Найти тему
Яндекс Путешествия

«Звёздная» система в России: как у нас присваивают категории отелям?

Оглавление

Классификация наших отелей подогнана под стандарты Всемирной туристической организации — пятизвёздочную систему, но со своими особенностями. Эту систему придумали не здесь, поэтому российские люксы часто не дотягивают до мировых стандартов. Тройки и четвёрки не всегда похожи на такие же гостиницы в Европе, поэтому проще ориентироваться не на Запад, а на собственные звёзды.

Классификация отелей России была утверждена Министерством культуры в 2018 году. Каждая гостиница должна подтверждать свой статус в аккредитованных организациях не чаще, чем раз в три года. Если положение изменилось, могут забрать или добавить звезду. После проверки отель вносят в Федеральный перечень объектов туристской индустрии. Список организаций есть на сайте Федерального агентства по туризму.

Отели должны сами выбрать компанию, с которой хотят работать, и попросить о проверке. Никто не будет намеренно и без приглашения наведываться в отель, но если дело дойдёт до Министерства культуры, то отелям, не прошедшим аккредитацию, грозит штраф 50 000 ₽.

Эксперты ведут бланк, где проставляют баллы отелю по разным категориям:

— здание и прилегающая к нему территория;

— техническое оборудование и освещение;

— номерной фонд;

— санитарные объекты общего пользования;

— общественные помещения;

— помещения для предоставления услуг питания;

— услуги;

— услуги питания.

Эксперты считают баллы, приходят к решению и определяют категорию. Затем начинается стандартная бюрократия, длительность которой зависит от компании. Чтобы получить все пять звёзд, нужно набрать 76–104 балла. Подробнее можно почитать в документе «Требования к гостиницам и иным средствам размещения».

Звёзды в России: классификация

В России есть отели без звёзд, с них и начнём. Вначале будет список базовых требований. С каждой новой звездой останется то, что было прежде, но добавятся новые пункты.

Без звёзд

Самый простой способ войти в гостиничный бизнес — открыть отель без звёздности. Обязательные критерии:

— вывеска на здании;

— система аварийного освещения;

— горячая и холодная водопроводная вода;

— отопление;

— вентиляция;

— круглосуточная система приёма;

— лифт, если в здании больше пяти этажей;

— смена постельного белья раз в пять дней;

— смена полотенец раз в три дня;

— уборка номеров каждый день;

— внутренняя телефонная связь из номера;

— городской телефон в отеле;

— услуга по хранению ценностей в администрации отеля;

— хранение багажа.

Площадь одноместного номера должна быть не менее 9 кв. м, двухместного — не менее 12 кв.м. Если речь о хостеле, на кровать (одноярусную или двухъярусную) должно приходиться не менее 4 кв. м.

Чаще всего отели без звёзд работают по принципу хостела. В одной комнате — места для нескольких человек. Владельцы часто ставят двухъярусные кровати, чтобы сэкономить место. Автор: JuergenFaelchle
Чаще всего отели без звёзд работают по принципу хостела. В одной комнате — места для нескольких человек. Владельцы часто ставят двухъярусные кровати, чтобы сэкономить место. Автор: JuergenFaelchle

Санузлы обычно находятся в холлах: на этаж по туалету на 10 человек, ванная или душевая на 20 человек.

Пример: отель Kazanaskaya 43 в Санкт-Петербурге.

Двухместные номера могут быть как с раздельными кроватями, так и с одной совмещённой
Двухместные номера могут быть как с раздельными кроватями, так и с одной совмещённой
Отели без звёзд —далеко не всегда старые грязные здания. Они могут быть чистыми, аккуратными и красивыми
Отели без звёзд —далеко не всегда старые грязные здания. Они могут быть чистыми, аккуратными и красивыми

В каждом отеле независимо от категории звёздности персонал обязан вызывать врача или скорую помощь по просьбе гостя.

Одна звезда

В однозвёздочных отелях остаётся всё, что перечислено выше. Но теперь одно-и двухместные номера должны составлять не менее 25% от всего предложения. Также в 25% номеров должны быть собственные санузлы с умывальником, унитазом, ванной или душевой.

У персонала обязаны быть собственные помещения: столовая, санузлы, раздевалки, комнаты отдыха, подсобные помещения.

Пример: отель «Квадро 1» в Москве.

В отелях с одной звездой появляется собственный санузел в каждом номере. Кроме того, многие владельцы предоставляют шампуни, гели для душа и одноразовые тапочки
В отелях с одной звездой появляется собственный санузел в каждом номере. Кроме того, многие владельцы предоставляют шампуни, гели для душа и одноразовые тапочки

Две звезды

Теперь одно-и двухместные номера — 50% от предложения, в 50% есть собственные санузлы площадью не менее 2,5 кв. м.

По просьбе гостей персонал должен подносить багаж из транспорта в отель и из холла в номер бесплатно. У персонала появляется форма.

Смена постельного белья — раз в три дня.

На территории, как правило, есть ресторан или кафе, где предлагают континентальный завтрак.

Пример: отель «Илиада» в Сочи.

Три звезды

В этой категории звёздности появляются более масштабные требования:

— здания и вывески обязательно подсвечиваются ночью;

— появляется место для кратковременной парковки;

— отдельные входы для гостей и персонала;

— лифт в зданиях, где больше трёх этажей;

— охранная система и видеонаблюдение.

100% номеров — одноместные (не менее 12 кв. м) или двухместные (не менее 15 кв. м),то есть нет общих комнат для незнакомых людей. Во всех номерах — собственные санузлы. Есть многокомнатные номера для гостей.

В отелях с тремя звёздами предлагают туристические услуги: организуют трансфер в исторический центр города, предоставляют экскурсионное обслуживание, услуги гидов-переводчиков, организовывают продажу билетов в театры, цирк, на концерты и т. д.

Как правило, услуги экскурсоводов или переводчиков — за отдельную плату. Трансфер доступен каждому жителю отеля бесплатно.

Бельё меняют раз в три дня, а полотенца — ежедневно.

Можно выбирать питание: только континентальный завтрак, завтрак и обед, всё включено. Во многих гостиницах есть услуга позднего завтрака или доставки еды в номер.

По вашей просьбе персонал вызовет или забронирует такси.

Пример: AlfaSummer в Анапе.

В трёхзвездочных отелях не обязан быть бассейн, но во многих местах он есть. Особенно если говорить о Сочи, Анапе и других туристических городах. Источник: shutterstock
В трёхзвездочных отелях не обязан быть бассейн, но во многих местах он есть. Особенно если говорить о Сочи, Анапе и других туристических городах. Источник: shutterstock

Четыре звезды

Новые требования:

— есть швейцар;

— вам бесплатно поднесут багаж;

— лифт в зданиях, где больше двух этажей;

— в номерах есть термостат для индивидуального регулирования температуры;

— повышенная звукоизоляция, не менее 35 дБ;

— смена постельного белья раз в два дня, полотенец — ежедневно;

— на территории есть ресторан или кафе, бар, ночной клуб или другой вид круглосуточных развлечений, бассейн или сауна с мини-бассейном, тренажёрный зал, бизнес-центр;

— отель предоставляет прокат авто, остаётся парковка для личных автомобилей;

— интернет в общественных местах;

— индивидуальные сейфы.

Пример: отель «Вознесенский» в Екатеринбурге.

Вместо бизнес-центра в отеле может быть конференц-зал, который часто снимают для семинаров и других рабочих мероприятий
Вместо бизнес-центра в отеле может быть конференц-зал, который часто снимают для семинаров и других рабочих мероприятий

Пять звёзд

Главное, что появляется в отелях пяти звёзд в России, — не менее 5% номеров высшей категории (сюит, апартаменты, люкс). Сюит — это домашние номера с собственной гостиной, столовой, кабинетом, спальней. Площадь — не менее 75 кв. м. Апартаменты — номера, где есть минимум две комнаты и кухонная зона, их площадь — примерно 40 кв. м.

В пятизвёздочных отелях можно арендовать и простой эконом, но в люксовых номерах владельцы стараются сделать помпезный интерьер и удивить посетителей красивым видом из окна
В пятизвёздочных отелях можно арендовать и простой эконом, но в люксовых номерах владельцы стараются сделать помпезный интерьер и удивить посетителей красивым видом из окна

Интернет — во всех номерах, в санузлах есть диспенсеры с разовыми сиденьями для унитазов, пакеты для предметов гигиены, кремыдля рук, салфетки.

Бельё и полотенца меняют каждый день.

Площадь холлов — не менее 160 кв. м, на территории должен быть медицинский кабинет.

Холлы в пятизвёздочных отелях обязательно большие. Гости могут спуститься, заказать кофе или другой напиток, отдохнуть. Могут сесть с ноутбуком, подключиться к Wi-Fi и спокойно работать. Но в номерах интернет тоже есть
Холлы в пятизвёздочных отелях обязательно большие. Гости могут спуститься, заказать кофе или другой напиток, отдохнуть. Могут сесть с ноутбуком, подключиться к Wi-Fi и спокойно работать. Но в номерах интернет тоже есть

Обязательное условие для получения отелями пяти звёзд — сейф и мини-бар в номере, услуги химчистки и прачечной, обычно бесплатные.

Бассейн обязателен для четырёх и пяти звёзд. В пятизвёзднике также должен быть тренажёрный зал, сауна
Бассейн обязателен для четырёх и пяти звёзд. В пятизвёзднике также должен быть тренажёрный зал, сауна

Полезные ссылки

Основы «звёздной» системы: как отелям присваивают категории?

Текст: Катя Парпиева для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и путешествуйте лучше всех!