На отдыхе или в командировке в первую очередь хочется комфорта, хорошего сервиса и вкусной еды. Мы привыкли оценивать гостиницы по звёздам: пять звёзд — шикануть, отдохнуть на широкую ногу, четыре — приятно провести время, две — просто переночевать.
Но в жизни, как всегда, всё гораздо сложнее. Спойлер: в мире нет единой системы оценки отелей, в каждой стране индивидуальный подход и своё понимание комфорта. А ещё везде есть схемы, как обойти порядок. Давайте же разберёмся, что вообще значит звёздность и как выбирать гостиницы в разных точках мира и в России в том числе.
История присвоения звёзд
Условное разделение отелей по уровням существовало всегда: одни люди ночевали в роскошных гостиницах или на постоялых дворах, другие шли в харчевни и дешёвые ночлежки. Даже в письменных источниках Древнего Египта и Древней Греции упоминаются места, в которых можно было переночевать. В 1500 году до н. э. на Крите появился постоялый двор для простого люда, а в древнегреческом Эпидавре (культурном центре Асклепия, бога медицины) — для верхушки власти. Причём со скульптурами, картинной галереей и театром на 17 тысяч мест.
Уже к XX веку в обиход вошли буквенные и числовые обозначения отелей. Владельцы могли поставить «5 классов» или «5 корон» (в Англии это работает до сих пор) за престиж и качество обслуживания, но никто это не контролировал.
Наконец, в 1989 году Всемирная туристическая организация утвердила декларацию об оценке отелей во всём мире в виде знакомой нам пятизвёздочной шкалы. Документ носил не обязательный, а рекомендательный характер, поэтому до сих пор не существует единой системы, которая бы действовала во всех странах.
Основы 5-звёздочной системы
Ещё раз: единой системы нет, и у каждой страны своё понятие о комфорте постояльцев. Тем не менее в большинстве стран придерживаются (или хотя бы стараются придерживаться) основных сводов Всемирной туристической организации.
Одна звезда, или бюджетная категория: в отеле должна быть стойка регистрации и общественный телефон. В номере — кровать, стол, два полотенца, мыло, шкаф или вешалка. В проживание включена ежедневная уборка и смена белья раз в неделю. Ванная комната — на этаже.
Две звезды, или туристический класс: по оборудованию в отеле и в номере особо не отличается от одной звезды. Постельное бельё меняют раз в пять дней, а ванная комната находится уже в номере. Некоторые отели предлагают завтраки.
Три звезды, или средний класс: здесь появляются номера разных категорий. Стандартный номер — 12 кв. м. В номере есть телевизор, телефон, холодильник, стол и зеркало. Уборка каждый день, смена белья — раз в два дня. В отеле обязательно есть завтраки, а вот включены ли они в стоимость — нужно уточнять при бронировании. На территории гостиницы обычно появляется стоянка автомобилей, на курортах — бассейн.
Четыре звезды, или первый класс: ко всему, что есть в трёшке, добавляются мини-бар, кондиционер и сейф (может быть на ресепшен). В туалетной комнате обязательно есть ванные принадлежности: мыло, шампунь, гель для душа, салфетки. Уборка и смена белья — ежедневно. Как правило, за дополнительную плату стирают, гладят и сушат вещи.
Пять звёзд, или высшая категория: площадь стандартного двухместного номера составляет не менее 16 кв. м. В отеле разнообразная кухня с несколькими ресторанами, на территории — бары и магазины, салоны красоты, спортивно-оздоровительные центры, бассейны, конференц-залы. Уборка, смена белья и услуги по уходу за одеждой, конечно, тоже остаются. Парковка —обязательный пункт. Во многих местах предоставляют туристические услуги: заказывают автобусы до центра города, организуют экскурсии. Как правило, за дополнительную плату.
Есть и исключения. Например, в Англии вместо звёзд используют короны (чтобы перевести короны в звёзды, нужно отнять одну корону: 5 корон — 4 звезды, 6 корон — 5 звёзд ), в Швеции — ключи. Черногория и Греция расставляют оценки латинскими буквами (высший уровень — L, четыре звезды — А, три звезды — В и т. д.).
В США, Китае и Израиле нет фиксированных классификаций, отели используют несколько систем оценок. Например, в Америке авторитетом пользуется оценка Американской автомобильной ассоциации (ААА).
ААА — это клуб автолюбителей, основанный ещё в 1902 году. При чём тут машины и отели? История интересная: в 1916 году клуб начал публиковать путеводители с описанием достопримечательностей и отелей. Каждой гостинице в разных штатах они ставили оценку в виде бриллиантов. Со временем традиция закрепилась и стала важным показателем качества.
Представитель ААА внезапно под видом гостя приезжает в отель и проверяет его качество по обеспечению комфорта, декора, чистоты и безопасности. Списки обладателей бриллиантов (по шкале от 1 до 5) попадают в специализированные издания компании.
Возможно, вы слышали и про знаменитые райские островки, которым присуждают шесть или даже семь звёзд. Но это скорее маркетинговый ход для сверхлюксовых и помпезных гостиниц, таких как Burj Al Arabв Дубае. В типичной системе гостиничного сервиса отели шести-семи звёзд не предусмотрены.
В Турции, Египте и на других пляжных курортах часто встречаются дополнительные обозначения: HV-1 и HV-2. Это пометка клубных отелей — отдельных домиков с большой частной территорией и собственным пляжем:
- HV-1— отели на уровне четырёх или пяти звёзд;
- HV-2— это две или три звезды.
Как отели получают звёзды: мировой опыт
И снова единственного правильного ответа нет. Классификация отелей регулируется в каждой стране по-своему.
В большинстве случаев вопросом занимается государство — министерство туризма, например. В некоторых странах — частные компании и ассоциации. В Великобритании, как и в Штатах, за это отвечает Автомобильная ассоциация. В первом случае отели получают короны, во втором — бриллианты.
В Евросоюзе в 2009 году появилась Hotelstars Union — организация, призванная создать единую классификацию отелей в Европе. В Hotelstars Union входят Австрия, Чехия, Германия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Бельгия, Дания, Греция. Венгрия, Швейцария и Нидерланды.
Отель подаёт заявку на присвоение звёзд, ассоциация приезжает и оценивает качество обслуживания и количество предоставляемых услуг. Иногда представители наведываются как тайные покупатели, не предупреждая. Вспомните фильм «Тринадцать друзей Оушена», владелец казино как раз ждёт таинственного гостя, чтобы получить оценку в виде бриллиантов (дело было в Америке).
В Турции и Египте за звёздностью следят чиновники из министерства. Получить заветный класс можно, но придётся пройти много бюрократических процедур, а переоценка может затянуться на долгие годы.
В Эмиратах отели тоже получают звёзды от государства, как правило, не больше пяти. Остальное — маркетинговый ход и пыль в глаза ради привлечения клиентов.
Текст: Катя Парпиева для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш канал в Дзен и путешествуйте лучше всех!