнЫе отрезки.
Но в любом случае сохраняется ситуация: самолет одной и той же компании по одному и тому же маршруту летит в одну сторону дольше, а в другую – меньше.
Конкретная же разница может быть:
- небольшой. Допустим, 15 минут;
- средней. Вот как в рассмотренном случае, когда самолет летит из Красноярска в Москву 4 часа 35 минут, но из Москвы в Красноярск – 5 часов 5 минут, т. е. с разницей в полчаса;
- довольно значимой. Скажем, если вы летите этак через океан (к примеру, вы смогли купить путевку на Кубу), то разница в пути туда и обратно вообще может составить порядка 2 часов, а то и больше.
И это даже если вам повезет и маршрут будет одинаковым.
А то сами стюардессы признаются, что каждый раз маршрут разный – по вполне понятным обстоятельствам последних пары лет. Поэтому они даже сами не знают, каким именно маршрутом полетят в очередной раз.
П. с. На близкие темы читайте интересные Дзен-статьи «Куда лететь дольше на современных пассажирских самолетах», а также «Что находится в кабине пилотов самолета (рассказ летчиков и фото из реальной кабины)».
И смотрите интересный ролик «Летчики сняли свой полет над Красной площадью и центром Москвы на репетиции Парада Победы».
#транспорт #самолеты #самолёт #летный транспорт #лётный транспорт #общество #авто #интересные факты