Классификация наших отелей подогнана под стандарты Всемирной туристической организации — пятизвёздочную систему, но со своими особенностями. Эту систему придумали не здесь, поэтому российские люксы часто не дотягивают до мировых стандартов. Тройки и четвёрки не всегда похожи на такие же гостиницы в Европе, поэтому проще ориентироваться не на Запад, а на собственные звёзды.
Классификация отелей России была утверждена Министерством культуры в 2018 году. Каждая гостиница должна подтверждать свой статус в аккредитованных организациях не чаще, чем раз в три года. Если положение изменилось, могут забрать или добавить звезду. После проверки отель вносят в Федеральный перечень объектов туристской индустрии. Список организаций есть на сайте Федерального агентства по туризму.
Отели должны сами выбрать компанию, с которой хотят работать, и попросить о проверке. Никто не будет намеренно и без приглашения наведываться в отель, но если дело дойдёт до Министерства культуры, то отелям, не прошедшим аккредитацию, грозит штраф 50 000 ₽.
Эксперты ведут бланк, где проставляют баллы отелю по разным категориям:
— здание и прилегающая к нему территория;
— техническое оборудование и освещение;
— номерной фонд;
— санитарные объекты общего пользования;
— общественные помещения;
— помещения для предоставления услуг питания;
— услуги;
— услуги питания.
Эксперты считают баллы, приходят к решению и определяют категорию. Затем начинается стандартная бюрократия, длительность которой зависит от компании. Чтобы получить все пять звёзд, нужно набрать 76–104 балла. Подробнее можно почитать в документе «Требования к гостиницам и иным средствам размещения».
Звёзды в России: классификация
В России есть отели без звёзд, с них и начнём. Вначале будет список базовых требований. С каждой новой звездой останется то, что было прежде, но добавятся новые пункты.
Без звёзд
Самый простой способ войти в гостиничный бизнес — открыть отель без звёздности. Обязательные критерии:
— вывеска на здании;
— система аварийного освещения;
— горячая и холодная водопроводная вода;
— отопление;
— вентиляция;
— круглосуточная система приёма;
— лифт, если в здании больше пяти этажей;
— смена постельного белья раз в пять дней;
— смена полотенец раз в три дня;
— уборка номеров каждый день;
— внутренняя телефонная связь из номера;
— городской телефон в отеле;
— услуга по хранению ценностей в администрации отеля;
— хранение багажа.
Площадь одноместного номера должна быть не менее 9 кв. м, двухместного — не менее 12 кв.м. Если речь о хостеле, на кровать (одноярусную или двухъярусную) должно приходиться не менее 4 кв. м.
Санузлы обычно находятся в холлах: на этаж по туалету на 10 человек, ванная или душевая на 20 человек.
Пример: отель Kazanaskaya 43 в Санкт-Петербурге.
В каждом отеле независимо от категории звёздности персонал обязан вызывать врача или скорую помощь по просьбе гостя.
Одна звезда
В однозвёздочных отелях остаётся всё, что перечислено выше. Но теперь одно-и двухместные номера должны составлять не менее 25% от всего предложения. Также в 25% номеров должны быть собственные санузлы с умывальником, унитазом, ванной или душевой.
У персонала обязаны быть собственные помещения: столовая, санузлы, раздевалки, комнаты отдыха, подсобные помещения.
Пример: отель «Квадро 1» в Москве.
Две звезды
Теперь одно-и двухместные номера — 50% от предложения, в 50% есть собственные санузлы площадью не менее 2,5 кв. м.
По просьбе гостей персонал должен подносить багаж из транспорта в отель и из холла в номер бесплатно. У персонала появляется форма.
Смена постельного белья — раз в три дня.
На территории, как правило, есть ресторан или кафе, где предлагают континентальный завтрак.
Пример: отель «Илиада» в Сочи.
Три звезды
В этой категории звёздности появляются более масштабные требования:
— здания и вывески обязательно подсвечиваются ночью;
— появляется место для кратковременной парковки;
— отдельные входы для гостей и персонала;
— лифт в зданиях, где больше трёх этажей;
— охранная система и видеонаблюдение.
100% номеров — одноместные (не менее 12 кв. м) или двухместные (не менее 15 кв. м),то есть нет общих комнат для незнакомых людей. Во всех номерах — собственные санузлы. Есть многокомнатные номера для гостей.
В отелях с тремя звёздами предлагают туристические услуги: организуют трансфер в исторический центр города, предоставляют экскурсионное обслуживание, услуги гидов-переводчиков, организовывают продажу билетов в театры, цирк, на концерты и т. д.
Как правило, услуги экскурсоводов или переводчиков — за отдельную плату. Трансфер доступен каждому жителю отеля бесплатно.
Бельё меняют раз в три дня, а полотенца — ежедневно.
Можно выбирать питание: только континентальный завтрак, завтрак и обед, всё включено. Во многих гостиницах есть услуга позднего завтрака или доставки еды в номер.
По вашей просьбе персонал вызовет или забронирует такси.
Пример: AlfaSummer в Анапе.
Четыре звезды
Новые требования:
— есть швейцар;
— вам бесплатно поднесут багаж;
— лифт в зданиях, где больше двух этажей;
— в номерах есть термостат для индивидуального регулирования температуры;
— повышенная звукоизоляция, не менее 35 дБ;
— смена постельного белья раз в два дня, полотенец — ежедневно;
— на территории есть ресторан или кафе, бар, ночной клуб или другой вид круглосуточных развлечений, бассейн или сауна с мини-бассейном, тренажёрный зал, бизнес-центр;
— отель предоставляет прокат авто, остаётся парковка для личных автомобилей;
— интернет в общественных местах;
— индивидуальные сейфы.
Пример: отель «Вознесенский» в Екатеринбурге.
Пять звёзд
Главное, что появляется в отелях пяти звёзд в России, — не менее 5% номеров высшей категории (сюит, апартаменты, люкс). Сюит — это домашние номера с собственной гостиной, столовой, кабинетом, спальней. Площадь — не менее 75 кв. м. Апартаменты — номера, где есть минимум две комнаты и кухонная зона, их площадь — примерно 40 кв. м.
Интернет — во всех номерах, в санузлах есть диспенсеры с разовыми сиденьями для унитазов, пакеты для предметов гигиены, кремыдля рук, салфетки.
Бельё и полотенца меняют каждый день.
Площадь холлов — не менее 160 кв. м, на территории должен быть медицинский кабинет.
Обязательное условие для получения отелями пяти звёзд — сейф и мини-бар в номере, услуги химчистки и прачечной, обычно бесплатные.
Полезные ссылки
Основы «звёздной» системы: как отелям присваивают категории?
Текст: Катя Парпиева для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш канал в Дзен и путешествуйте лучше всех!